01. К. Маркс и Ф. Энгельс

Первый этап формирования марксизма как абсолютной философии, то есть философии, не имеющей ничего внешнего, или вернее, включающей в себя своё внешнее в качестве подмножеств, являющихся источниками его развития, был связан с деятельностью его непосредственных основателей, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. На данном этапе три базовых компоненты были синтезированы в ходе размежевания с их предшествующими идеологическими трактовками. В этом смысле показательна полемическая и публицистическая направленность большинства произведений Маркса и Энгельса, яростно отмежёвывавшихся от любых метафизических и идеалистических концепций, поскольку необходимо было как можно скорее пройти траекторию, очерчивающую подмножества структуры, так что собственно теоретическая или рефлексивная составляющая, или момент чистого мышления над осуществляемым процессом, оставался за рамками их рассмотрения. В этом смысле Маркс не оставил нам материалистической "Науки Логики", но оставил логику "Капитала", рефлексировать над которой он предоставил своим наследникам и эпигонам.

1. Карл Маркс (1818-1893) – выдающийся немецкий философ, экономист, революционер, синтезировавший в своём творчестве английскую политическую экономию, немецкую классическую философию и французский утопический социализм, открыв на основе данного синтеза исторический материализм, диалектический материализм и научный социализм как составляющие марксистского учения и исторические адаптации структуры всякого эквивалентного междисциплинарного синтеза: науку, философию и идеологию. Основные сочинения:

“Экономическо-философсие рукописи 1844 года” (1844) - сочинение молодого Маркса, посвящённое проблематике экономического отчуждения человеческой природы капитализмом. Согласно критике Альтюссера, содержит ряд метафизических моментов, связанных с абсолютизацией человеческого аспекта в обществе, которое несводимо к населяющим его людям; читать критически.

“Святое семейство, или Критика критической критики” (1844) - полемическое произведение, направленное против его современника, буржуазного социалиста и метафизика Бруно Бауэра и его сотоварищей-младогегельянцев. Написано в соавторстве с Энгельсом.

“Тезисы о Фейербахе” (1845) - короткий текст из 11-ти тезисов, знаменующий разрыв Маркса с заблуждениями гуманистической идеологии и становление его как диалектического материалиста в понимании общества.

“Немецкая идеология” (1846) - полемический текст, направленный против тех же младогегельянцев, главным образом против Бруно Бауэра и анархо-индивидуалиста, Макса Штирнера, сочинившего метафизический трактат "Единственный и его собственность". Оба автора прославились тем, что извращали сущность исторического процесса и функционирования общества, проповедуя, будто история совершается через борьбу идей, а не борьбу классов, и много подобной бессмыслицы. Написана в соавторстве с Энгельсом.

“Нищета философии” (1847) – критический ответ на книгу французского анархо-синдикалиста и женоненавистника Пьера-Жозефа Прудона “Философия нищеты”, в которой тот излагал. В двух её частях Маркс разоблачает философские умозаключения Прудона как метафизические и идеалистические, а экономические домыслы как безграмотные и антинаучные.

“Манифест коммунистической партии” (1848) - один из важнейших текстов коммунистического учения и движения, предвосхищающий неизбежное наступление коммунистического общества как разрешения экономических и политических противоречий капитализма.

"Наёмный труд и капитал" (1849) – популярная экономическая работа, в которой Маркс разъясняет противоречие между трудом и капиталом и практические революционные выводы, из него следующие.

“Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта” (1852) – блистательный образец публицистической историографии, в котором Маркс разбирает движение социальных групп, классов и их интересов во время событий 1848-49 гг. во Франции.

“Очерк критики политической экономии” (1857-58) - экономическая работа, также известная как Grundrisse; содержит первоначальные замыслы Маркса о фундаментальном исследовании политэкономических основ капиталистического строя, ставшие впоследствии основой “Капитала”.

"Заработная плата, цена и прибыль" (1865) – популярная экономическая работа, основанная на докладе Маркса на собрании I Интернационала, в которой Маркс разъясняет собственную трактовку теории прибавочной стоимости и практические революционные выводы, из неё следующие.

“Капитал, т.1” (1967) – фундаментальный труд, посвящённый критике политической экономии. Является, бесспорно, наиболее выдающейся из экономических исследований, существовавших в истории данной науки. В первом томе исследуется процесс производства капитала. Прочесть, законспектировать и уметь использовать его в ходе пропаганды и агитации – долг и прямая обязанность всякого приличного марксиста.

“Критика Готской программы” (1875) - критический разбор проекта программы немецкой Социал-Демократической партии, опровергающий метафизические гипотезы лассальянцев о смысле и назначении партии рабочего класса.

2. Фридрих Энгельс (1820-1895) – выдающийся немецкий философ, экономист, революционер, товарищ и соавтора Маркса в открытии законов диалектического материализма, исторического материализма и научного социализма на данной планете. Основные сочинения:

“Положение рабочего класса в Англии” (1844) - популярный научно-политический очерк, раскрывающий противоречия английского капитализма 18-19 вв., его реакционный характер и гнёт английской буржуазии над пролетариатом собственной страны.

“Анти-Дюринг” (1878) - цикл статей, направленных против учения немецкого метафизика и реакционного социалиста Дюринга, который проповедовал множество ни с чем не сообразных вещей, вводя немецких рабочих и коммунистов в заблуждение. Анти-Дюринг - первое систематическое изложение марксистского учения.

“Диалектика природы” (1883) - совокупность подготовительных заметок, раскрывающих учение диалектического материализма о природе, её материальности, негативности и противорениях.

“Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884) - исследование Энгельса о происхождении институтов буржуазного общества и их отмирании их в грядущем коммунизме. Особенно полезно товарищам, ошибочно считающим, будто институты семьи и государства есть нечто положительное и нуждаются в защите.

“Капитал, т.2” (1885) - фундаментальный труд, посвящённый критике политической экономии. Является, бесспорно, наиболее выдающейся из экономических исследований, существовавших в истории данной науки. Во втором томе исследуется процесс обращения капитала. Прочесть, законспектировать и уметь использовать его в ходе пропаганды и агитации – долг и прямая обязанность всякого приличного марксиста.

“Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” (1886) - сочинение Энгельса в защиту прогрессивного содержания немецкого идеализма вообще и учения Гегеля о диалектике в особенности, извлечённом из ложной идеалистической формы Марксом как адекватного природе самих вещей. Составлен Энгельсом на основе рукописей Маркса.

“Капитал, т.3” (1894) - фундаментальный труд, посвящённый критике политической экономии. Является, бесспорно, наиболее выдающейся из экономических исследований, существовавших в истории данной науки. В третьем томе исследуется процесс капиталистического производства, взятый в целом. Прочесть, законспектировать и уметь использовать его в ходе пропаганды и агитации – долг и прямая обязанность всякого приличного марксиста. Составлен Энгельсом на основе рукописей Маркса.

“Капитал, т.4” (1905) – фундаментальный труд, посвящённый критике политической экономии. Является, бесспорно, наиболее выдающейся из экономических исследований, существовавших в истории данной науки. В четвёртом томе исследуются теории прибавочной стоимости, создававшиеся предшественниками и современниками Маркса. Прочесть, законспектировать и уметь использовать его в ходе пропаганды и агитации – долг и прямая обязанность всякого приличного марксиста. Составлен Энгельсом на основе рукописей Маркса, издан после его смерти Карлом Каутским.


Рецензии