О роли труда в жизни человека

     Наверное, каждый знает такие поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Дело и труд все перетрут», «Какие труды, такие и плоды», «Труд человека кормит, а лень портит»,  «Кто трудиться рад — тот будет хлебом богат» и многие другие связанные с трудом. Так, а что же такое труд и для чего он нужен?

     Как считают многие ученые, именно труд сделал из обезьяны человека. Это, конечно, несколько спорное утверждение, но определенный смысл в этом есть. Все удобства и блага, что сейчас люди имеют, появились именно благодаря развитию интеллекта человека и его трудовым навыкам. С течением времени совершались новые открытия, появлялись изобретения и создавались приборы, без которых современная жизнь кажется невозможной. Но если бы люди ленились и ничего не делали, разве это было бы возможным? Конечно же, нет!

     С раннего детства человека приобщают к труду. Малыша учат складывать игрушки, заправлять кровать, убирать свои вещи. Затем в школе ребенок получает знания, старается принести домой хорошую оценку и порадовать родителей. Многие дети занимаются дополнительно в спортивных, музыкальных, художественных школах, ходят в разные кружки и секции, а ведь это тоже своего рода труд. После школы поступают в другие учебные заведения, чтобы получить хорошую профессию.

     В современном мире существует огромное количество профессий, но каждая имеет свое значение. Строители строят здания, жилые дома, школы, магазины. Врачи лечат людей и спасают миллионы жизней. Учителя учат детей и помогают выбрать правильную профессию. Дворники делают улицы чистыми и красивыми, продавцы продают необходимые для жизни товары и нет такой профессии, которая была бы не нужна. Каждый работник трудится и приносит пользу для общества и для себя. За свой труд человек получает зарплату, чтобы обеспечить себя и свою семью. Если усердно трудиться, получать новые знания и умения, то можно продвинуться вверх по карьерной лестнице и занять руководящую должность.

     В течение всей жизнь человек трудится, многие имеют не одну профессию, а несколько и каждый стремится выбрать то, что ему нравится, к чему есть способности. Но есть ещё и такое понятие, как общественно необходимый труд! Это труд, который необходим для развития общества, для поддержания необходимого порядка в обществе и кто-то должен трудиться и занимать эти места в трудовой жизни общества.

     Во все времена к трудящемуся человеку относились с почетом и уважением. А лень и тунеядство высмеивали и осуждали. Вспомнить даже детскую песенку про Антошку. Ребята, которые целый день трудились, получили вкусный обед, а тот, кто ничего не делал и не помогал остальным, остался с пустой тарелкой. Так и в настоящей жизни, каждому человеку необходимо трудиться.


          Функции труда.

     Роль труда индивидуального или коллективного заключается в следующем. Труд это форма существования человека; это средство и способ его самореализации; это средство общения и обмена информацией между людьми; это условие существования и развитие человека; это возможность познать себя; труд даёт возможность приобретать материальные и духовные блага;

     В основном труд рассматривается как социально-экономическая категория. Роль человека в процессе труда рассматривается в изучении совокупности психологических, физиологических и социальных черт, процесса влияния связей данных показателей на организацию, условия и процесс труда. Ежегодно возрастает сложность труда, значимость трудовой деятельности для человека, повышается профессиональная ответственность.

     Трудовая деятельность приносит не только материальное и физическое удовлетворение, но и является источником вдохновений, когда работа приходится по душе. Основа человеческого бытия творит чудеса и воплощает мечты в реальность.

     Труд представляет собой деятельность человека, направленную на удовлетворение личных или общественных потребностей. Всегда есть цель, которая достигается путем целенаправленной и усиленной работы.

     В средствах массовой информации кратко передают об огромных достижениях в различных областях: в образовании, медицине, спорте, робототехнике. Люди создают новейшие разработки на производстве, достигают высоких успехов в здравоохранении, придумывая инновационные аппараты для лечения пациентов с тяжелыми заболеваниями, а также строят новые дома для комфортного проживания. Указанные достижения являются результатом огромного кропотливого труда в сочетании с желанием делать для себя и окружающих что-то полезное. Каждый человек, достигший значительных успехов, оценивается по заслугам за свою работу.

     Труд делает человека необходимым обществу. Рабочие резервы страны всегда отличаются дисциплинированностью, сознанием того, что деятельность является материальной составляющей жизни.

