История кино. Эннио Морриконе почти без копюр

Краткий обзор творчества


При всей нашей любви к итальянскому композитору Эннио Морриконе (1928 – 2020) и его мелодиям, которые любой киноман помнит по десяткам фильмов, общественная оценка этого композитора весьма сдержанная. Достаточно заглянуть в российскую Википедию, чтобы убедиться в этом. Морриконе в соответствующей статье охарактеризован как «итальянский композитор, аранжировщик и дирижер». Даже не выдающийся композитор! И уж тем более не лучший композитор 20 века, работавший в кино. Из Википедии человек, который поверхностно знаком с киномузыкой 20 столетия, не сможет понять, чем Морриконе принципиально отличается от других известных  кинокомпозиторов – например,  американцев Джеймса Хорнера или Дэнни Эльфмана.

Более точно отозвалась об Эннио итальянская Википедия: «один из самых важных, плодовитых и влиятельных композиторов всех времен». В английской Википедии к Морриконе отнеслись еще с большим уважением: о нем написана достаточно подробная статья, в которой он охарактеризован как «один из величайших кинокомпозиторов всех времен». Но и здесь наблюдается принижение заслуг Мастера. Он не один из, он - кинокомпозитор № 1 в мире (без каких-либо конкурентов на горизонте) и один из величайших композиторов всех времен. Не нужно делать скидок на его работу в кино.

Не имеет никакого значения, что свои главные мелодии он написал для фильмов, если в результате люди их слушают без всякой привязки к картинам, в которых они звучат. Место Морриконе в одном ряду с Моцартом и Полом Маккартни на самой вершине музыкального Олимпа, а не по соседству со своими коллегами-композиторами, сделавшими себе имя в кино - Нино Рота и Джерри Голдсмитом.


Два лица Морриконе.

Основное отличие Эннио от множества своих коллег, работающих в кино, заключается в том, что он – полноправный соавтор десятков фильмов, над которыми работал в качестве композитора.

Чтобы было понятно, о чем я веду речь, необходимо сказать пару слов о работе композитора в кино. По современному законодательству композитор считается соавтором фильма – наряду со сценаристом и режиссером, но если честно, то  вклад композитора редко сопоставим с работой режиссера и сценариста. Та музыка, которую мы слышим в кино, чаще всего просто некий фон для происходящих событий, который нами практически не воспринимается, а те люди, которых указывают в  качестве композиторов, в реальности ничего нового не создали, а поработали над картиной как музыкальные оформители.

Не секрет, что профессионалу несложно взять ранее написанную музыку (например, что-нибудь классическое – что редко слушают и почти не помнят), немного обработать ее, к примеру, исполнив в ином темпе или используя разные аранжировки, и в результате получается «новая» музыка. В результате зритель услышит что-то тревожное, мрачное или веселое, но без явно различимой мелодии или с такой мелодией, которую он вроде бы неоднократно слышал, но не помнит где. В результате такой саундтрек будет забыт зрителем сразу же после просмотра фильма.

Музыка, которая действительно запоминается и способствует успеху картины – явление редкое. И чтобы ее написать, нужен не ремесленник, а настоящий композитор. Морриконе как композитор создал сотни новых мелодий – иногда по нескольку для одного фильма. И в этом с ним не может сравниться ни один из композиторов прошлого и настоящего.
 
Более того, в некоторых классических саундтреках Морриконе можно найти столько замечательных мелодий, сколько не смогли написать за всю свою кинокарьеру такие известные композиторы как Ханс Циммер, Джеймс Хорнер или Марко Белтрами.   

Это происходит потому, что даже весьма популярные кинокомпозиторы – например, Ханс Циммер и Дэнни Эльфман – во множестве своих фильмов используют одну и ту же музыкальную тему в разных вариациях. Но они хотя бы авторы этой мелодии. Джеймс Хорнер и вовсе никакой собственной темы не имел. Он не композитор, а типичный музыкальный оформитель, но крайне востребованный. По количеству оформленных им голливудских блокбастеров (часто испорченных невнятной музыкальной дорожкой) с Хорнером даже сравнить некого – он настоящий король музыкальных оформителей.

На счету Эннио более 400 картин, где он указан в титрах как композитор. Разумеется, будь ты хоть трижды Морриконе, невозможно сочинить столько новых мелодий для такого количества фильмов. Надо понимать, что работа над саундтреком – это не только написание основной музыкальной темы. В эту работу входит полноценное музыкальное оформление картины, при котором помимо основной может быть еще несколько тем, а также их вариации для сопровождения тех или иных эпизодов фильма, записанные в разном темпе, с использованием различных инструментов. Нередко в саундтреках присутствуют различные обработки популярных музыкальных жанров: вальса, танго и т.п. Все это надо найти, обработать, записать…

В лучшие для Морриконе годы на экраны ежегодно выходило более 20 фильмов с его музыкой: в 1968-м – 22 картины, в следующем году – 24, в 1971-м – 23, а рекорд был поставлен в 1972 году – 28 киноработ! Не следует забывать, что помимо работы в кино Эннио писал музыку еще и для эстрадных исполнителей.

Хорошо, если хотя бы пятая часть всех работ Морриконе в кино действительно содержит новые интересные мелодии. Большая часть тех фильмов, где в титрах в качестве композитора значится Эннио, все-таки сделаны умелым ремесленником, который лишь мастерски оформил музыкальную дорожку этих картин, но не сочинил ничего нового, достойного упоминания. Среди них не только малоизвестные, вроде «Галилей» (1968), «Верушка» (1971) и «Кто видел ее смерть?» (1972), но и блокбастеры - «20 век» (1976), «Багси» (1991) и на «На линии огня» (1993)....

Вероятно, люди, чей слух испорчен прослушиванием классической симфонической музыки, отыщут и в этих произведениях что-то интересное, и даже могут словить свой «консерваторский» кайф, но «глубинному» зрителю (слушателю), выросшему на русском шансоне, ловить здесь нечего. Для обычного «пролетарского» уха это просто музыкальный фон. Прослушал и забыл.

Моя статья посвящена тем киноработам Морриконе, в которых он проявил себя Творцом, а не музыкальным оформителем звуковой дорожки. Обо всех достижениях Эннио в качестве композитора я постарался упомянуть, хотя наверняка что-то упустил, поскольку ознакомился не со всеми работами мастера в кино. Тем ни менее, около 330 саундтреков Маэстро я все-таки прослушал, и некоторые не по одному разу (не считая многократного просмотра той киноклассики, где звучали мелодии Морриконе).

 
Великий дуэт: Эннио Морриконе + Серджо Леоне.

