Битва за небеса, часть 64

Глава 14.
Где-то в Африке

И мы вновь на время оставляем Юго-Восточную Азию, чтобы отправиться ещё на один театр Холодной войны – в Тропическую Африку.
Так уж получилось, что в конце XV – начале XVI веков, в эпоху Великих географических открытий одним из самых мощных государств мира стала маленькая и до той поры ничем не примечательная Португалия. Её великие путешественники-мореходы, в первую очередь – Васко да Гама (1469–1524), открывший морской путь из Европы в Индию в 1498 году – создали одну из величайших колониальных империй мира.
Но, начиная с середины XVI века, Португалия начала быстро приходить в упадок, а к началу XX века была одной из самых отсталых стран Европы, известной только своими тоскливыми песнями-фаду. Тем не менее ей удалось сохранить свои колониальные владения в Африке вплоть до 1960-х годов.
После Второй Мировой войны начинается процесс деколонизации, и колониальные империи европейских держав перестают существовать – где-то мирно, но чаще этот процесс сопровождался большим кровопролитием. Португальская империя пошла по второму пути. В 1961 году в её африканских владениях начинается восстание, которое вскоре переросло в полномасштабную войну.
Одной из важнейших составляющих превосходства португальцев над повстанцами было их полное господство в воздухе. Португальскую авиацию смешно было и сравнивать с американской или израильской, это была небольшая авиация второстепенного государства, но «в стране слепых и одноглазый король». Подобно американцам на начальном этапе войны во Вьетнаме, португальские лётчики, не встречая никакого противодействия, буквально терроризировали партизан, жгли поддерживавшие их деревни.
В боях против африканских повстанцев португальцы использовали три основных типа самолётов. Во-первых, это штурмовик итальянского производства Фиат 91, летавший со скоростью 1 075 км/ч на дальность 1 150 км, брал на борт до 680 кг бомб.
Во-вторых, это был американский поршневой учебно-тренировочный самолёт Норт Америкен Т-6 «Тексан» эпохи Второй мировой войны, превращённый в лёгкий противопартизанский самолёт. Он летал со скоростью 335 км/ч на дальность 1 170 км, был вооружён тремя пулемётами винтовочного калибра.
В-третьих, это был поршневой легкомоторный самолёт «Дорнье 27», созданный в Западной Германии. Он летал на дальность 870 км с максимальной скоростью 255 км/ч. Они использовались точно также, как и американские легкомоторные самолёты в Южном Вьетнаме – патрулировали небеса над районами, занятыми партизанами, и в случае обнаружения противника их пилоты вызывали штурмовики «Фиат 91» для нанесения бомбового удара.

Продолжение следует...


Рецензии