     По направлению работа бывает хозяйственная, интеллектуальная и общественная. Благодаря инновациям сельскохозяйственной техники труженики села собирают огромные урожаи зерновых культур и другой сельхозпродукции. Трудовая деятельность объединяет людей, формирует чувство долга, ответственности, придает ощущение радости и гордости за внесение своей лепты в жизнь страны.

     По классификации труд бывает: умственный, физический, простой, сложный, функциональный, профессиональный, конкретный, абстрактный, индивидуальный, коллективный, частный, общественный, наемный и самозанятый.

    Деятельность эффективнее, когда орудия труда отличаются высокотехнологичными, совершенными характеристиками, а квалификация кадрового потенциала находится на высоком уровне.

     Четко разделять умственный и физический труд невозможно, потому что каждое действие сопровождается обдумыванием его необходимости и созданием мысленной последовательности алгоритмов.


         Роль и значение труда.

     Благодаря старанию и работе человек произошел от обезьяны и стал разумным (Homo sapiens). Взаимодействие людей с предметами и средствами труда предопределяется степенью автоматизации и технологией машинных процессов.

     Навязанная в советское время «легенда о праве на труд» привела к казусной модификации коллективного сознания, а большая часть народонаселения страны поверила в необходимость работы, как одной из основных человеческих потребностей.

     По функции труд при товарной экономике даёт удовлетворение финансовых потребностей, как источника богатства, позволяет утолять духовные нужды, даёт возможность приобретать новые знания и творческие навыки, развивает индивида и общество, может обеспечивать безопасные условия жизни.

     В человеческой природе заложена потребность трудовой деятельности, являющаяся естественным принципом существования. Все предметы, необходимые для жизнедеятельности созданы руками трудящихся. Во время работы формируются предпосылки существования и будущего развития любого общества, а человек развивается наряду с производительными силами.

     Различие исторических этапов заключается в средствах труда, являющихся измерителями общественного строя, знаний и умений человека.  Социальная составляющая, создающая полные условия для формирования личности в процессе работы, получает высокий уровень производительности.


          Взаимосвязь человека и труда.

     Характеризуя взаимосвязи труда и человека можно сформировать представления о развитии профессиональных черт личности и психологических особенностей человека, а также установить соответствие самого труда возможностям человека, способностям человека работать с техникой и судить об адаптации человека к деятельности.  Направления трудовой деятельности человека требуют изучения и соответствия субъекта и объекта труда, пригодности для выполнения трудовых задач.

     Понятие «профессиональная пригодность» включает в себя индивидуальные особенности человека необходимые для успешного выполнения трудовых задач или учебной деятельности, пригодность для выбранного вида работ. Соответствие объекта труда: трудовых условий, организации работы, средств, возможностям человека. Объект труда так же должен подходить возможностям человека.

     Профессиональная пригодность — свойство мегасистемы «человек–профессия», где в процессе деятельности человека в приобретаемой профессии могут проявиться  готовность к труду и работоспособность. А также в определённых условиях содержания труда и его условий могут проявиться определённые свойства и особенности психики и физических данных человека. В данном случае профпригодность человека рассматривается как специфическое свойство.

     Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Труд в жизни каждого начинается еще в самом юном возрасте, когда дети идут в школу. Их труд состоит в получении знаний. Это необходимо для того, чтобы получить образование и специальность, которые помогут устроиться в дальнейшей жизни. Каждая профессия очень важна, поэтому совсем не имеет значения кем трудиться. Каждая профессия приносит пользу людям и позволяет решать различные их проблемы.

     Строитель трудится для того, чтобы были новые здания: больницы, школы, жилые дома. Шахтер в шахте добывает уголь, чтобы могли работать котельные и у нас была горячая вода и тепло. Работа парикмахера также необходима каждому человеку, потому что всем нам нужно иметь опрятный вид и красивую прическу. Каждая профессия незаменима. Не может быть магазинов без продавцов, школ без учителей, больниц без врачей. Все трудятся на благо других людей и своей семьи. Каждый труд оплачивается по заслугам. Получив зарплату за свою работу, человек может купить себе и своей семье необходимые вещи, продукты питания, может оплачивать счета за квартиру, за свет, газ и воду.

     Как у военных существуют различные звания, от лейтенанта до полковника и генерала, так и в любой профессии есть возможность роста и продвижения. Все начальники и директора когда-то начинали трудиться обычными рабочими. Они старались, и это дало им возможность через несколько лет стать руководителями и управлять такими же простыми рабочими, которыми раньше были они сами.