Имя Морриконе настолько тесно связано с именем режиссера Серджо Леоне, что они уже не воспринимаются по отдельности. Если речь заходит о фильмах Леоне, то неизбежно будет упомянуто, что в них звучит музыка Морриконе, а когда вспоминают композитора, то обязательно будет отмечено, что популярность ему принесли мелодии из вестернов этого режиссера. И это справедливо. Без Леоне не было бы того Морриконе, каким мы его знаем, а без Морриконе не возник бы новый жанр (итальянского вестерна), отцом которого является Леоне. Учитывая, что эти парни были одноклассниками в школе, а работать в кино начали примерно в одно время, со стороны кажется, что появление этого творческого дуэта друзей по школе было вполне закономерным.

На самом деле создание этого дуэта - дело случая. Для работы над своим первым вестерном «За пригоршню долларов» Леоне собирался привлечь композитора Анджело Франческо Лаваньино, с которым работал над предыдущей картиной «Колосс Родосский» (1961), но продюсеры посоветовали ему обратиться к молодому Морриконе, который только что дебютировал в жанре вестерна, написав запоминающуюся тему для фильма «Дуэль в Техасе» (она и сейчас на слуху, но больше известна по песне «A Gringo Like Me»). Леоне повстречался с Эннио и только во время этой встречи узнал, что когда-то они вместе учились в начальной школе. Более 20 лет назад.


«За пригоршню долларов» (1964)

Начало работы над фильмом не обошлось без споров - Леоне хотел одно, Эннио предлагал ему другое, но в итоге все получилось так, как надо. В фильме 2 основные темы: одна главная, без названия, которая на  итальянских саундтреках обозначается «Titoli» – она звучит в начале картины, а потом в разных аранжировках по ходу картины – на диске эти переделанные композиции обозначены как «Doppi Giochi», «Cavalcata» и «Per un pugno di dollari» (Finale), а другая, печальная, имеет названия «Per un pugno di dollari» («За пригоршню долларов») № 1 и № 2. Вторая использовалась реже, в основном перед дуэлями.

Печальную «За пригоршню» Морриконе написал специально для фильма, взяв за основу собственную колыбельную для театральной пьесы, а заготовка для «Titoli» уже была в загашнике у маэстро. Эта великолепная мелодия стала результатом аранжировки, которую Эннио делал на песню американского певца Вуди Гатри «Pastures of Plenty» для другого американского исполнителя – Питера Тевиса (эту песню можно послушать на Ютуб, но это не оригинальная аранжировка Морриконе, а более поздняя версия на основе музыки из фильма).

Леоне сразу оценил потенциал этой аранжировки, которая по моему скромному разумению не имела ничего общего с песней Гатри. Режиссер лишь попросил, чтобы слова были заменены на свист. В этом деле Морриконе помог известный в будущем кинокомпозитор, дирижер и свистун Алессандро Алессандрони (кстати, он тоже друг детства Эннио, хотя и был старше его на 3 года – все-таки Италия страна маленькая…). В результате насвистывания Алессандрони под музыку Эннио была создана та каноническая мелодия, которая ассоциируется с вестернами Леоне и музыкой самого Маэстро. Первая из гениальных работ Морриконе, которую, впрочем, он таковой не считал. Но мы – зрители, нам видней.

Фильм «За пригоршню долларов» вышел в сентябре 1964 года и произвел фурор в Италии, хотя и не сразу (до других европейских стран он добрался только в следующем году). Будет неправильным сказать, что «на следующий день Эннио проснулся знаменитым». В титрах фильма имени Морриконе не было, а композитором значился Лео Николс (в  версии для американского рынка - Дэн Савио).  Псевдоним «Дэн Савио» Эннио использовал и в своем первом вестерне «Дуэль в Техасе».

Подобная практика была характерна именно для итальянских вестернов, поскольку продюсеры этих фильмов в те годы считали, что американский вестерн привлечет в кинотеатры большую аудиторию, чем доморощенный.  Для этого в них активно приглашали американских актеров, а создатели фильма - итальянцы прятались за американскими именами (Леоне в титрах стал Бобом Робертсоном).
 
После столь удачной работы над «Пригоршней», было бы безумием со стороны режиссера и композитора  прервать перспективное сотрудничество. К счастью, для всех Серджо Леоне в дальнейшем работал исключительно с Морриконе, даже в тех случаях, когда он был не режиссером, а продюсером фильма.


«На несколько долларов больше» (1965)

Второй совместный вестерн Серджо и Эннио вышел на экраны Италии в самом конце 1965 года. «Хорошего» ковбоя в этом фильме вновь сыграл Клинт Иствуд, роль плохого (совсем плохого!) по привычке примерил на себя Д.М.Волонте, а в напарники Иствуду Леоне выбрал не очень известного американского актера Ли Ван Клифа, который к тому времени, по сути, закончил с кино, но режиссер уговорил его вернуться на съемочную площадку.

Морриконе для фильма написал две основных темы: первая  – та, что «cо свистом». За свист вновь отвечал друг Эннио – А.Алессандрони. Эта тема звучит в разных обработках на протяжении всего фильма (с нее вестерн начинается, ей же и заканчивается), но в некоторых аранжировках свист не используется. Можно смело сказать, что это основная тема фильма. Я бы ее обозначил как тему «охотников за головами», поскольку оба положительных героя в исполнении К.Иствуда и Ли Ван Клифа занимались этим опасным ремеслом.

Вторая мелодия – «с часиками». Эта музыка в различных аранжировках использовалась в тех сценах, где фигурировали карманные часы с крышкой  (весьма важные для сюжета). Прозвучала она и в финальной дуэли. Обычно вслед за тем, как зритель слышал «часики», кто-то умирал, поэтому ее с полным основанием можно назвать «темой смерти». Поначалу эта тема существовала в виде песни, но от слов позднее отказались.

Но была на саундтреке и еще одна запоминающаяся печальная мелодия, которая, скорее всего, представляет аранжировку темы «с часиками», хотя я могу и ошибаться. Она звучит в паре эпизодов, включая прощание двух главных героев после финальной дуэли.

Помимо названных музыкальных тем, по ходу действия в этом вестерне использовались различные тревожные музыкальные вставки, не связанные с основными мелодиями. В каждом «свободном месте», не занятом разговорами, режиссер старался использовать музыку.

Во втором вестерне Леоне имя Морриконе уже фигурировало в титрах, что понятно. После триумфа «За пригоршню долларов» создателям нового вестерна не было никакого смысла прятаться за псевдонимами.


