Трэвел-стори. Часть1. В Финляндию с водкой и икрой

Вторая часть "В Бельгию за машиной" по ссылке http://proza.ru/2022/08/10/1722

Захотелось вам узнать, как я ездил в 1992 году за машиной в Бельгию и таки приехал на ней в Одессу? Так сначала придется послушать, как я ездил годом ранее в Финляндию, первую в жизни, как тогда говорили, капстрану. Ибо обе поездки теснейшим образом связаны, и вы скоро поймете почему.
Начнем с того, что может уже не все знают, что в СССР просто так съездить за границу было нельзя. Выпускали всех только в Болгарию, но и туда нужна была характеристика, и т.д. и т.п. Существовало такое понятие «выездная виза». В капиталистические страны ездили только избранные. Меня это удивляло: «мы живем в лучшей стране мира, но увидеть, как в остальном мире плохо нас не пускают». Но грянула перестройка, и выездные визы отменили. Народ массово кинулся в ОВИРы получать загранпаспорт. Я сам лично в Киевском ОВИРе города Одессы месяца три отмечался в очереди, но так ничего и не получил, – очередь рассыпалась. Делалось это понятно для чего – за деньги паспорта приносили домой. Паспорта были нужны с двумя основными целями – кто-то драпал на ПМЖ, а кто-то рвался просто подзаработать в турпоездке. Как-то все быстро смекнули, что во всех странах мира можно было сделать гешефт. Собственно, обычный туризм «посмотреть мир» возник во второй половине девяностых, у меня первая такая поездка была в 1996 году. Первые турфирмы страдали всеми проблемами новоиспеченных бизнесменов со всеми их необязательностью и кидаловом. Мне повезло – дважды я ездил в Болгарию торговать (об этом тоже надо рассказать, но это уж слишком длинный рассказ получится) в группе, где руководителем был школьный учитель моего брата. Приключений было море, но была и некоторая надежность. И вот в 1991 году созрела идея поехать в более серьезную страну, чем Болгария. Я даже записался в Интуристе в поездку автобусом в Италию, но у них там что-то не сложилось, и поездка отменилась. Обычное дело в то время. Хорошо, что задаток вернули. А то бывало – у людей собрали деньги, сказали ждите утром в шесть утра автобус на углу Екатерининской и Большой Арнаутской и так люди с тех пор стоят там и ждут.
И тут в этой напряженной обстановке возник Леня. Вместе с женой Ирой. Прекрасная пара. Возник Леня не случайно, было у нас такое общество дружбы с Финляндией, которое усиленно дружило с побратимом Одессы городом Оулу, ну а я в этом обществе бывал, так как тоже был за дружбу во всем мире. Располагалось общество в Доме ученых, но это не важно. Ну и организует Леня поездку, и говорит – поехали. И я согласился. Несмотря на то, что поездка была очень дорогая и такого солидного капитала – двести долларов у меня не было. Да, двести долларов – это было в 1991 году очень круто, люди получали 20 долларов зарплату в месяц. Я помню, что эта поездка мне стоила семимесячную зарплату. Где я тогда работал и работал ли вообще – не помню. Но была одна очень важная фишка – Леня делал паспорт! Это входило в цену. (Это означает, что в Болгарию я ездил после Финляндии, но перед Бельгией, так как именно Леня сделал мне паспорт). Надо ехать! Сто долларов я одолжил у родителей и еще сто – у друзей. Отдал это все Лене, он пошел делать паспорт, а я стал готовиться к поездке. Вы думаете я штудировал путеводители и учил финский язык? Нет, я покупал водку и икру, ибо жизненно важно было вернуть потраченные деньги и вернуть долги. Мой план был такой – я выхожу в ноль, посмотрел мир, да еще и паспорт сделал. Через несколько дней Леня сообщил, что паспорт он сделал, и тут меня на какое-то время обуял демон-искуситель. Так как идея сделать паспорт после трехмесячного неуспеха была главной в этом предприятии, то искуситель – нашептал такой вариант: «скажи, что ты приболел, паспорт и деньги забери, и никуда не едь». Но невиданным усилием воли я преодолел сомнения и решил рискнуть. Русская водка и икра – это не шутка, это бренд, должно же повезти.