     Труд развивает человека, позволяет учиться чему-то новому, повышать уровень своего развития и умения. Многие люди осваивают в своей жизни ни одну, а две, три и больше профессий. Имея разные специальности можно работать на совершенно разных предприятиях и остановить свой выбор на той работе, которая окажется наиболее подходящей и будет любимой. Продавец может стать учителем, а сантехник может стать ученым. Все находится в руках каждого человека. Каждый сам выбирает свою профессию и где ему трудиться.

     Отношение к труду выражается в ряде черт характера, из которых в первую очередь надо отметить трудолюбие. Трудолюбивый человек чувствует потребность в труде, часто независимо от формы, в какой труд выражается. Конечно, и для такого человека имеются более или менее интересные виды работы, но ему доставляет большое удовольствие и радость сам процесс труда, ведущий к созданию общественно полезного продукта. Если трудолюбивый человек лишен возможности работать, он испытывает беспокойство, скуку, даже страдания.

     Все чаще мы слышим слово «трудолюбие» как дома, в школе, так и на работе. Но все ли понимают истинное его значение? Трудолюбие, если понимать дословно, то это любовь к труду.   Черта характера человека, который положительно относиться к процессу труда в любом его отношении;  Способность отдавать большое количество времени и собственных сил труду;  Не просто трудиться сутками, но и получать удовольствие от процесса труда и последующего вознаграждения;  Синонимами слова являются – усидчивость, старательность, прилежность, усердность. Развивать в себе такое качество, как трудолюбие, значит прокладывать себе путь к успеху и удачной жизни.

     В чём же преимущества трудолюбия?  Трудолюбивый человек получает настоящее наслаждение от работы и от результата своего труда. Как правило, любой честно нормированный труд его не угнетает;  Трудолюбие помогает достичь высочайших результатов и высот;  Любовь к труду заряжает человека положительной энергией;  Трудолюбие подталкивает нас к совершенству и новым открытиям; Трудолюбивый человек – ответственный. А значит, ему можно доверять работу любой сложности, не боясь просрочек или некачественного выполнения. Любовь к труду, как правило, связана с добросовестностью, с потребностью не просто выполнять работу, а выполнять ее всегда наилучшим образом, равно как и с аккуратностью. . Эти черты проявляются также и в хорошей организации, в дисциплине труда, в тщательном планировании и обдумывании трудовых операций.

     В социально справедливом обществе без классовых привилегий трудящиеся люди за честный и добросовестный труд по каждой необходимой обществу профессии тоже честно и справедливо нормированной по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья должны иметь право  на необходимые средства для своей счастливой жизни по достойным человека нормам от их общего производимого в стране количества!

     А благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый может формировать для себя и своей семьи сам по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны.  При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     В процессе интеллектуально-духовного развития общества и его экономики подобный принцип должен быть распространён и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! А на рынке лишь конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают их стандартные или общественные формы! Вот почему Маркс и Энгельс не разделяли социализм и коммунизм, считая социализм лишь начальной фазой коммунистической формы общества, а значит должна быть и его диалектически завершающая фаза – интеллектизм!

     Когда все интеллектуально-духовные блага, вместе с материальными, поднимут морально-нравственное здоровье человека, а не только его физическое здоровье, и его интеллектуально-духовное развитие на должную высоту для перехода общества из цивилизованного состояния, основой которого является борьба классов, в ноократическое, к власти разума, мудрости и высокой духовности, учитывая, что основой её является сострадание, сопереживание, сочувствие угнетённым, обманутым и обиженным, когда развивается уже борьба разумной сущности человека с его животной сущностью! Но кто сегодня в России об этом мечтает?

     Между тем перераспределение производимой продукции для защиты уязвимых слоев населения является исполнением конституционной обязанности любого социально справедливого государства и мерилом его социальной сущности. Убеждённые социалисты справедливо подчеркивают, что «главная задача социального государства заключается в справедливом перераспределении благ, предоставления услуг и обеспечения прав всех слоев населения». Однако решению этой задачи не способствует либерально-капиталистическая концепция социально-экономического развития общества с буржуазной экономикой.

     И в России сегодня тоже сложилась ничем не оправданная диспропорция даже в социально-бытовом обеспечении граждан. По материалам счетной палаты, 71% жителей страны владеют лишь немногим более 3% общественного богатства, тогда как 5% богатых владеют 72,5%. В таких условиях нечего и говорить о положительной социальной динамике при пятикратном превышении норм эксплуатации трудящегося населения власть и богатство имущими относительно таких социально развитых стран северо-запада Европы, как Норвегия, Швеция, Исландия, Финляндия и Дания, которые организовали свой экономический союз.

