К понятию истины

Мышление вообще, включая науку и философию как его высшие формы, существует там, где есть некий предмет, который необходимо понять. Необходимость понимания существует там, где предмет мышления не определён в отношении иных предметов и самого себя. Мышление есть способ определения предмета в отношении иных предметов посредством слов. Слова есть осмысленные знаки. Знак, наделённый смыслом, выражает определённость мыслимого предмета. Всякий предмет непосредственно определён в отношении иных предметов различными способами. Способ непосредственного определения предмета иными предметами есть его отношение к ним. Поэтому слова выражают определённости как отношения. Не все отношения равнозначны. Значимость отношений определяется тем, в какой мере они определяют свой предмет. Существенным называется такое отношение, которое определяет само существование предмета. Существование предмета определяется в отношении существования как бытие, а в отношении самого предмета как его сущность. Бытие предмета состоит в том, что он есть. Сущность предмета состоит в том, что он есть. Существенное мышление есть мышление существенного в предмете. Понятие есть способ определения сущности предмета через его бытие посредством слов. Поэтому существенное мышление осуществляется в понятиях. Понять предмет – значит выразить его в понятии.

Для мышления необходимы оба: и предмет, и понятие, посредством которого предмет мыслится. Поэтому в мышлении понятие и предмет со-вре;менны друг другу. Являясь людьми, мы всегда-уже окружены множеством предметов и владеем множеством понятий. Мы становимся людьми по мере овладения понятийным аппаратом мышления. Вне понятийной деятельности люди способны воспринимать предметы лишь непосредственно, то есть животным способом. Аналогично, вне орудийной деятельности люди способны потреблять предметы также непосредственно, животным способом, без обработки. Таким образом, люди не существуют как люди до или вне понятийной и орудийной деятельности, но возникают вместе с ней из животного состояния. Понятийная деятельность называется мышлением; орудийная деятельность – трудом. Мыслит и трудится всегда не один человек, а некий коллектив – люди (das man). Различные коллективы людей соединены друг с другом своей деятельностью. Соединение всех людских коллективов есть общество. Люди не существуют вне общества, общество есть наша среда обитания, созданная осмысленным трудом. Из этого ясно, что мышление предметов всегда осуществляется посредством понятий, воспроизводимых в обществе. Так что хотя в отдельных ситуациях понятия или предметы могут предшествовать друг другу, в мышлении как таковом они сразу даны все вместе. Этим мышление отличается от животного восприятия. Животное восприятие происходит посредством органов чувств, в которых отражаются предметы. Мышление происходит путём восприятия предмета посредством понятий, то есть опосредованно1. У людей мышление восполняет животное восприятие, также нам присущее. В восприятии предмет определяется в отношении иных предметов без использования слов, непосредственно. Поэтому можно сказать, что восприятие есть мышление прежде мышления, а то есть восприятие восприятия..
В восприятии нам дано множество предметов, а в мышлении – множество понятий. Они могут находиться друг с другом в различных отношениях. Эти отношения, в отличие от предметов восприятия и мышления, нам не даны. Поэтому сами предметы являются нам в качестве неопределённых. Процесс устранения неопределённости есть практика. Всякая практика есть обработка предмета инструментальной деятельностью. Инструментом людской деятельности является предмет, пригодный по своим свойствам для привнесения определённости в предмет деятельности. Чтобы определить предмет в восприятии, он должен быть помыслен посредством слов как понятие. Слово, определённое как понятие есть инструмент мышления. Слова сами суть предметы для мысли. Смысл всякого слова определяется посредством иных слов. Взаимно определённые слова складываются в понятия. Понятие есть способ осмысленного употребления слов. Слово, определяющее тот или иной предмет, есть его наименование. Понятия взаимно определяют в мышлении явления предметов и их наименования. Всякое слово именует иной предмет как отличный от самого слова. Никакое слово не именует самого себя. Поэтому слова безымянны в качестве слов. Наименование всякого слова не есть его качество, а лишь свойство. Качество есть непосредственная определённость предмета, а свойство – его определённость, опосредованная отношением с иным предметом. Качества предметов не даны нам непосредственно, а познаются через свойства. Мышление есть процесс познания свойств предметов. Познание есть процесс определения свойств предметов через установление соотношения их наименований. Результатом познания является знание. Знание есть система взаимно определённых понятий предметов. Поэтому познание имеет множество понятий в качестве своего результата и условия. Чтобы понимать предмет, необходимо знать его определения. Понимание есть знание существенного в предмете. Знание существенного не дано прежде мышления. Знание и понимание являются результатом мышления. Чтобы знание и понимание предмета имели место, его определённости должны быть установлены мышлением.

Процесс установления взаимной определённости понятий есть суждение. Всякое суждение само есть понятие. Понятия существуют лишь в качестве суждений. Вне суждений смысл слов остаётся неопределённым. И поскольку слова есть наименования предметов, то мы не можем их ясно мыслить. Ясное мыслить предмет – значит судить о нём. Судить предмет это и значит: выносить о нём то или иное суждение. Всякое отдельное суждение есть соотношение двух понятий из множества возможных.

Есть нечто неоднозначное, которое можно истолковать тем или иным способом, то есть тем или иным множеством понятий. Множества понятий, которыми может быть описан тот или иной предмет, составляют определённую точку зрения. Точка зрения есть средоточие множества понятий. Мышление существует там, где есть необходимость выбора из двух или более возможных точек зрения. Мыслить – значит проводить различие и делать выбор между различёнными точками зрения. Поэтому мышление всегда конкретно. Оно движется от неопределённости к определённости – или, выражаясь несколько более философски, от абстрактного к конкретному. Всякое движение процесса от абстрактного к конкретному есть конкретизация процесса. Только конкретное - действительно. Поэтому только конкретное мышление действительно. Действительность мышления определяется мерой его конкретности. Абстрагирование есть противоположность конкретизации. Абстрагирование есть отвлечение существенного от конкретного. Абстрагирование имеет своим результатом абстрактное. Чтобы продвинуться от абстрактного к конкретному, прежде должно произведено абстрактное в процессе абстрагирования. Абстрагирование и конкретизация суть две противоположности, в которых осуществляется мышление. Их соотношение может быть взаимно определено или не определено. Определённость соотношения абстрактного и конкретного само есть конкретное; то же верно и в отношении абстрактного. Поэтому всякое абстрактное уже-всегда содержит в себе абстрактное и конкретное как свои моменты, а всякое конкретное – конкретное и абстрактное, те – свои моменты, и так далее до бесконечности. Поэтому движение конкретизации бесконечно. А поскольку мы сами конечны, то наша конкретизация бесконечна лишь потенциально. Иначе говоря, всякий предмет мыслится в понятии конкретно лишь относительно, хотя и содержит в себе момент абсолютного знания.


Рецензии