5 Сталинград. 62А. Август. Оборонительные обводы

С осени 1941 года было решено с западной стороны перед окрестностями Сталинграда возвести три оборонительных рубежа — обвода. Их конфигурация использовала очень удобный для обороны рельеф местности с реками, речушками и оврагами и всхолмлённостями. Внешний обвод, протяжённостью до 500 км  проходил, закрывая Сталинград с севера до Волги по левым берегам рек  (укрывался ими) Иловли, Дона, Мошковы и др. с отдалённостью от Сталинграда более 70 км. Следующий обвод, средний, в 150 км на расстоянии от города в 20 — 40 км на запад и юго-запад  проходил по рекам Россошка, Червлёная, через Тундутово и заканчивался у Красноармейска. Но весной 1942 года обнаружились, как следствия паводка, разрушения противотанковых рвов и огневых точек и блиндажей. К тому же неудачно были выбраны секторы обстрелов и места расположения дотов и дзотов - с маленьким зонами видимости - и пр. На переделку и ремонт времени не было. (А.М.Самсонов).  И из-за  большой протяжённости и огромных потерь Юго-Западного и Южного фронтов  оборонять-то внешний обвод было некому. К лету сорок второго успели завершить лишь отдельные участки, в частности у Калача.

Внутренний обвод (70 км) проходил от Рынка (берег Волги) через Орловку, Городище, Гумрак, Песчанку, Елхи — ближайшие населённые пункты в 5 - 10 километрах от областного центра, и также выходил к Красноармейску на Волге.

Основными фортификационными сооружениями являлись: стрелковые окопы по одному-два на каждое стрелковое отделение, площадки для пулемётов, позиции для орудий и минометов.
Их в основном строила 5-я сапёрная армия (88 тыс. личного состава) и ещё три управления оборонительных работ. Участвовали и 7-я и 10-я сапёрные армии.
Но рыли окопы, рвы, и траншеи в основном сталинградцы. Мобилизовано на эти работы было свыше 220 тыс. трудящихся. Отрыто было 5600 км рвов, окопов, траншей. Противотанковые рвы были трапециевидного профиля: глубина 2, ширина дна 3, а верхней части 5,5 м. Условия труда и жизни были жуткими (П.П.Попов).
Чуянов, первый секретарь обкома, записал в дневнике, что «колхозники, трудящиеся Сталинграда и области много сделали для обеспечения устойчивой обороны между Доном и Волгой. Общая глубина оборонительных полос достигла 100 — 150 км».
Выкопали около 20 млн. кубометров земли.

А фактически… В документе штаба 57-й армии, на которую 17 июля 1942 года возложили ответственность за строительство и контроль оборонительных укреплений  на юге, значилось, что оборонительные сооружения там к этому времени были готовы только на 5%.
С 15 июля пришлось возводить укрепления и на городских окраинах, строить четвёртый, городской обвод - с массовым в порядке трудовой повинности привлечением горожан от 16 до 55 лет.
И расположение оборонных полуколец скорее соответствовало средневековому мышлению. Средний обводной рубеж защищал подступы к Сталинграду с центра.  А с краёв можно было обходить и брать в окружение тех, кто не решился и не успел убежать без приказа. А приказы как всегда отдавались поздно. Это видно из описаний боёв. Немцы на севере 23 августа прорвали наш слабо защищённый правый фланг на внешнем рубеже, и так уже за день-два преодолённом, — и свободным ходом (почти без сопротивления и потерь, из нем. источников)  добрались до Волги.  Других рубежей на такой случай не предусмотрели и даже заслоны не выставили! Зенитки не обеспечили бронебойными снарядами, зенитчиц — там много было девушек — не обучили, как бороться с танками, хотя такой опыт на юге уже был. А ведь воевали с немцами не первый месяц… И они по нашим танкам из зениток палили.
Средний рубеж немцы танкового корпуса Виттерсгейма 23-го августа спокойно обошли слева. Чуть позже и армада Гота подсекла его у основания справа.  Близилось новое окружений частей двух армий 62-й и 64-й. И ничего не оставалось делать тем, кто цел остался, как уходить, не дожидаясь приказа, на следующий последний внутренний рубеж.  Даже приказ «ни шагу назад» не работал. И наши ресурсы и люди сильно таяли по мере приближения к городу.  Уже  практически мало кого оставалось защищать его, кроме   как полками дивизии внутренних войск сталинградского гарнизона на отдельных участках на протяжении километров в 40 — 50, и срочно прибывающими новыми частями. «К концу августа в армии числилось свыше десяти дивизий и бригад. Однако во многих из них не набралось бы людей и на один полк. Пять дивизий имели меньше чем по пятьсот штыков» (Крылов). А полнокровная дивизия —  тыс. в пять штыков.

В итоге всех просчётов немцы за неделю-две обошли и прорвали три так долго и трудозатратно сооружаемых рубежа — обвода и вышли к  городу.
И потом нам самим их, уже усовершенствованные немцами, пришлось брать.


Рецензии
Читаешь и ужас охватывает!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   10.08.2022 11:26     Заявить о нарушении