«Хороший, плохой, злой» (1966)

В завершающем фильме «долларовой трилогии» Серджо Леоне вновь использовал несколько мелодий Морриконе, из которых 3 темы можно назвать главными.
 
Чаще всего в картине используется мелодия с имитацией воя койота («аааа, уауа») в различных аранжировках. На итальянских дисках она обозначается как «Titoli», а в иных аранжировках имеет другие названия.

Вторая тема – «Жажда золота» «(L’Estasi Dell’Oro», по-английски – «Ecstasy of Gold»). Она использована Леоне в эпизоде на военном кладбище, по которому в течение трех минут  бегает один из героев («злой» Туко) в поисках могилы с золотом.

Если судить по происходящему на экране, то это достаточно проходной эпизод. Герои нашли кладбище, на котором им нужно отыскать могилу одного убитого солдата. Понятно, что это занятие не из легких, но что может быть занимательного в этом процессе? Леоне с помощью музыки Морриконе не только удалось снять компактный эпизод, от которого невозможно оторваться при просмотре – у него одновременно получилось мощное антивоенное высказывание. Когда Туко бежит по кладбищу среди могил, то возникает ощущение, что это военное кладбище поистине бескрайнее – кажется, что на нем захоронены тысячи убитых, погибших на непонятной войне неизвестно за что. Мелодия Эннио, украшенная мощным голосом итальянской певицы Эдды Дель Орсо, держит на себе весь эпизод.

В «Хорошем плохом, злом» нетрудно заметить, что Леоне монтировал некоторые сцены как музыкальные видеоклипы, подгоняя визуальный ряд под музыку Морриконе.  Это видно не только по «Жажде золота». Сходным образом режиссер сделал следующий большой эпизод – знаменитую «тройную дуэль» между Хорошим, Плохим и Злым, снятую все на том же кладбище (кстати, оно было создано специально для съемок фильма).
 
В «тройной дуэли» использована мелодия, которая на диске называется «Il Triello» («The Trio – Main Title» в американских изданиях). Кульминация финальной разборки заключается не в перестрелке (как можно было бы предположить), а в предшествующим чередовании крупных планов лиц участников дуэли.  Нарастающие сомнения "злого" и "плохого", а также уверенность в себе "хорошего" мы видим по их лицам и глазам. А музыка во время этой сцены идеально нагнетает напряжение, как у дуэлянтов, так и  зрителей, неспешно подводя дело к кульминации поединка и фильма в целом.

Но названные мной три мелодии не исчерпывают содержание саундтрека к фильму. В нем было использовано еще несколько запоминающихся мелодий: в эпизоде «прогулки» Туко и Блондина по пустыне («Il deserto»), при появлении падре Рамиреза (брата Туко), «солдатская тема» (песня солдатского хора в лагере для заключенных).


"Однажды на Диком Западе" (1968)

Этот фильм некоторые поклонники Серджо Леоне не относят к шедеврам мастера, в отличие от предыдущего, но подобное отношение, вероятно, вызвано некоторым разочарованием от резкой смены направления, в котором ранее работал Леоне.

«Долларовая трилогия», объединяющая первые три вестерна этого режиссера, не случайно названа трилогией. Эти фильмы непосредственно связаны не только темой «охоты за долларами», но и главным героем, которого сыграл Клинт Иствуд. При просмотре второго и третьего вестернов Леоне зрителю казалось, что он смотрит продолжение приключений героя Иствуда (ни в одном из фильмов он не имел имени, а только прозвища).  С каждым разом вестерны Леоне поднимались на все большую высоту, а последний фильм трилогии – однозначный шедевр кинематографа.

После «Хорошего, плохого, злого» Серджо резко сменил тематику следующего проекта, чтобы у нового фильма не было никакой связи с предыдущими (достаточно сказать, что на роль главного героя изначально рассматривалась кандидатура Бельмондо!). В итоге Леоне по форме снял еще один вестерн, но, по сути, он создал эпос об освоении Дикого Запада. «Однажды» - ничуть не уступает предыдущему фильму Леоне, но он просто другой. 

Вполне естественно, что музыка в этой картине тоже не похожа на мелодии Морриконе из предыдущих фильмов. Я думаю, не ошибусь, если скажу, что даже поклонники творчества великого дуэта на слух могут спутать музыкальные темы из фильмов «долларовой трилогии». Мелодии из «Однажды на Диком Западе», напротив, уже не перепутаешь с музыкой из предыдущих вестернов Леоне. Причина их эксклюзивности в том, что в «Однажды» основные музыкальные темы привязаны к героям. Это их личные мелодии, под которые они и «выходят» на сцену.

Собственно, уже в предыдущем вестерне у трех главных героев была своя музыкальная «фишка» - собственный знак, базирующийся на теме с воем койота. Но заметить эти приметы героев нелегко. Я, честно говоря, даже при многократных просмотрах этого не уловил. Вероятно, потому, что Леоне не делал на этом явного акцента: в начале фильма при знакомстве с героями основная тема действительно звучит по-особенному (то с использованием разных инструментов, то вокала), но в дальнейшем этот прием в «Хорошем, плохом, злом» не используется, кроме финальных секунд. Именно в финале этот момент становится очевиден, когда ты специально акцентируешь на нем внимание. Но если просто смотришь фильм, то эту особенность можно легко пропустить.

В «Диком Западе» героиню Клаудии Кардинале сопровождает по жизни возвышенно-печальная тема в разных аранжировках (она собственно и называется на компакт-диске "Однажды на Диком Западе") – ее можно назвать мелодией Надежды (вокальная партия в ней принадлежит Эдде Дель Орсо).

Эта тема противостоит мелодии Смерти, которая объединяет героев Чарльза Бронсона (Гармонику) и Генри Фонда (злодея Фрэнка), а также используется в других сценах фильма, где, так или иначе, витает дух смерти.

Гармоника оповещает о своем появлении, наигрывая на своем инструменте эту мелодию, что выглядит логичным, поскольку его миссия - убить негодяя Фрэнка, к которому у него давние счеты. Призвание Фрэнка – убивать, он несет смерть окружающим, и эта музыка тоже его. Как мы узнаем в финале, мелодия Смерти перешла к персонажу Бронсона именно от Фрэнка вместе с самой гармоникой, и когда Гармоника убивает Фрэнка, то он возвращает умирающему врагу его инструмент. После того, как герой Бронсона отомстил, мелодия Смерти ему больше не нужна. Он не собирается исполнять ее дальше.

У благородного бандита Шайенна (Джейсон Робардс) самая замечательная мелодия в фильме – тема оптимиста-неудачника (да, жизнь не удалась и вряд ли есть у меня какое-то будущее, но поживем-увидим…). Свист в мелодии Шайенна принадлежит, естественно, Алессандро Алессандрони.

