История, время, вечность

Что такое история в принципе? - вопрос, на который марксизм даёт поразительно скудный ответ, по существу обходя данный вопрос молчанием. Данное молчаливое обхождение является симптоматичным, поскольку предполагает, что в центре исторического материализма находится неопределённое до конца понятие с контекстуальным, а не чётко определённым смыслом. Контекстуальность смысла истории в марксизме может быть понята при рассмотрении его как заданного понятийной матрицей просвещенческой философии, стремившейся скорее секуляризироваться и отмежеваться от всех понятий, напоминавших теологические построения, в том числе связанных с описанием устройства абсолюта, трактовавшегося в докапиталистической европейской философии антропоморфно. Неразвитость естествознания в 18 и 19 веках позволяет считать доустимым на тот момент молчание относительно причин истории, лежащих в устройстве вечного абсолюта – однако на начало 21 века молчание по этим вопросам можно смело считать затянувшимся. Непрояснённость вопроса о том, откуда произошло время, история, что было до большого взрыва и что находится за пределами этой вселенной, даёт место для теологических креационистских спекуляций разной степени пошлости, в то время как современный материализм вполне способен разрешить данную проблему без привлечения каких-либо сверхъестественных факторов.

1. История отлична от времени и от вечности. Структурно, понятие истории предполагает определение через более общие понятия времени и вечности, конкретизацией которых она является. В самом деле, очевидно, что возможность существования истории обусловлена физическим временем, так как без времени, без движения, не было бы и истории как движения направленного. Аналогично, если бы количество материи и движения было конечным, то это противоречило бы понятию количества как определенности, безразличной к определяемому. Из этого следует, что исторический материализм как учение о направленном движении материи должен быть дополнен темпоральным и этернальным материализмами как учениями о конкретных способах временения материи и о способах её существования в вечности.
Относительно последней следует заметить, что одним из основных положений всякого диалектического материализма (поскольку количество таковых может быть на много порядков больше единицы) является тезис об актуальной бесконечности природы в пространстве и во времени. Но, если мы признаём, что вся природа в своей целокупности никогда не возникала и никогда не прекратится, но всегда существовала и будет существовать вечно, то данная ситуация определённым образом проблематизирует теорию исторического материализма как составной части материализма диалектического, так как понятие исторического времени оказывается соотнесённым с временем вечности, что в классических работах Маркса и Энгельса затрагивается весьма поверхностно. Поэтому было бы уместным сперва дать определения тем основным универсалиям, в которых разворачивается исторический процесс и исторический прогресс, как и их отношение к вечной и неизменной во всех своих трансмутациях природе.

Время – последовательная смена локальных форм материи.

Вечность – параллельное сосуществование всех возможных времён.

История – последовательная смена режимов протекания времени.

Первые две сущности являются предметом темпорального и этернального материализмов соответственно, и их мы здесь коснёмся лишь в той мере, в которой они нам интересны, указав на различие предметов исследования. Так, к примеру, что может быть названо соответствующими теоретическими объектами для Теория стадийного развития общества, разработанной В.П.Илюшечкиным, в рамках исторического материализма? Стадиям как диахроническим этапам развития могут быть противопоставлены страты как синхронические формы временения – соответственно, Теория стадийного развития общества могла бы соответствовать Теория стратификационного временения общества. С вечностью дело обстоит несколько сложнее, поскольку в ней все возможные формы как временения, так и переходов между ними, уже-всегда существуют актуально. Поэтому и мыслиться они должны не пространственно, а чисто логически, как спектры вариаций, конституированные параметрами различия в становлении. Таким образом, двум первым теориям в контексте этернального материализма соответствовала бы Теория спектрального различания общества, или что-то в этом роде, поскольку устройство бесконечной природы в целом нуждается в концептуализации и научном исследовании.
Возвращаясь к Теория стадийного развития общества, следует отметить её претензию на системный характер, а также более строгое отношение к концепции революции как перехода между двумя стадиями, не сводимому к революции политической. Последнее озволяет нам сделать второй вывод относительно составных частей исторического процесса, а именно:

2. История состоит из революций как смен режимов функционирования времени. Данное утверждение замечательно тем, что по существу позволяет размежевать предметы исторического и темпорального материализмов, оставив весь массив стохастических перестановок элементов той же самой структуры коммуникации в области темпорального материализма, радикально сузив предмет материализма исторического. Грубо говоря, триллионы повседневных событий, начиная от тепловых колебаний молекул в глубинах архейского океана и заканчивая миллиардами сообщений в современных мессенджерах, переживаниями по их поводу и тому подобными вещами могут быть вынесены за скобки рассмотрения как временные, а не исторические явления. Тогда как к числу последних могут быть отнесены события биологической эволюции – ароморфозы и идиоадаптации, а также крупные технические изобретения, влекущие за собой качественные скачки в производительности труда, смены политических и идеологических надстроек над ними. Таким образом, количество исторических событий оказывается на множество порядков ниже, чем временных, чем облегчается задача их исследования и выявления закономерностей перехода.

Понятие режимов функционирования времени является расширением понятия способа производства на внеобщественные формы движения материи, поскольку всякий способ производства, как доказали макроисторические исследования, характеризуется определённой формой коммуникации между элементами системы, в ходе которой прорабатываются объёмы возрастающей сложности взаимодействия.

3. Революции как качественные скачки, зависят от накопления количественных темпоральных изменений в структурах коммуникации. В структуре коммуникации, о которой будет подробнее сказано в третьей части настоящей главы, постоянно происходят перестановки элементов и мест, то есть локальные изменения, из перетасовки которых вырабатываются новые комбинации, обладающие новыми свойствами.

4. Количественные изменения, ведущие к революциям, конституированы как исключения, проходящие локальный отбор на совозможность. И прежде всего конституированы как локальные исключения; абсолютных исключений не бывает. В этом отношении важна система категорий всеобщее-особенное-единичное.

5. Революции осуществляются как последовательные надстройки системных уровней.

6. Социальные межформационные революции включают в себя четыре аспекта: Технико-технологический переворот; затем экономический, идеологический и политический

7. Истории присущи законы: В каком смысле истории присущи законы? - в той мере, в которой она является последовательной трансформацией структур производства.

8. История – бесконечно познаваемый процесс.

9. История – потенциально управляемый процесс, пропорционально познанности.


Рецензии