Прощай, прощай, любовь моя, прощай

                Прощай, прощай, любовь  моя, прощай…

                Вереница  пузатых  «ПАЗ»иков   шустро  пылила  по  просёлочной  дороге, оставляя  после  себя  клубы  пыли  и  голубоватого  дыма, вырывающегося  из  выхлопных  труб. Это  -  студенческий  отряд  культпросветучилища   спешил  на  помощь  колхозникам, срочно  надо  было  закончить  уборку  помидор.   Новоиспечённые  студенты  только  радовались  тому, что  учебный  год  отодвигается  недели  на  три, а  может  быть  и  на  месяц. Только  вчера  они  успели  познакомиться  друг  с  другом, а   уже  сегодня  дружной  семьёй  торопились  навстречу  трудовым  подвигам. Здесь  были  все: певцы, танцоры, музыканты, режиссёры, библиотекари – будущие  проводники  новой  социалистической  культуры. Чтобы  путь  проходил  веселее  в  каждом  автобусе  звучали  песни. Проезжая  через  очередное  село, студенты   начинали  петь   ещё  громче,   да  так, что   местные  петухи, копошащиеся  в  придорожной  пыли, испуганно  шарахались  в  разные  стороны, а  случайные  прохожие  только  улыбались  вслед  неторопливо  удаляющимся  автобусам.
                Прибыв  на  место, шумная  публика  быстро  разгрузила  свои  вещи  и   
обжила  неуютные  бараки, украсив  их  плакатами  типа: « Сотри  случайные  черты  -  и  ты  увидишь: мир  прекрасен».   Также  быстро  произошло  знакомство   с  местным  населением. Деревенские  ребята  пообещали  каждый  день  приходить  в  гости  к  студентам  и  устраивать  для  них  дискотеки. Не  успев  хорошенько  оглядеться   и  устроиться  поудобнее   на  кроватях, девушки  из  библиотечной  группы  услышали,  как  во  дворе  их  лагеря  заиграл  баян  и  приятный  мужской  голос  запел: « Ушёл  от  нас  последний  день, как  исчезает  в  полдень  тень». Это  был  русский  перевод  песни  Демиса  Руссоса  «Сувениры», самой  популярной  в   то  время. Девчонки  вмиг  оказались  во  дворе, обступили  паренька  плотным  кольцом  и  принялись  заказывать  ему  всё  новые  и  новые  песни. Певцом  оказался  невысокого  роста  рыжеватый, голубоглазый  немец. Он  обладал  спортивной  фигурой, приятным  голосом , весёлым  нравом  и  потому  сразу  же  стал  любимцем  девчонок-библиотекарей. Без  Коли, так  звали  музыканта, не  обходился  ни  один  вечер. Иногда  девушки  пропускали  танцы, устраиваемые  для  них  местными  парнями. Обаяние  Николая  не  отпускало  их, хотелось  просто  попеть  под  баян  и  русские  народные  песни, и  современные  эстрадные  хиты. Более  остальных   песен  девчатам  нравилась  « Прощай, прощай, любовь   моя, прощай!». Бывало, что Коле  приходилось  исполнять  её  по  нескольку  раз  за  вечер. Девчонок  было  много, а  кавалеров  мало. Нередко  между  девушками  случались  и   потасовки  из-за  ребят. Каждая  хотела, чтобы  именно  на  неё  обратили  внимание  парни.
                А  Николаю  приглянулась  скромная, не  выделяющаяся   среди
подруг, невысокая  кареглазая  девчонка  Алёнка. Похоже, влюбился  Николай  не  на  шутку. Иной  раз, бывало, выйдет  с  гитарой  или  баяном  во  двор, обступят  его  девушки, начнут  просить  попеть, а  Коля  сопротивляется, видит, что  нет  среди  слушательниц  его  любимой, и  капризничает. «Просекли»  библиотекари   это  дело,  быстро  смекнули, что  без  Алёнки  певец  «не  в форме», и  давай  посылать  гонца  в  барак  за  девчонкой. Иногда  чуть  ли  не  силой  приводили. Алёнка  упирается: « Я  на  танцы  хочу! Я  уже  сто  раз  слышала  эти  песни, отстаньте  от  меня!» А  всё равно  идёт, чтобы  подругам  доставить  удовольствие  через  Колино  пение.