И совсем небольшое место в картине отведено личной мелодии начальника строительства железной дороги Мортона, который мечтает до наступления своей скорой смерти от туберкулеза довести дорогу до Тихого океана, но умирает в небольшой луже. Эта тема недостижимости Мечты.
 
«Личная» мелодия не обязательно звучит, когда ее «обладатель» присутствует в кадре. Если герой в эпизоде не один, ее может и не быть, но если он выходит на передний план в эпизоде – в этом случае тоже начинает звучать его "личная" мелодия. И все это не выглядит чрезмерным: вполне возможно, многие зрители даже не замечают данного приема, настолько использованные мелодии подходят каждому персонажу. 

Если вкратце сказать, про что кино, то "Однажды на Диком Западе" – это рассказ о судьбах нескольких человек, которые в один прекрасный момент пересеклись на просторах Дикого Запада. Каждая судьба индивидуальна, у каждого из героев своя дорога, по которой они идут по жизни – логично, что они это делают под собственную музыку. Странно, что до Леоне никто не додумался до этой идеи.

Интересно, но у второстепенных персонажей фильма никаких мелодий нет, поэтому при их появлении музыка в фильме не используется. Это хорошо заметно с самого начала картины, когда на станцию прибывают три бандита, ждущие поезда. Они вскоре умрут – им мелодии ни к чему. Они еще об этом не знают, но их песенка уже спета!

То же самое происходит в эпизоде на ранчо перед появлением банды Фрэнка. Все обитатели ранчо вскоре будут убиты, и перед этим в картине воцаряется зловещая тишина (естественные звуки не в счет), которая прерывается мелодией Смерти при появлении банды Фрэнка…


«За пригоршню динамита» (1971)

После четырех вестернов Серджо Леоне решил снять фильм о мексиканской революции (иногда их называют «сапата-вестернами» - по имени одного из героев революции). «За пригоршню динамита» или «С динамитом в кулаке» – фильм неплохой, но он по всем параметрам уступает вестернам из «долларовой трилогии» и «Однажды на Диком Западе». Даже с названием этого кино возникли проблемы - у него нет общепринятого названия! Помимо тех вариантов, которые я упомянул, вы могли встретить его под названиями «Ложись, придурок», «Пригнись, болван» или «Однажды была революция»! А все потому, что итальянское «Giu la testa» трудно перевести адекватно на другие языки. 

Но это полбеды. В этом недовестерне нет таких привлекательных героев, как в настоящих вестернах Леоне, сама тематика революции отнюдь не такая вдохновляющая, как разборки между ковбоями и бандитами, а история заканчивается трагически. Что не могло не разочаровать поклонников Леоне.

Морриконе и в этот раз не подкачал, но все-таки таких хитов как в предыдущих совместных работах с Леоне в этом фильме нет. Планка предыдущими работами была задрана так высоко, что после них просто красивая мелодия, сочиненная Эннио, воспринимается как явно недостаточная. Основных мелодий в саундтреке две: 

- одноименная фильму «Giu la testa» (в которой звучит «шон, шон» или «джон, джон». Вокальную партию в оригинале исполнила вновь Эдда дель Орсо – солистка ансамбля Алессандро Алессандрони, который как обычно отвечал за художественный свист;
- вторая оригинальная мелодия в фильме называется на диске «Marcia degli accattoni». 
 
В саундтреке звучали и другие композиции, но в основном, это были аранжировки главной темы.


«Однажды в Америке» (1983)

Завершение сотрудничества Морриконе с Леоне получилось впечатляющим – Серджо удалось снять очередной шедевр (на этот раз о дружбе еврейских гангстеров и ее печальном финале), а Морриконе сочинить мелодии, которые составили один из лучших его саундтреков за всю карьеру.

Как и в случае трех предыдущих фильмов дуэта, музыка для «Америки» была написана Мастером до съемок, и звучала во время съемочного процесса. Правда, не все мелодии из фильма были написаны Эннио – в звуковой дорожке фильма использовались несколько известных композиций, в том числе мелодия «Битлз» «Yesterday» (зритель должен был сразу понять, что пролетели 30 лет, хотя на экране за это время один эпизод просто сменился другим), а также обработанная Морриконе песня «Amapola», которую написал кубинец Хосе Лакалье, он же Джозеф Мария Лакалле (как произносили его имя американцы).

Запоминающихся мелодий самого Мастера в этой картине так много, что из них нелегко выбрать главные. Но, пожалуй, с фильмом наиболее прочно ассоциируются три.

Первая на оригинальном саундтреке называется «Cockeye ;s song» и «Childhood memories» (в ней звучит флейта Пана румынского музыканта Георге Замфира, которая по звучанию сильно напоминает окарину). На расширенном диске, выпущенном в 2004 году в Германии (где собраны 27 треков), представлены несколько вариантов этой композиции: «Cockeye ;s Theme», «Bugsy Shoots Dominic», «The Tomb monument» (названия даны по эпизодам фильма, где звучит эта тема).

Печальная ностальгическая тема в разных вариантах на дисках обозначена как «Poverty» (на оригинальном), «Return To Fat Moe ;s Place», «The Lower East Side», «Noodles Imprisoned» (на расширенном).

Третья мелодия - тема неразлучных друзей, сопровождающая Лапшу, Макса и их друзей по фильму, в различных аранжировках называется просто и понятно: «Friends».

В фильме есть еще и тема Деборы. На оригинальном издании она так и называется, а на расширенном - «Deborah ;s Love». Солирует в этой композиции Эдда дель Орсо.
Честно говоря, я эту мелодию с трудом отличаю от «Amapola». Она на слух воспринимается как медленно исполняемая «Amapola».

«Однажды в Америке» стал последним фильмом Серджо Леоне. Во время тяжелых съемок у него стало пошаливать сердце, а проблемы с сокращением и перемонтированием фильма для проката в США, усугубили болезнь (американские продюсеры просто убили картину, изувечив ее до невозможности, но, к счастью, мы смотрим сейчас версию близкую к первоначальной). В дальнейшем Серджо строил планы снять военный фильм о блокадном Ленинграде, но 30 апреля 1989 года он скоропостижно скончался в кинотеатре прямо во время киносеанса. Во время церемонии его похорон в церкви играла музыка Морриконе из «Однажды в Америке»...