Итак, группа был собрана и в назначенный час мы были в аэропорту. Поездка была по системе самолет плюс автобус. Самолетом до Питера, а там нас уже ждал наш одесский автобус, который выехал за три дня до этого, и куда мы уже погрузили тяжелые вещи. Автобус в поездках играл исключительную роль, поэтому несколько слов о нем. Это был не советский автобус и не Икарус. Кажется, югославский. Возможно, TAM, а может нет. Может Sanos? Визуально я его хорошо запомнил. Он был удобнее Икаруса, в нем можно было сдвинуть сидение в проход, что было особенно важно во второй поездке. Мы собрались в Одесском аэропорту, но регистрации нет по причине отсутствия авиационного керосина. Было начало августа 1991 года, за две недели до путча, и Советский Союз лихорадило. Но через пару часов керосин нашли, и мы улетели в Пулково. Сели в автобус, через Выборг доехали до границы, где все и началось. Нашей целью было Оулу, которое находится на северо-западе Финляндии, почти у Рованиеми, где живет Санта-Клаус, поэтому предстояло пересечь всю страну по диагонали. Но сначала нужно было пройти таможню, а тут все и началось. Нашу советскую таможню я помню плохо, видимо совсем уже не придирались – чувствовали, грядут новые времена. Помню серость, обыденность, старую сантехнику. И вот мы двинулись автобусом по нейтральной зоне. Ехать там недалеко, но, казалось, что едем в сказку. Природа поменялась, у меня возникло ощущение, что листья деревьев покрасили зеленой краской. Так они блестели. Здание таможни было похоже на сказочное, таких у нас я не видел. А самое главное – сразу за таможней супермаркет. Где есть все, просто все. О капиталистических магазинах я слышал, но не был к ним должным образом подготовлен, хотя и посещал в Одессе валютный магазин «Меркатор», открытый югославами, после того как в их стране началась война. Посещал я «Меркатор», тренировался так сказать, но, видимо, недостаточно. Но, прежде чем попасть в супермаркет, нужно было, чтобы таможня дало добро. Но тут возникла проблема. В таких поездках, как говорил наш водитель Валера, действует правило «дуракам и пьяницам везет». Но не все у нас были дураки. Что сделали финны? Они попросили всех пройти через таможню с вещами, все поперлись в зеленый коридор. И финны выборочно остановили двух или трех человек и попросили их показать багаж. Я проскочил, один из остановленных шел прямо передо мной. По действующим тогда правилам можно было везти литр водки. И я вез две бутылки, но по 0,75, как сейчас помню водка «Кристалл», купленная по блату по цене 15 руб. за бутылку, что между прочим было эквивалентно одному доллару. Да, хорошая бутылка водки у нас тогда стоила всего один доллар. Но кроме водки, у меня еще было четырнадцать банок черной икры. А нельзя было провозить даже одну банку. Но мне повезло, меня не проверили. В первый раз должно было повезти. У двух проверенных оказались лишние бутылки водки, но немного, и они сразу согласились заплатить пошлину. А вот у третьего оказалось очень много. Потом пошли проверять автобус, и там тоже понаходили. Закрутился долгий процесс, с финским таможенником ни о чем же не договоришься. Кто-то куда-то звонил, договаривался насчет каких-то гарантий и что-то еще. Заняло все часа три, я в это время лежал на зеленом газоне, смотрел на супермаркет и отдыхал. На финских газонах можно лежать и не пачкаться. Ну, наконец, нас пропустили, и мы начали знакомство с «ужасами загнивающего капитализма» с посещения супермаркета. Такое впечатление было, что попал в музей продуктов и бытовых вещей. А еще там была кофейня. Я быстро понял, что цены мне не по плечу, тем более я еще не расторговался, но на всякий случай спросил, сколько стоит кофе. Оно стоило один доллар (четыре финских марки), что было немыслимо дорого для меня. Видимо на моем лице было глубокое разочарование, такое что, продавец мне налил чашку кофе бесплатно. Да не просто чашку, а прикольную пластмассовую чашечку с подстаканником для удобства. И за это тоже денег не взял. Эту бесплатную чашечку я привез домой, поставил ее на почетное место и долго и часто смотрел на нее, чуть ли не молился, думая о великодушных горячих финских парнях с широкой душой.
