Война забирает лучших 1 том глава 44

Глава 44

Прошло уже два месяца с тех пор, как Сулиман начал искать своего дядю Беслана. Иногда он выезжал один, но чаще, с кем-то из родственников.
Поиски не давали никаких результатов. Сулиман уже начал думать что дядя, возможно, жив. Его искали и по тюрьмам, но тоже - никакого результата. Оставалось только продолжать поиски, как придется…
За более чем два с лишним месяца, Сулиман побывал в десятках местах массовых захоронений. Ему было даже страшно представить, что здесь творилось во время войны. Сколько невинных жертв, сколько издевательств. Некоторые тела были разорваны, некоторые сожжены.
Весь мир готовился к встрече Нового Года, но в Чечне людям было не до праздников. Не смотря на холод, снег, дождь, слякоть, люди продолжали поиски своих родных.
- Сулиман! – окликнул его дядя, двоюродный брат отца.
Они находились на очередном месте захоронения людей, за Грозным, на месте бывшего временного размещения федеральных войск. Вместе с Сулиманом в этот раз был и его троюродный брат.
- Как хорошо, что ты здесь - сказал запыхавшийся дядя. – Ты один?
- Нет, я с Денилбеком, он где-то здесь. А что случилось? Куда ты так бежал?
- По-моему, я нашел Беслана – задыхаясь, сказал дядя. – Я увидел тебя, боялся потерять из виду.
- Не может быть! Ты уверен, что это он?
- Я надеюсь. Сейчас мы точно убедимся, я надеюсь. Идем.
Дядя взял его за локоть и повел за собой. Их догнал и троюродный брат Сулимана.
- У него ведь на левой руке не было двух пальцев? – спросил дядя.
- Да, на левой. Безымянного и мизинца не было. А у этого как?
- Я надеюсь, что это Беслан - сказал дядя. – С одной стороны, конечно, хочется чтобы он был жив. Но, лучше быть похороненным на родовом кладбище, чем так.
- Да - согласился Сулиман. – Я и по одежде его узнаю.
Наконец они пришли к трупу предполагаемого дяди и начали осматривать.
- Это он - твердым и уверенным голосом, сказал Сулиман.
- Ты уверен?
- Точно! Это он.
- Слава Аллаху - вздохнул с облегчением дядя. – Наконец-то, закончились наши мучения. Я надеюсь.
Денилбек побежал за носилками, чтобы забрать труп дяди.
На этом месте массового захоронения, находилось более двухсот трупов, вытащенных из ямы и уложенных в длинные три ряда.
Сулиман поднялся, осмотрел трупы что лежали рядом, и подошел к одному из них.
- А вот второй - сказал он, очищая от грязи обувь второго трупа.
- Какой второй? – удивился дядя.
- Ну-у, тот. Что с дядей поехал в тот день.
- Объясни.
- Короче, в тот день Беслан поехал на рынок с двумя мужчинами. Беженцами, что жили у нас. Помнишь? Конечно, помнишь  -  ответил сам себе Сулиман. – Мы похоронили на нашем кладбище беженца из нашего дома.
- Ну да. Помню, конечно.
- А вот этот - указал пальцем на второй труп Сулиман, - его младший брат. По-моему, Ибрагимом его звали, а старшего, что мы в селе похоронили, звали Исмаилом. Это я помню точно. Исмаила они в тот день отпустили, а этих, привезли в город с другими задержанными.
- А с чего ты взял, что это именно тот мужчина?
- Я его по обуви узнал. И по куртке. Посмотри. Узнаешь? Это обувь отца. Я сам их дал ему в тот день, потому что его обувь была слишком изношена. И куртка на нем та же. Это точно он. Я даже поклясться готов. Я же сам их в то утро провожал.
К этому времени к ним подошел Денилбек, и с ним еще парень с папкой и ручкой.
- Вы опознали труп? – после приветствия спросил парень.
- Да - ответил дядя.
- Мы еще один труп опознали - сказал Сулиман.
- Очень хорошо. Это тоже ваш родственник?
- Нет. Этот мужчина с дядей в тот день пропал.
- Откуда он? У вас есть его данные?
- Его звали Ибрагимом.
- Вы меня извините, но только по этой информации, мы не можем вам выдать труп.
- Что значит, не можете выдать труп? – возмутился Сулиман. – Вы что? Думаете нам чьи-то останки нужны? Я узнал этого человека. Мы его брата на нашем кладбище похоронили.
Эти слова подтвердил и дядя. Сулиман пребывал в очень возбужденном состоянии. После долгих месяцев мучительного поиска они, наконец, достигли цели, а тут такая, на первый взгляд, пустяковая загвоздка.
- Понимаешь, брат – выражая своим тоном сочувствие, спокойно ответил парень. – Возможно, и его ищут родственники. Работа, которую я выполняю, может и мелочь, но очень важная и необходимая. Нам нужно оформить юридические формальности. Хотим мы этого или нет. Потому что, повторяю - его, возможно, тоже ищут родственники.
- Да. Понял – успокоился Сулиман. – Ты прав. Извини, брат.
- Спасибо. Так как мы можем узнать о нем? Кто он? Откуда?
- Здесь из Шелковского района есть кто-нибудь? – спросил его Сулиман.
- Я не знаю. Как только опознают труп, я подхожу и оформляю необходимые документы.
- Понял. Сейчас кого-нибудь найдем.
Сулиман отправил своего брата в одну сторону на поиск жителей станицы Шелковской, а сам пошел в противоположную…
Нашлись трое мужчин из жителей этого района. Сулиман пригласил их на опознание, и они  собрались рядом с трупом дяди Сулимана.
Сулиман описал внешность братьев, членов их семей. И один из мужчин понял, о ком идет речь.
- Это братья Керимовы? – спросил мужчина.
- Не знаю я их фамилии – ответил Сулиман. – Все, что я знал, я рассказал. Я же вам всю их семью описал. Вы что? Своих односельчан не знаете, что ли?
- Ну, судя по описанию, это они. Но у них пропало двое братьев.
- Да-а –  сказал раздраженный Сулиман. – Одного мы похоронили в нашем селе. Старшего, Исмаила. Он умер у нас дома.
Сулиман снова стал описывать старшего брата. Его манеру говорить, походку.
- Да, это точно он – сказал мужчина. – Их сестра разыскивала. Но она, по-моему, сказала, что здесь уже была. Я сегодня утром ее видел в штабе. Она поехала искать в другое место.
- Может, она не здесь была – твердо стоял на своем Сулиман. – Или, просто, не узнала. Но это точно он. Подойдите и посмотрите. Правая подошва ботинка должна быть чуть потертой. Отец прихрамывал на правую ногу. Это обувь моего отца, я сам ее ему дал в то утро. И куртка та же, что была на нем, и брюки. Да точно это он. Я поклясться готов. Я же сам тогда их провожал.
Опознание решили отложить до завтра. Мужчина пообещал, что привезет сюда его сестру.
Опознанные трупы завернули в специальные мешки и отвезли в город для оформления необходимой документации и передачи родственникам.


Рецензии