Если подвести итог сотрудничеству Леоне и Морриконе, то можно смело сказать, что такие творческие дуэты создаются на небесах. В мировом кино сходные тандемы режиссеров и композиторов не редкость (Андрей Петров – Эльдар Рязанов, Тим Бертон – Дэнни Эльфман), но все-таки их творческие достижения по меркам мирового кинематографа далеки от достижений Морриконе и Леоне.



Лучшие годы Морриконе: 1964 - 1975. Музыка для вестернов.


Фильмы Леоне сделали имя Морриконе известным во всем мире, но не превратили его в миллионера, который мог тратить деньги в свое удовольствие, потихоньку сочиняя все, что придет в голову. Бюджеты первых вестернов Леоне были крайне ограниченными, поэтому Эннио пришлось добывать  свою трудовую лиру в поте лица. Маэстро работал как проклятый, и раздавал свои мелодии направо и налево, чем не преминули воспользоваться создатели вестернов - самого популярного жанра тех лет в итальянском кино. Помимо работы на Леоне, Морриконе написал музыку к двум десяткам вестернов итальянского производства.

Я уже упоминал, что еще до первого фильма Леоне, Морриконе сочинил запоминающуюся тему для «Дуэли в Техасе», но этим он не ограничился. Почти одновременно с первым вестерном «долларовой трилогии» вышел в прокат вестерн «Пистолет не знает аргументов» (1964) Марио Кайано. Он сегодня напрочь забыт, но в нем звучит замечательная песня на музыку Морриконе «Lonesome Billy» (в исполнении Питера Тевиса) и великолепная «дикозападная» мелодия, которая на саундтреке совпадает с названием кино – «Le pistol No Discotuno». Этот саундтрек Морриконе не сильно уступает своему собрату из картины «За пригоршню долларов».
   
Что любопытно, в Германии о Морриконе зрители узнали именно по этому фильму (хотя и под псевдонимом), поскольку «За пригоршню долларов» Леоне добрался до западногерманских зрителей только в 1965 году, а «Пистолет» осенью 1964-го.

В 1965 году на экраны Италии вышел весьма популярный вестерн «Пистолет для Ринго» Дуччо Тессари, который в том же году обзавелся продолжением: «Возвращение Ринго». Оба фильма на любителя, но тема, которую Морриконе написал для Ринго – «A Pistol for Ringo» заслуживает пристального внимания. На нее итальянец Маурицио Граф спел песню на английском языке «Angel face», которая вошла в первый фильм.

В продолжении истории о Ринго прозвучала еще одна песня Маурицио Графа «Возвращение Ринго». По-моему, в ее основе лежит та же тема, несколько перелицованная Морриконе.

Из иных работ маэстро в жанре итальянского вестерна отмечу музыку Эннио для фильмов другого Серджо - Соллимы «Сдавайся и расплатись» («Большая перестрелка», 1966) и «Беги, человек, беги» (1968), в которых главные роли исполнил Томас Миллиан.

С этими саундтреками наблюдается некоторая путаница. В первом из них главная тема называется по-английски «Беги, человек, беги» и она больше известна по одноименной душераздирающей песне в исполнении Марии Кристины Бранкуччи (или просто Кристи), которая звучала в заглавных титрах вестерна. Но эта песня использовалась именно в «Сдавайся и расплатись», а не в одноименном «Беги, человек, беги», где Морриконе в своей музыке ориентировался на мексиканские мотивы (что интересно, в титрах последнего фильма Эннио нет – в них фигурирует его постоянный дирижер и друг Бруно Николаи, поскольку по контракту с компанией Universal Морриконе не мог работать над вестерном Соллимы).

Достаточно интересные темы Морриконе использованы для вестернов «Навахо Джо» (1966) Серджо Корбуччи, «Доллары текут рекой» К.Лиццани (саундтрек вышел с английским названием фильма «The Hills run red», 1966), «Смерть скачет на коне» Джулио Петрони («Da uomo a uomo», 1967), «Лицом к лицу» (1967) С.Соллимы, «Наемник» (1968) С.Корбуччи, «Тепепа» (1969) Д.Петрони, «Напарники» (1970) С.Корбуччи ...

После успеха фильмов Леоне в США, Морриконе начинает работать и над чисто голливудскими проектами. Хотя «Однажды на Диком Западе» формально считается американо-итальянским фильмом, поскольку основное финансирование было предоставлено Paramount Pictures, все-таки это не голливудская продукция. Вся киногруппа (за исключением трех актеров в главных ролях) была итальянская, а съемки происходили в Испании.

Напротив, «Два мула для сестры Сары» (1969) – полноценный американский фильм (хотя и с мексиканским участием), в котором в главной роли снимался старый знакомый Морриконе – Клинт Иствуд. Надо сказать, что знакомы они были шапочно – об этом позднее рассказал сам Иствуд, когда вручал Морриконе «Оскар» в 2007 году. Эти легенды лишь несколько раз пересекались на съемках вестернов Леоне.

Для «мулов» Сары (одним из которых был герой Клинта) Морриконе написал хоть и не самую мелодичную вещь на свете, но весьма запоминающуюся. Основная тема для этого фильма сильно смахивает на назойливый шум жужжащих насекомых.

В 1970-е годы Морриконе практически перестал писать музыку для вестернов, но не смог отказаться от работы на продюсера Серджо Леоне, который работал над пародией на итальянские вестерны «Меня зовут Никто» (1973) с участием Теренса Хилла и Генри Фонда). Режиссер фильма - Тонино Валерии.


Лучшие годы Морриконе: 1964 - 1975.
Музыка для драм, триллеров, детективов и других фильмов без ковбоев и прерий.


К сожалению, подавляющее большинство картин, над которыми работал Морриконе в свой лучший период (с 1964 года по середину 70-х), за исключением вестернов Леоне, не оставили заметного следа в истории кино, хотя Эннио в эти годы написал великолепные мелодии для десятков фильмов. И зачастую для одной картины он сочинял не одну главную тему с разными аранжировками, а по 2-3, которые сегодня живут собственной жизнью. Но были в биографии Морриконе и такие ленты, которые считаются этапными для кинематографа (например, триллеры Дарио Ардженто, «20 век» Б.Бертолуччи), где музыка Эннио лишь фон. Это работа ремесленника, а не композитора.

В 60-е годы Эннио был слишком увлечен мелодиями прерий, поэтому удачных работ в фильмах иных жанров на его счету не так уже много:
 
«Открытие Америки» («La scoperta dell America»,1964);
«Авантюрист» (1967) Теренса Янга (исторический фильм с Энтони Куином);
«Птицы большие и малые» (1966)  П.П.Пазолини.

