Срочный отчёт, или Как пишется ТСЯ?

«Спичкина!»

«Я, Иван Петрович».

«Спичкина, вы не забыли? К 12.00 срочно жду от вас служебно-аналитическую справку по служебно-аналитической аналитике. Как там успехи?»

«Она делаетца, Иван Петрович!»

«Что вы сказали, Спичкина?»

«А чо я сказала? Делаетца ваша справка».

«Вы в школе не учились, Спичкина? Надо писать «делаеТСЯ!»

«Нифассе… Правда?»

«Правда, Спичкина. Я рад, что открыл вам глаза. Занимайтесь, закругляйтесь с вашей справочкой поскорее».

«Дак я ж говорю: делаетца».

«…Спичкина, вы опять? Я сказал: надо писать «делаеТСЯ!»

«Чо, оба раза так писать, что ли?»

«Не только оба раза, Спичкина, а всегда! Всегда пишется «делаеТСЯ»! Без вариантов! Запомнили?»

«Конечно, Иван Петрович. «Делаетца-делается». Изи! Мне с детства всё легко запоминаетца».

«Мать её в трубу… Спичкина!»

«Ау?»

«Вы специально меня бесите? Как я принял на работу эту бездарь? Слово «запоминается» надо тоже писать через ТСЯ!»

«Нифассе… правда? А почему?»

«Откуда я знаю? Этого, мадам Спичкина, требует элементарный русский язык! В любом языке есть определённые правила, понимаете? И умные люди должны к ним прислушиваться! Поняли?»

«Поняла, Иван Петрович! Буду прислушиватца».

«Это кошмар! Спичкина, я сейчас ругаться начну! А моя ругань может плавно перейти в снижение вашей зарплаты! Слово «прислушиваться» тоже пишется через ТСЯ! С мягким знаком!»

«Как интересно! То есть надо писать «прислушиватьца?»

«Нет, Спичкина! «ПрислушиваТЬСЯ» надо писать! Почему вы такая безграмотная? Вам что, в детстве в школу не в чем ходить было?»

«Я в основном ходила, Иван Петрович. Только в контсе болела много».

«В ЧЁМ?»

«В контсе школы болела много я».

«Похоже, вы до сих пор не вполне здоровы, Спичкина. Слово «в конЦе» пишут через Ц!»

«КонеЦно, конеЦно. Не нервничайте, Иван Петрович. Это я тороплюсь и мне так пишетца».

«…Спичкина, скажи честно: ты свою школу со справкой окончила?»

«Да».

«Спасибо, что не врёшь. А какого цвета она была?»

«Не помню. Но такая блестящая, глянтсевая».

«Боже, глянтсевая… Спичкина, ты нарочно издеваешься?»

«Это вы издеваетесь над женщиной, Иван Петрович. Как ни напишу – вам всё не нравитца!»

«Не-е-ет!... Вот как это развидеть? Собаки грамотнее тебя на углах расписываются, Спичкина! Зубри русский, позорище моё! Срочно зубри русский, с самого первого класса! Сегодня же устрою тебе личный тотальный диктант! Не сдашь – пойдёшь в народное хозяйство!»

«Иван Петрович?»

«Чего тебе, филолог Спичкина? Ты приготовила мне справку? Времени двенадцать доходит!»

«Нет, не приготовила! У меня не десять рук, Иван Петрович! Вы меня целый час нервируете, и ничего из-за вас не делаетца!»

«Я больше не могу… «ДелаеТСЯ», Спичкина. Сколько можно повторять?»

«Ха! Если бы делалось – хорошо бы, дак вот не делаетца ни хрена!»

«Это финиш! Спичкина, лучше вообще мне на глаза не показывайся! Ты меня убила! Бегом делай справку и заткнись! Я удаляю тебя из служебного чата – навсегда! Но справку мне дай!»

«Всё ему не нравитца… Орёт, грозитца… Измываетца над девушком…»

«У меня уже конвульсии от твоей тупости! Замолкни, Спичкина! Скажи только: когда будет справка? Я тебя прощу, если ты мне сейчас ответишь без ошибок!»

«Если не будете мешать, Иван Петрович, то минут через пятнадтсать…»


(использована иллюстрация из открытого доступа)


Рецензии