Сопротивление произвола и сублимация свободы

Сопротивление произвола и сублимация свободы
Сублимация (от лат. sublimatio - возношу) - преображение из низшего состояния в высшее. В аналитической психологии - преображение низших влечений в духовное творчество
***
О возможных путях выхода их кризиса гуманизма применительно к России много и, как кажется, плодотворно размышлял Вышеславцев. Этим объясняется и особый интерес мыслителя (вообще не проводившего принципиального различия между художественным и философским творчеством) к наследию А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского. Поэзия Пушкина, по его мнению, есть поэзия свободы, знак и доказательство того, что потенциально русский человек свободнее западного. Но русская стихия, так глубоко освещенная и осмысленная Достоевским, не дает этой свободе вылиться в социально приемлемые формы. Русский человек боится сам себя, - заметил Вышеславцев. Вывод, к которому он приходит, может показаться на первый раз парадоксальным: Спасти Россию может лишь трезвый практицизм и реализм, порожденный русской стихией. На самом деле для мыслителя, стремившегося преодолеть крайности славянофильства и западничества, в таком выводе нет ничего удивительного
В. Сапов
…Свобода есть прежде всего произвольность выбора. Willkur liberum arbitrium (произвол (нем.); свобода выбора (лат.)). Это несублимированная свобода. Cвязанные с нею феномены духовного противоборства, восстания против иерархии ценностей, показывает глубину, мощь и неукротимость свободного произвола.
Существует, однако, и сублимированная свобода, т.е. такая, которая повернула руль в направлении к ценностям, которая добровольно взяла на себя и выбрала реализацию идеального долженствования. Существуют две свободы, или две ступени свободы: свобода произвола и свобода творчества. Переход от первой ко второй есть сублимация свободы.
…Различие двух ступеней свободы действительно чрезвычайно важно. Уже Кант различал негативную и позитивную свободу: die Freiheit im negativen Verstande und die Freiheit im positiven Verstande. Но только позитивную свободу он считает этически и теоретически ценной. Этически она означает добрую волю, волю, добровольно подчинившую себя принципу нравственного закона, а только такая воля ценна; а теоретически она означает новую закономерность практического разума, имеющую под собою и подчиняющую себе закономерность природы, закономерность каузальную. И только такое позитивное понимание свободы может, по Канту, решить знаменитую антиномию свободы и необходимости. Негативная свобода этого не может, ибо она была бы свободной от всякой закономерности; напротив, решение Канта утверждает наличность двух закономерностей: природо-причинной и моральной, показывая их совместимость. Кант всюду проводил принцип закономерности (Gesetzmassigkeit der Vernunft - (закономерность разума (нем.))), а потому всезаконной свободы оценить не может. Впрочем, в своей философии права и он принужден признать некоторую ценность негативной свободы, ибо субъективное право защищает, в известных пределах свободу произвола (Willkur).
…Сублимация свободы может быть выражена в терминах современной философской проблематики, на языке той философской школы, которая более всего сделала в сфере этики. Мы разумеем Шелера и Гартмана, этические исследования которых стоят и взаимно восполняют друг друга. Шелер рассматривает соотношения эмоций и аффектов, с одной стороны, и системы ценностей, с другой стороны. Ему близка идея сублимации, но он знает только одну сублимацию реального материала эмоций, влечений, аффектов, при помощи идеального бытия ценностей. Но Шелер рассуждает так, как если бы свободы не существовало. Она не рассматривается в его этике. Поэтому для него не существует проблемы сублимации свободы, второго момента сублимации. Обратно обстоит дело у Гартмана. Проблема свободы есть самая оригинальная, самая драгоценная часть его этики. У него бессознательно присутствует проблема сублимации произвола (хотя он не употреблял этого термина). Но проблема первой сублимации, сублимации Эроса, у него отсутствует. Поэтому теория подсознания и открытия современной аналитической психологии в области эмоций, аффектов, влечений ему как бы не нужны; тогда как в мировоззрении Шелера они находят свое место. У Шелера дело обстоит так, как если бы человек знал только аффекты и ценности, а такого феномена, как свобода, решение, - просто бы не существовало. У Гартмана, обратно, существуют только ценности и свобода; как будто бы человек не имел аффектов, влечений, эмоций, вырастающих из подсознания, как будто бы эта сфера была этически безразлична. Можно предположить, что один философ имел опыт богатой эмоциональной жизни и высокого интеллектуального созерцания, но совершенно не имел опыта воли, решения, свободного выбора; Напротив, другой философ имел глубочайший опыт свободы, произвола, выбора, решения воли и, разумеется, достигал вершин интеллектуального созерцания (в этом они совпадают, иначе они и не были бы большими философами), - но совершенно не имел опыта эмоциональной жизни. Однако этика требует как сублимации влечений, так и сублимации свободы.
Только вторая завершает и в конце концов обосновывает весь процесс сублимации. В самом деле, при исследовании сублимации подсознания, сублимация Эроса, у нас постоянно всплывала проблема свободы. Свобода решает, вступаем ли мы на путь сублимации или профанации Эроса, на путь творческого или порочного воображения.
…Игнорирование первой свободы (произвола) действительно влечет за собою прежде всего непонимание зла и некоторую оптимистическую наивность, так как игнорируется трудная проблема перехода от первой свободы ко второй, иначе говоря, центральная этическая проблема сублимации свободы; Но далее игнорирование свободы произвола может означать недооценку этой свободы в сравнении со второй, ее практическое отрицание и подавление во имя свободы в добре. Тогда мы получим деспотизм Великого Инквизитора, т.е. совершенное уничтожение всякой свободы во имя уничтожения субьективного произвола. Это то, что сейчас грозит миру....
Б.П. Вышеславцев. Раздел 4 Этика благодати как этика свободы. Ее проблема в современной философии. Шелер и Гартман. Раздел 5 Две свободы: негативная и позитивная. Свобода в произволе и свобода в добре. Н. Бердяев . Раздел 6 Ценность произвола и Liberum arbitrium главы VII Сопротивление произвола и сублимация свободы из книги Этика преображенного эроса. Париж. 1931


Рецензии