Фильм Пазолини интересен не столько из-за музыки, которая звучит по ходу действия, сколько из-за оригинальной песни на мелодию Морриконе, которую спел знаменитый Доменико Модуньо. Текст песни звучит в начале фильма и почти дословно совпадает с его титрами!

Если говорить о фильмах, в которых сотрудничество композитора и режиссера привело к столь же выдающимся результатам, как в случае вестернов Леоне, то в 60-е годы такой фильм у Морриконе был всего один: «Сицилийский клан» (1969) Анри Вернейя.

Это отличное кино на стыке жанров гангстерского и полицейского фильмов с некоторым уклоном в увлекательную гангстерскую жизнь (что было характерно для французского кино в те годы). В фильме приняли участие 3 европейские суперзвезды разных поколений: Жан Габен, Лино Вентура и Ален Делон.

Для картины Морриконе записал одну основную тему (на саундтреке она называется «Сицилийский клан» («Il clan dei siciliani»). Эта мелодия с налетом обреченности звучит на протяжении всего фильма в разнообразных вариациях.

В этом боевике использовалась и более динамичная композиция, в которой нет никакой обреченности – на диске она называется «Tema per Le Goff» (комиссара Ле Гоффа в фильме сыграл Лино Вентура).

Морриконе является композитором советско-итальянско-британского блокбастера «Красная палатка» (1969) Михаила Калатозова, но с этим фильмом произошла интересная история. «Красная палатка» - это 2 фильма. Режиссер – один, актеры – те же самые, а фильма два – один для советского проката, с музыкой Александра Зацепина, а вторая версия этой картины – международная, по другому смонтированная, в которой использованы мелодии Морриконе.

Композитором этого фильма первоначально был утвержден Александр Зацепин, который написал превосходную тему для этой картины. Его мелодия интереснее, чем у Морриконе. Проблема была в том, что его музыку советская сторона не смогла вовремя записать и фильм, подготовленный итальянской стороной для международного проката, оказался без музыкальной дорожки. Итальянский продюсер срочно рекрутировал безотказного Эннио, а тот, скорее всего, приспособил для «Красной палатки» то, что хранилось у него в загашнике.  В итоге получилось то, что получилось. Сам Морриконе точно не стал бы включать эту картину в свое резюме: денег заплатили и ладно… Хотя по большому счету основная тема Морриконе не так уж и плоха.

На рубеже 60-х-70-х годов Муза Морриконе трудилась как проклятая: 1970-72 годы выдались у Эннио весьма урожайными на хорошую музыку, но большинство фильмов тех лет сейчас подзабыты.

«С нами Бог» (1970) Джулиано Монтальдо  - это военное кино о немецких солдатах в плену союзников.

«Город насилия» (1970) С.Соллимы - криминальный фильм только для фанатов Чарльза Бронсона.

«Метелло» (1970) Мауро Болоньини - скучная и глуповатая драма про жиголо Метелло была чрезвычайно популярна в Италии, но сейчас это безобразие выдержать трудно.

«Убей откормленного теленка и зажарь его» (1970) Сальваторе Сампьери - для скучноватого триллера с идиотским названием Морриконе написал слишком хорошую тему. Было бы здорово приспособить ее в настоящее джалло, а не в этого «недожаренного теленка»…

«Калиффа» (1970)  Альбрето Бевилаккуа - в этой производственно-сексуальной драме сыграли Уго Тоньяцци и Роми Шнайдер (Калиффа – имя ее героини). Чертовка Роми выглядит в этой картине просто умопомрачительно, а безысходная мелодия Морриконе весь фильм откровенно намекает зрителю, что все закончится очень и очень плохо. И она не обманывает.

«Следствие по делу гражданина без всяких подозрений» (1970) Элио Петри стал одним из самых кассовых фильмов года в Италии (7-е место в прокате), получил «Оскар» за лучшую картину на иностранном языке и положил начало моде на политическое итальянское кино. Подобными фильмами итальянские режиссеры завалили всю Европу, неустанно разоблачая прогнившую политическую систему Италии, что жутко радовало советских чиновников, закупавших всю эту продукцию «прогрессивных кинематографистов» для дальнейшего оболванивания совков. К этому фильму Морриконе написал весьма подходящую тему, гармонирующую с отвратительной рожей главного героя в исполнении Джан Мария Волонте.

«Ограбление» (1971) Анри Вернейя – в этом боевике «хороший» грабитель в исполнении Жана-Поля Бельмондо вместе со своей шайкой весь фильм отбивается от «плохого» полицейского, в роли которого Омар Шариф.

«Сакко и Ванцетти» (1971) Джулиано Монтальдо - драма о несправедливом суде над двумя будущими коммунистическими святыми третьего ряда сделала хорошую кассу в Италии и Франции.

Из этого фильма больше всего известны 2 песни на музыку Эннио («Баллада о Сакко и Ванцетти» и «Никола и Барт» («Here ; s to you»), которые в оригинале исполнила американка Джоан Баэз (она была автором текстов), а после нее их перепевали Мирей Матье, Джанни Моранди и многие другие. К сожалению, эти песни с событиями в картине связаны слабо и отдельно от фильма воспринимаются лучше.

«Без видимых причин» (1971) Филиппа Лабро - в этом добротном детективе Лабро играют Жан-Луи Трентиньян и Жан-Пьер Мариель. Основная тема, сочиненная Эннио, достаточно спокойная и в ней скорее есть скрытое предчувствие чего-то плохого, чем нагнетание напряжения, которое свойственно детективным триллерам.

Но есть в этом драматичном фильме напряженные эпизоды, которые Морриконе оформил иначе. Именно благодаря музыке мастера больше всего из фильма запоминается сцена, в которой комиссар в исполнении Трентиньяна бежит вокруг бухты к дому, откуда стрелял снайпер.

«Маддалена» (1971)
 
Советские люди познакомились с мелодией «Chi Mai» в самом конце 80-х, посмотрев фильм «Профессионал» (1981) Жоржа Лотнера с Жан-Полем Бельмондо. Забыть музыку из этого фильма после его просмотра не получится, поскольку «Chi Mai»  - одна из самых запоминающихся композиций Эннио Морриконе. Но создана она была задолго до «Профессионала». Мастер написал ее для итальянского фильма «Маддалена» (1971), снятого поляком Ежи Кавалеровичем. Под эту мелодию одна итальянская девушка решала свои половые проблемы, что вряд ли можно назвать правильным применением для «Chi Mai».

В 1972 году вышел альбом известной итальянской певицы Мильвы, в котором она исполняла песни на музыку Морриконе, в том числе и «Chi Mai». Надо сказать, что без слов «Ки Май» воспринимается лучше.