                Сначала  их  встречи  проходили  на  глазах  у  всех. Позже  Николаю  захотелось  гулять  с  Алёнкой  наедине. В  тёплый  осенний  вечер  он  вызвал  подругу  через  доверенное  лицо  на  свидание  и  предложил  ей  «ходить». Так  у  молодёжи  раньше  называлась  дружба. А  Алёнка  вроде  как  и  против  Коли  ничего  не  имела, никогда  не  считала  себя  националисткой, а  тут, как  что-то  щёлкнуло  в  ней,  будто   кто-то  переключил  невидимый  тумблер. Вспомнила, как  мама  рассказывала  о  своей  молодости, был  у неё  жених  -  рыжий  голубоглазый  немец. Долго  он  звал  маму  замуж, а  она  его  не  любила. Рассказывала, как  во  время  поцелуев  вместо  того, чтобы  обнимать    крепче, она  упиралась  в  его  грудь  руками  и  отталкивала, что  есть  силы. А  потом, рассказывая  дочерям  о  своём  «женихе», смеялась, приговаривая: « Вот  вышла  бы  я  за  него  замуж, были  бы  вы  у  меня  рыженькие  немчуришки». С  детства  мамин  рассказ  запал  в  душу  Алёнке, может  быть,  поэтому  она  и  испытывала  к  Николаю  лёгкое  неприятие. Так  или  иначе, но  потерпел  наш  герой  фиаско. Загрустил, стал  реже  выходить  во  двор, всё  больше  отсиживался  в  своей  комнате. Девчонки  недолго  печалились, быстро  нашёлся  новый  игрок  и  певец  -  Витёк. Тут  уже  вышла  другая  история, прямо  противоположная  первой. Виктор  был  хорошим  знакомым  Алёнки, как-то  до  поступления  в  училище  они  гуляли  в  одной  компании. И  даже  не  знали, что  поступают  в  одно  учебное  заведение. Очень  удивились, встретившись  на  сборах  во  дворе  училища. Витёк, наоборот, повёл  себя  с  Алёнкой  так, будто  они  и  незнакомы  вовсе. Увидит  её  в  окружении  поклонниц, молча  встаёт  и  уходит, и  никакие  уговоры  девчонок  на  него  не  действуют. Об  этом  тоже  быстро  догадались  подруги, стали  просить  Алёнку  не  выходить  во  двор, когда  там  поёт  Витёк.
            Быстро  пролетел  трудовой  семестр  у  студентов. Они  вернулись  в  город  и  потянулись  учебные  будни. У  библиотекарей  другое  расписание  занятий, чем  у  музыкантов. Теперь  они  встречались  очень  редко. До  Алёнки  доходили  слухи  о  знакомых  ребятах: Виктор  женился  на  сокурснице, Николай  встречается  с  девушкой. Алёнка  не  испытывала  недостатка  в  ухажёрах, а  потому  её  эти  новости  не  волновали.
                Прошло  много  лет. Иногда  Алёнка, теперь  уже  солидная  женщина  Елена, вспоминала  то, помидорное, время  в  стройотряде. Иногда  пыталась  найти  кого-то  из  одногруппников  или  ребят  музыкантов. И  вот  случайно  узнала  от  знакомой, что   Коля, тот  самый  певец, живёт  в  одном  городе  с  нею, работает  практически  рядом. Выбрав  время, Елена  решилась  на  встречу, созвонилась  с  бывшим  товарищем, пришла  и… не  узнала. В  её  памяти  жил  тот  мальчик,   рыжий, голубоглазый, стройный. А сейчас  перед  нею  стоял  лысый, беззубый, с  огромным  животом  дедок, в  котором  невозможно  было  узнать  лёгкого  на  подъём  Кольку. Она  за  эти  годы  тоже  изменилась, превратившись  в  располневшую, бесформенную  тётку  с  накрашенными, как  у  клоуна, бровями  и  выцветшими  глазами. Николай, по-видимому, тоже  испытал  шок. То  ли  и  вправду  не  узнал, то  ли  сделал  вид. Постояв  недолго  и  поговорив «ни  о  чём», Елена  напоследок  пропела  давнишнему  приятелю: « Коля, помнишь, как  ты  нам  в  колхозе  пел? « Прощай, прощай, любовь  моя, прощай»». Смутные  воспоминания, казалось, посетили  Николая  в  этот  момент, он  грустно  улыбнулся: « Да, было  дело. А  сейчас  я  баян  совсем  забросил, играть  некогда: работа, дача, дети, внуки». Елена  не  стала  спорить, хотя  и  очень  хотелось  возразить, мол, если  человек  хочет  что-нибудь  сделать, он  находит  возможность  и  средства, а  если  хочет  ничего  не  делать,  находит  причину  и  оправдание. Так  и  закончилась  встреча   Елены  с  юностью  ничем, или, скорее, разочарованием. Недаром  говорят, что  дважды  в  одну  реку  не  войдёщь.
P.S. «Не  возвращайтесь  к  былым  возлюбленным!»


Рецензии