Дорога на север прошла в принципе без приключений. Дороги в Финляндии прекрасные, но узкие. Фуры проносились, казалось, прямо рядом. Любовались природой и заправками. Таких заправок у нас тогда не было. Ну и само собой очередей там нет. Где-то на середине пути по плану нам нужно было заехать в какой-то кемпинг возле городка Viitasaari. Мы свернули с трассы и поехали по живописной дороге вдоль озера. Озер в Финляндии видимо-невидимо. Кемпинг был просто сказочным, запомнился изумительный зимний сад. Людей там было немного. Сидела в саду финская пара, я девушке сделал комплимент, что она похожа на парижанку. Правда симпатичная. Ей комплимент понравился. В Париже я не был. Но помимо телячих нежностей я не забывал и о делах. Зачем мы все приперлись так далеко в Финляндию? Делать бизнес. Как его делать в Польше и Болгарии – понятно, идешь на базар и торгуешь. А как его делать в Финляндии? Где тут базар? Этот вопрос мучал всех. Было ясно, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И тут я увидел гуляющую компанию финнов, две женщины и двое мужчин среднего возраста. И предложил им бутылку водки. На английском языке, конечно. И они очень быстро согласились! Значит, это не легенда, это правда, что в Финляндии русская водка очень ценится. Вот оно как! Я сбегал в автобус и принес финну бутылку. И он сделал тоже, что и Иван Васильевич в фильме Гайдая. Он открыл ее и предложил мне сделать глоток. Поскольку я доставал хорошую водку по блату, то смело сделал этот глоток. Заодно и отпраздновал сделку. И получил целых сто финских марок, вы только подумайте, в руках у меня была целая бумажка в 100 финских марок, а это двадцать пять долларов. Подъем 1 к 25! Тут уже и кофе можно выпить. Автобус воспрянул, все были преисполнены уверенности, что сейчас мы как доедем до Оулу, и как шуранем!
В Оулу мы поселились в бюджетном отеле на окраине этого, не очень большого городка. Бюджетный на Западе никак не говорит о низком качестве – все чисто, отдельные комнаты, все удобства, в номере даже была маленькая микроволновка. Приветливая девушка на рецепции, завтрак (анааймен по-фински) – шведский стол. Я впервые видел шведский стол, и поначалу не знал, как им пользоваться. Неужели вот так все можно и съесть? Как было с обедом и ужином – уже не помню, но вряд ли он был включен в стоимость поездки. Скорее всего ели привезенные домашние харчи. В Оулу то мы были всего четыре дня. На ночь рецепция закрывалась, но запоздалый гость мог зайти на лестницу с заднего «крыльца» – ключи всех комнат могли открыть эту дверь. На лестнице стоял и автомат по продаже напитков. Кока-кола стоила 7 марок – космическая цена. Не было и мысли ее купить, как бы не хотелось. Но самое главное ночное впечатление – велосипеды, стоящие на улице возле отеля ночью, которые никто не берет. Финляндия – великая страна! Великая страна – это такая, где ты оставил на улице свой велосипед, и он утром стоит на месте и ждет тебя.
На следующий день нас ждала официальная встреча в мэрии, все-таки мы были в группе, организованной обществом дружбы СССР – Финляндия. Встреча прошла хорошо, но непродуктивно, – половина мозга у всех работала на то, чтобы понять, где тот базар в Оулу, где можно было встать  и расторговаться. Постепенно выяснилось, что такого базара в Оулу нет. Была в июле ярмарка, там можно было арендовать стол, но июль уже прошел, и был август. В центре Оулу был небольшой рынок, где финны сами торговали фруктами и ягодами, которые наверно выращивали в теплицах. Но пристроиться к ним и что-то продать, тем более водку, было нельзя. Полиция то огого, да плюс к тому же еще и неподкупная. Но мне удалось продать вторую бутылку водки двум торговцам. Для этой сделки мы зашли в подсобку подальше от чужих глаз. Таким образом, я стал передовиком советско-финской торговли. Но остальные были унылыми, и я еще был напряжен, – было абсолютно непонятно где продать мои четырнадцать банок черной икры, а только так я мог сорвать банк. Люди пытались приставать на улице к прохожим, но те вежливо, но уверенно исчезали. Люди там прекрасные, переходишь дорогу, тебя всегда пропустят. И еще кивнут. Ты киваешь в ответ, и настроение  поднимается просто так – оттого, что дорогу перешел. И все было бы хорошо, но непроданный товар давил на сознание. Поэтому вечером в отеле все были унылые. Прошла даже информация, что двое  мужчин из нашей группы закрылись в номере и … стали пить водку. Пить водку в Финляндии – это все равно, что светить на лестнице, поджигая стодолларовые бумажки.  Впрочем, возможно это было не так. На следующий день некоторые наши женщины просто сели в холле отеля, поставили на столик три бутылки водки и стали ждать покупателей. Но те все не шли. Перед поездкой в аквапарк я тоже вышел в холл. Завязалась беседа. Говорили о нелегкой доле советского туриста. Тут произошла прикольная история. Один парень горестно заметил, что если бы сейчас сюда приехали итальянцы, то они бы все купили. Откуда итальянцы в Финляндии, да еще практически у Северного полярного круга? Тем не менее, только он это сказал, из-за угла показалась машина, и это был «Фиат», недорогая модель. Из нее выскочили трое молодых итальянцев, жгучих, как на конкурсе в Сан-Ремо. Бурно жестикулируя, южане ворвались в холл. Ну что, вот она удача? Но нет, итальянцы очень холодно, по-северному отнеслись к идее купить бутылку водки. Зато их очень заинтересовала финская белокурая девушка Марио на рецепции. Ничего эти итальянцы в жизни не понимают.
