Человека тоже воспитывает среда

     Человек живёт и воспитывается в своей среде, которая включает в себя творения природы, возведённые строения и их интерьер, прочие рукотворные изделия.  И в определённой культурной среде, которая частично запечатлена в инстинктах, рефлексах и в характере человека, а частично в сознании в процессе воспитания родителями, улицей, обществом и прочее,  что обусловлено его культурой.

     И этим человек мало отличается от животных, живущих в своей естественной среде и полностью ею обусловленные.   А культура развития человеческого общества определяется по совокупности морально-нравственных качеств человека или общества в определённый период своего развития.

     То есть чем насыщеннее культурная среда общества, тем люди этого общества культурнее и дальше от животных, а чем меньше насыщена, тем дистанция меньше  и если насыщенность равна нулю, то и человек равен животному. Самый яркий пример - человек-маугли, который если с младенческих лет живёт в скотских условиях более 10-15 лет, то такой индивид уже никогда не станет человеком в полном смысле этого слова и он останется человекоподобным животным.

     Но просто пространственное помещение кого-либо в культурную среду не будет гарантией стать полноценным Человеком. Необходимо взаимодействие с обратной связью индивида с культурой общества, еще лучше - взаимодействие с положительной обратной связью - человек внимает культуре, осмысливает её внутри себя, и делает свой вклад в расширение культурного пространства.
   
     Главное при капитализме - получение прибыли из всего, чем он занимается (кроме, возможно, хобби - на которое многие готовы эту прибыль тратить).   Буржуазное государство есть выразитель и исполнитель воли господствующего класса - в данном случае, буржуазно привилегированного класса власть и богатство имущих, работающих исключительно ради увеличения своей прибыли.

     Любому капиталисту выгодно производить то, что лучше продаётся, причём независимо от того, отдельный это капиталист или совокупный в виде буржуазно привилегированного государственного чиновничества. То, что продаётся хуже - уходит из линейки производимого.


     По отношению друг к другу в обществе всегда наблюдается два основных типа людей, одни живут по принципу Золотого правила нравственности - «Не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!» А другие живут по принципу - «Я имею право делать всё, что не запрещено» и даже во вред другим. А остальные всегда делают то, что им выгоднее и в зависимости от того, каких людей в обществе больше и какие управляют этим обществом, развивается его внутренняя и внешняя политика, а также социально-экономические взаимоотношения между гражданами общества.

    Если в обществе больше людей первого типа, то они, объединившись в государство, формируют в обществе стремление к гуманизму и равноправию, к взаимопомощи и к социальной справедливости, общими силами защищая право всех честно и добросовестных трудящихся граждан своей страны жить по своим законам. Если больше людей второго типа, то в таком обществе больше аферистов, насильников и бандитов, развивается власть денег, анархия рынка, а внешняя политика такого государства будет милитаристской.

     Милитаризм – это агрессивная военная политика, построенная на навязывании своей воли другим странам, опираясь на военную силу и подлую хитрость в качестве основного аргумента, как и все воры, насильники, и убийцы, только на государственном уровне.


     Что касается культуры, то она часто не приносит прибыли. Чтобы высокая культура прижилась в обществе, необходимы её материальные носители - книги, фильмы, спектакли, музеи, библиотеки, кинотеатры. И чтобы непременно в доступном виде для всех, а не для части общества, располагающего средствами более значительными, чем остальные. Следовательно, капиталист должны производить дешёвые носители культуры. Но если им это не выгодно - они не будут производить, и заставить в «свободном капиталистическом обществе» их никто не сможет. А ему товар нужно продавать с хорошей прибылью.

     Капиталисту невыгоден аскетизм, умеренность и воздержание, которые культура иногда формирует у населения для сохранения природных ресурсов, ему выгодно исключительно повышенное потребление, пусть и во вред природе и окружающим, а поддаются рекламе прежде всего люди, культурные запросы которых минимальны.

     Мозг потребителя упрощается, сужая потребности до простейших и отсекая для него возможность получать удовольствие от познания наследия предков и преумножения оного. Потребителю просто это неинтересно. Потребность в повышению культуры пропадает. Компьютерные игры, сериалы и т.п. отключают человека от реальности. Повышенное потребительство сродни алкоголизму и наркомании.  Такие люди никогда не пойдут в библиотеки, которые тоже должны приносить прибыль в современном мире, поэтому они пустеют и закрываются.

     И когда человек, живущий в постоянном стрессе потерять работу и как следствие - крышу над головой - придя домой, склонен «расслабиться». Потому что стресс не уходит вместе с окончанием рабочего дня, и мысли о неопределённости завтрашнего дня не дают покоя. Поэтому срабатывает: «…Не грузи, дай расслабиться.» Стресс снимается потреблением, которое даёт некоторую иллюзию независимости…

     Со временем цели и мечты сужаются до, условно говоря, «развлечения, друзья и алкоголь», а к культуре проявляется сначала равнодушие, а потом раздражение.  Поначалу пропадает желание осмысления своей ситуации, а потом и возможность такового. Смысл жизни, отличный от получения телесных наслаждений, теряется.  От животного такой человек отличается тем, что с коровы, например, получают молоко, а с такого индивида – прибавочный продукт и прибыль для капиталиста.

     Человек становится одномерным и управляемым, когда достаточно воздействия на небольшое количество уязвимых точек, чтобы он делал то, что желает заказчик. Сначала неволей, а потом волей. Масса таких легко превращаются в стадо, которое можно вести и на погром, и на убой, а примеров таких в современной жизни с избытком.

     У капитализма нет механизмов, для того, чтобы направить такой «естественный отбор» в иное русло, у трудящегося народа есть только одно средство – объединение в парламентскую партию и победа в парламентской борьбе для изменения социально-экономического вектора развития общества. И тогда государство станет выразителем и исполнителем воли уже другого господствующего класса, чтобы со временем упразднить классы, а с ними и буржуазные привилегии с торжеством гуманизма, равноправия и социальной справедливости в удовлетворении насущных потребностей населения страны!

     Кто-то скажет, смотрите, в социально развитых странах такая мощная социальная защита и люди живут хорошо, и учат их хорошо, и лечат хорошо.

     Но, во-первых, уровень нынешней западной культуры нравится далеко не всем россиянам.  А во-вторых, эта социальная защита, появилась только и исключительно благодаря сплочению трудящихся и победе на выборах!  Или вы знаете социально развитую страну, где у власти нет правящей партии с социально прогрессивной программой развития?


Рецензии