     А низкая доля созданного валового продукта в виде даже базовых средств для жизни привело к условиям, когда уровень жизни трудящихся России многократно стал ниже уровня жизни трудящихся многих, особенно североевропейских стран. Впечатление такое, что в Великой отечественной войне победил капиталистический Запад, а не советский народ, который когда-то отстаивал гуманизм, равноправие и социальную справедливость.

     Ведь для многих граждан России до сих пор трудящийся народ это тот народ, который трудился и трудится на благо всего общества не ради сомнительной славы и привилегий, а ради того, чтобы все честно и добросовестно трудящиеся люди на благо общества имели от общества все необходимые блага для своей благополучной и счастливой жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды по достойным человека нормам от их общего производимого в стране количества относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени!

     Чтобы их потребительское качество каждый мог формировать для себя по зарплате от результатов квалификации своего труда по категории результатов своей квалификации! Чтобы люди относительно одинаковой категории квалификации в экономике страны по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее тоже имели относительно равную зарплату! При этом имея право в честных рыночных отношениях в свободное от общественно необходимого труда время заработать больше денег, чтобы приобретать то, что производится сверх необходимых и узаконенных норм для социального благополучия общества, учитывая природные ресурсы своей страны! Чтобы в обществе не было обездоленных, кроме явных бездельников, но много ли людей с такими целями осталось в современной России?

     Возможность в безграничном потреблении по капиталу, а не по труду, в современном капиталистическом обществе позволяет людям не развивать свои лучшие человеческие качества, если есть возможность, не надрываясь, добывать деньги. А когда лучшие человеческие качества для добывания денег не нужны, то и свои способности к общественно полезному труду человеку развивать не нужно и тогда погоня за богатством для увеличения потребления становится одним из способов придания некоторого смысла своей жизни.

     Когда это будет невозможно и потребности будут удовлетворяться по труду на благо общества, то стремление к большим деньгам как самоцель станет бессмысленным.  Ведь тогда ни лучших средств для жизни, ни большего статуса и уважения деньги давать не будут.  А чтобы иметь от общества лучшие блага, то необходимо будет честнее и лучше трудиться на благо общества. А это означает, что необходимо будет более добросовестно выполнять свои обязанности на рабочем месте в экономике общества, повышать квалификацию в труде, а не любыми способами добывать деньги. Насколько реализуема эта идея в России - другой вопрос, но логика в таких рассуждениях Маркса имеется.


     Кстати, в 17 веке на Руси было всего 200 разных профессий. Теперь только в промышленности и строительстве насчитывается более 3 тысяч. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей. И совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор.

     Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив. Творческая мысль людей не дает ему «окаменеть». Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются. Название профессий может сохраняться старым, а содержание труда сильно изменяется. Изменяется настолько, что человек практически несколько раз как бы меняет профессию. Мир профессий многообразен. И здесь каждый должен быть сам разведчиком.

     Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготавливать одежду, строить жилище, защищаться от врагов.

     По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди стали заниматься преимущественно скотоводством, другие – земледелием. Скотоводство и земледелие не могли обойтись друг без друга. Затем выделились различные ремесла, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Это второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

      Постепенно обмен разнообразными продуктами становится все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену – торговцы, купцы. Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовным ценностей (научных, художественных) от материальных. В современном обществе существует, как мы уже сказали раньше, более 40 тысяч родов деятельности. Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

     Лень, небрежность как черты характера, выражающиеся в отрицательном или безразличном, нерадивом отношении к труду, в формальном выполнении заданий, — пережитки барски пренебрежительного взгляда на труд.   Особую ценность приобретает трудолюбие в сочетании с такой чертой характера, как инициативность. Инициативный человек не удовлетворяется выполнением, хотя бы и самым добросовестным, порученного дела. Это человек с развитым чувством «нового», человек личного почина

     Он творчески относится к труду. Не удовлетворяясь старыми формами работы, он стремится внести в труд что-то новое, найти более совершенные, более производительные методы работы. Это и лежит в основе широкого новаторского движения среди наших рабочих, колхозников, деятелей науки и техники. Инициативность советских людей проявляется как на производстве, так и во всей нашей общественной жизни, в любом общественном начинании. Инициативность передового советского человека глубоко отличается от частнособственнической предприимчивости. Она исходит из общественных побуждений, а не из корыстных, эгоистических целей отдельного человека.


Рецензии