Пока итальянцы пытались подбить коньки к финской девушке, мы поехали в аквапарк. Таких у нас тогда и близко не было. Шикарный аквапарк – с пальмами, островками, искусственной волной. И горки всякие. Аквапарк крытый и вода очень теплая, но можно было поднырнуть и выплыть на свежий воздух. Все здорово отдохнули и про все забыли. Хотя неотступные мысли на всех продолжали давить. Но важно не зацикливаться на негативе, и во всем видеть позитив. На следующий день мне улыбнулась удача. Мы кушали в какой-то столовой, и я предложил женщине на раздаче черную икру. И, о боги, она купила все четырнадцать банок за семьсот марок. Одним махом! Вот она какая удача! И я уже мог возвращаться в Одессу с высоко поднятой головой. И у других как-то пошло дело, и в этой же столовой что-то там продавали. В последний день в Оулу испортилась погода, дал о себе знать север, по сути лето закончилось, но нас это уже не смущало, – мы добились своего. Но произошла еще одна история, важная для второй поездки, вы  поймете потом почему.
Леня перед отъездом назад как-то невнятно объявил, что может всем обменять финские марки на доллары, а кто хочет, то может это сделать по дороге назад сам. И мы с товарищем, с которым я подружился, решили, что сами это сделаем. Как-то не хотелось скидывать заработанные марки в общий котел. И таких умников нас оказалось только двое. А все скинули. И Леня куда-то съездил и привез всем доллары. Поехали мы домой, и уже время обеда прошло, и тут я поинтересовался у Лени, а когда будет тот пункт обмена валют, где я сам смогу поменять свои деньги. А Леня в шоке, он говорит – уже все поменяли, времени нет, мы едем домой, наш путь на границу. Мы с товарищем похолодели, и я с ужасом представил себе, как в Одессе во «Внешторгэкономбанке» пытаюсь обменять финские марки на доллары с потерей пятидесяти процентов. Для справки – в Одессе в то время и немецкие марки не жаловали, всем заправлял доллар, и только он. Леня увидел, как у нас побелели лица и смягчился. Ладно, говорит, сейчас тут маленький городок, мы остановимся на парковке возле центра, а вы бегите ищите банк. Времени было 15.45, а банки работали до 16.00. Мы со всех ног бежим в банк, успевая спрашивать у сонных финнов по пути «Postipankki»? На русский это переводится как почтовый банк. Наконец, мы его нашли, вот окошко для обмена валют, но там очередь – пару человек. И все такие вежливые, все улыбаются. И ты тоже начинаешь улыбаться, хотя ясно, что если не обменяешь марки, то в Одессе тебе каюк. За нами еще одна женщина заняла очередь и тоже улыбнулась. Было непонятно, переживает ли она о том, что банк скоро закроется. В Одессе в подобной ситуации я бы уже начал хипишить, а тут стою, улыбаюсь. А меня автобус ждет. К счастью, очередь подошла быстро, и мы поменяли деньги. Как гора с плеч. Автобус побежал по живописным дорогам на встречу к советской родине. Но тут произошел важный эпизод. Почему-то не могли сразу найти правильную дорогу. Когда ехали туда – проблем не было. Впереди с картой сидела девушка, но не могла подсказать правильный путь. Леня снова начинал нервничать. Поскольку я чувствовал себя виноватым за задержку, я предложил свои услуги штурмана. Я знал свои способности в этом деле еще с тех пор как ездил с родителями по городам и весям Советского Союза на машине. Леня согласился, я взял карту в руки, а девушка виновато испарилась. Я внимательно посмотрел на карту, и первое, что сделал, как в шоу Бенни Хилла, повернул ее. Девушка смотрела на карту не с той стороны. Дальше мы ехали без приключений, и рассказывать больше особо нечего. Питер, Пулково, самолет в Одессу, а автобус приехал потом. Но эпизод с картой стал очень важен для второй поездки, но об этом позже.


Рецензии