Для «Маддалены» Эннио сочинил еще одну замечательную мелодию – «Come Maddalena». Было бы хорошо и ее приспособить для какого-нибудь выдающегося фильма, но не получилось.

«Что они сделали с Соланж?» (1972) Массимо Далламано – для этого джалло-триллера Морриконе сочинил весьма печальную и душевную мелодию, которая не очень подходит для триллера.
 
«Любовь умирает» (1972) Карло Карункио  - драма с Сильваной Мангано

«Мастер и Маргарита» (1972) Александра Петровича с Уго Тоньяцци в роли Мастера. Морриконе не знал, о чем будет фильм и просто написал печальную и красивую мелодию.

«Адское трио» (1974) Франсиса Жиро - главная музыкальная тема из этого французского тошнотворного фильма о трех серийных убийцах однозначно известнее, чем само кино с Мишелем Пикколи и Роми Шнайдер.

«Секрет» (1974) Робера Энрико - детективная драма с Ж-Л.Трентиньяном и Ф.Нуаре с безысходным финалом и такой же музыкой. Если вы думали, что самые жуткие спецслужбы существуют в современной России, то вы ошибаетесь – они были во Франции в 70-е… По крайней мере, так полагали создатели этого кино.

«Моисей» (1974) Д. Де Бозио - для итальянско-британского телесериала Эннио сочинил монументальную тему, под которую так и хочется завести толпу людей в пустыню и там ее оставить…. 

«Страх над городом» (1975) Анри Вернейя

Фильм Анри Вернейя «Страх над городом» к числу великих не относится, но это крепко сделанный триллер с Бельмондо, находящимся в расцвете сил. По сюжету фильма в Париже орудует серийный убийца, наводящий страх на жителей. За поимку убийцы в кино отвечал Бельмондо, а за атмосферу страха Морриконе, который написал замечательную тревожную тему. В нагнетании ужаса на зрителей Эннио помог его старинный друг и соратник – мастер художественного свиста Алессандро Алессандрони, чей зловещий свист способен напугать кого угодно.

Морриконе много писал музыки для триллеров Дарио Ардженто, для джалло и прочих «ужасов», но по-настоящему «ужасных» мелодий в его фильмографии не было. Более-менее ему удалась музыкальные дорожки двух джалло-триллеров: «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» (1970) и «Убей откормленного теленка и зажарь его» (1970).

«Страх над городом» - образцовый саундтрек для триллера и лучшая работа Морриконе в этом жанре, хотя в определенном роде она является автоплагиатом: основная тема основана на фрагментах мелодии Эннио из детектива «Без видимых причин». Но в том фильме развития эти фрагменты не получили, а здесь он довел эти наброски до ума.


Эннио Морриконе после 1975 года. Размолвки Мастера с Музой. Окончательное расставание.


Когда великолепная мелодия Морриконе попадала в фильм, который публика не заметила или быстро забыла, то вскоре музыка начинала жить собственной жизнью – после выхода на пластинках в качестве саундтреков или на сборниках лучших композиций Морриконе, которые ближе к концу 20 века хлынули потоком. Множество мелодий Эннио давно уже воспринимаются как самостоятельные произведения, а не как часть саундтрека какого-либо фильма.

Большая часть мелодий Морриконе, которые считаются его лучшими вещами, написаны им в 1960-е годы и в первой половине 70-х. После 1975 года в его творчестве наблюдается явный кризис, чему удивляться не приходится. В 1975 году Эннио исполнилось 47 лет. Для мужчины это немного, для композитора – возраст солидный. Так уж получилось, но Муза, которая пишет за композиторов мелодии, долго у одного и того же человека не живет. С 1964 года Эннио гонял свою Музу и в хвост и в гриву в течение 10 лет. Удивительно, что после такой жестокой эксплуатации она не ушла от него окончательно, периодически возвращаясь в следующие 15 лет. Обычно мадам заходила ненадолго, буквально на чашечку чая, но в начале 80-х задержалась чуть дольше. Но после 1990 года она ушла от Морриконе совсем. Музам со стариками не по пути. Они ведь женщины, поэтому предпочитают молодых.

С 1976 по 1980 год Эннио оформил музыкальные дорожки почти шести десятков картин, но настоящих удач на его счету считанное число, а шедевров не было совсем.
Интересные мелодии этого периода можно услышать в фильмах: «Орка, кит-убийца» (у нас известен как «Смерть среди айсбергов», 1977) Майкла Андерсона, «Железный префект» (1977) П.Скуитьери, «Банкирша» (1980) Франсиса Жиро. И все. Остальные саундтреки – это в лучшем случае повторение пройденного или музыка из серии: прослушал и забыл.

Пять лет провел Морриконе в творческом простое, но в начале 1980-х в его карьере случился новый взлет. Лучшие работы Мастера в этот период были связаны с триллерами и боевиками французского производства и новой (последней) встречей с Серджо Леоне «Однажды в Америке», о которой я рассказал ранее.

«Шпион, встань» (1981) Ива Буассе - главными достоинствами этого не самого увлекательного шпионского триллера являются Лино Вентура в главной роли и тревожная музыка Морриконе.

«Профессионал» (1981) Жоржа Лотнера

Как я уже упоминал ранее, мелодию «Chi Mai» из фильма «Маддалена», написанную Морриконе  Лотнер повторно использовал для своего фильма, но когда об этом пишут, то почему-то забывают, что в «Профессионале» в разных вариантах чаще звучит еще одна мелодия, которая по-французски называется: «Le vent, Le Cri».

На мой попорченный медведем слух, эта все-таки другая мелодия, хоть и сделанная на основе «Chi Mai». Создается такое впечатление, что она ее как бы продолжает. И когда в фильме звучат эти композиции, то непрофессионалу на слух отличить их практически невозможно.

«Богач» (1982) Жозе Джованни - для приключенческого фильма с Линой Вентура и Клаудией Кардинале Морриконе написал тревожную тему (на диске называется «Western»), но без излишнего драматизма. Фильм у Джованни получился вполне добротный и запоминающийся. Такова и главная тема Эннио для этой картины.

«Нечто» (1982) Джона Карпентера

Эта классика фантастики. Великолепный фильм с впечатляющей звуковой дорожкой, которая навевает ощущение безысходности. Правда, с музыкой из фильма не все так просто. Ее автором официально считается Морриконе, но если вы прослушаете официальный саундтрек «Нечто», то вас удивит отсутствие главной темы фильма, которая звучит в самом начале картины во время погони норвежцев на вертолете за собакой, и в конце, начинаясь почти одновременно с титрами.

Ее сутью является не мелодия как таковая, а электронный ритм. Авторство мелодии принадлежит Морриконе, а ритм добавил режиссер Карпентер, поскольку ему музыка Эннио показалась недостаточно подходящей для создания саспенса в некоторых важных эпизодах фильма. Добавка Карпентера явно пошла на пользу «Нечто», что неудивительно: он является одним из лучших специалистов по нагнетанию страха на зрителей и ранее сам писал музыку к своим картинам. И музыку отличную!

Композиции Карпентера вместе с саундтреком Морриконе были выпущены в 2020 году на двухдисковом коллекционном издании «John Carpenters The Thing/ Lost Cues: The Thing».

«Вне закона» (1983) Жак Дерэ – в этом кино профессионал снова в деле. На этот раз мужественный и сильный герой Бельмондо противостоит опасной банде наркоторговцев. Музыка Морриконе в этом фильме очень похожа на ту, что была в «Профессионале». Есть у меня подозрение, что Жак Дерэ специально попросил Эннио сделать что-нибудь подобное. И тот сделал, добавив еще одну классическую мелодию в свое резюме.

После 1983 года у Морриконе опять наметился разлад с его музой. Встречи их стали совсем редкими. Как на грех, с середины 80-х Морриконе стал часто работать для Голливуда, и в его резюме стали появляться все больше и больше американских блокбастеров, чья суммарная аудитория составляла сотни миллионов человек. К сожалению, роль Морриконе в этих фильмах в основном напоминала роль свадебного генерала.

Если говорить о второй половине 80-х, то за этот период применительно к  Морриконе часто вспоминают его работу над фильмами «Миссия» Роланда Джоффе и «Новый кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе. К сожалению, вспоминают не по причине наличия там отличных мелодий, а потому что первый саундтрек номинировался на «Оскар», а за второй Морриконе вручили пару никчемных безделушек. В реальности народной любви эта музыка ему не добавила. Потому что ничего достойного упоминания в этих фильмах не прозвучало. Одни фоновые композиции.

В этот период были у Морриконе и реальные достижения. Он хорошо поработал для Мауро Болоньини, сочинив интересные темы для драм «Венецианка» (1986) с Лаурой Антонелли и «Прощай, Москва» (1987). Плохо то, что эти фильмы практически никто не видел. 

Из голливудских работ композитора в 1980-е выделяется полицейская драма «Неприкасаемые» (1987) Брайана Де Пальмы о борьбе слуг закона с оборзевшим Аль Капоне, в которой удалось собрать впечатляющий актерский состав: Р. Де Ниро, Ш.Коннери, К.Костнер, Э.Гарсия. Пожалуй, это самое удачное сотрудничество Морриконе с Голливудом.   

Нельзя также пройти мимо музыки Морриконе в фильме Романа Поланского «Неукротимый» (1987).

В 1990 году на экраны вышел фильм Д.Торнаторе «У них все хорошо», для которого Морриконе написал достаточно необычную для себя мелодию - почти веселую.

Работы Морриконе в кино после того как он перешел 60-летний рубеж можно охарактеризовать одной известной фразой: мастерство не пропьешь. Он по-прежнему делал качественные саундтреки, в которых не было лишь одного компонента – новых запоминающихся мелодий. Все это было повторение пройденного. Муза  окончательно покинула Эннио. Он превратился в поставщика скорби и печали.
 
Из саундтреков за последние 25 лет работы Морриконе в кино (1991-2015) можно отметить лишь единичные работы: для фильмов «Волк» (1994) Майка Николса, «Разворот» (1997) Оливера Стоуна, «Резолюция 819» (2008) Джакомо Баттиато. Пожалуй, последний саундтрек – это лучшее, что написал Эннио в своей пенсионный период. Но его никто не заметил, потому что в это время на Морриконе положил глаз Квентин Тарантино.

Все, к чему прикасается Тарантино, превращается в… - В то, о чем говорят.  Вот и о работе Морриконе на Тарантино заговорили, хотя по большому счету обсуждать там было совершенно нечего. В саундтрек «Бесславных ублюдков» (2009) вошли старые композиции Эннио, а новые мелодии для «Омерзительной восьмерки» (2015) славы Морриконе не добавили. Но «Оскар» обеспечили! Потому что Тарантино – это царь Мидас наших дней. Он притягивает золото.


Морриконе в СССР/России

Забавно, но в Советском Союзе узнали фамилию композитора еще до того как он стал работать с Серджо Леоне. Правда советским зрителям ее преподнесли как Морикони – вместе с итальянской актрисой Валерией Морикони, которая сыграла в нескольких фильмах, побывавших в нашем прокате в 1960-е…

Но если серьезно, то в СССР демонстрировали несколько фильмов, где прозвучали мелодии Эннио Морриконе (в 1972 году – «Метелло», в 1974-м – «Сакко и Ванцетти», в 1982-м – «Смерть среди айсбергов»), но я не припомню, чтобы его имя было известно широкому зрителю до той поры, как в видеосалонах в самом конце 80-х появились вестерны Серджо Леоне. Примерно в то же время в советских кинотеатрах прошел его последний фильм «Однажды в Америке» (1989 год), а также фильмы с Бельмондо: «Профессионал» (1990) и «Вне закона» (1991). В начале 90-х картины с саундтреками Морриконе стали демонстрировать по телевидению (сначала по кабельным каналам), и уже к середине 90-х это имя стало хорошо известно в России.

Правда, эта известность по большому счету до сих пор ограничивается десятком его самых известных фильмов. Мы знаем это имя, но лишь единицы имеют более-менее полное представление о его творчестве в кино. Это проявилось наглядно в момент смерти Эннио в 2020 году. Когда после этого события на новостных сайтах появились заметки о жизни и творческих достижениях маэстро, там был один и тот же обязательный набор: вестерны Леоне, «Профессионал» и другие боевики с Бельмондо, пара голливудских блокбастеров, фильмы Тарантино и еще две-три картины, за музыку к которым Морриконе получил какие-нибудь призы. Все весьма кратко и поверхностно. Такое впечатление, что среди наших кинокритиков нет никого, кто бы мог провести подробный анализ творчества мастера, рассказать о его развитии как композитора, о тех музыкальных новинках, которые он привнес в кинематограф и о творческом окружении мастера. В Интернете нет подробных статей о Морриконе, а российские издатели выпустили первую книгу о композиторе только в 2022 году.

К счастью, киномузыка Морриконе вполне доступна. И, что немаловажно в наше время – совершенно бесплатно. Слушайте и наслаждайтесь! Моя статья вам в помощь!


Рецензии