Покаянная исповедь Святого Августина

                «О, Боже, волнения слёзы 
                мешают мне видеть Тебя»
                (Б. Пастернак)

    В традиционном итальянском, довольно чопорном застолье гости во время трапезы говорят чаще всего о еде. Обсуждают подаваемые блюда, хвалят хозяйку или повара, дамы обмениваются кулинарными рецептами, расспрашивают о детях. Мужчины толкуют о футболе, о климате и погоде. В общем, скука.
    В доме моей римской подруги Лауры  и ее супруга Джузеппе, талантливого журналиста и писателя, глубокого знатока России, всё иначе. Проработав много лет в Советском Союзе, оба они усвоили традицию «московских кухонь», где темы разговоров зачастую серьезны и бесконечно разнообразны.
    В тот вечер мы встретились у них, не помню уж по какому поводу, а может и без повода. Компания собиралась разноплеменная, но интересная. Неумолчная беседа лилась, не утихая. Говорили, конечно же, о политике, поездках,  обсуждали литературные новинки и последние  выставки.
     Раздался звонок. Джузеппе пошел открывать дверь. Вернулся он со знакомым архитектором, которого сопровождал человек средних лет, одетый в темно-коричневую монашескую рясу, подпоясанную белой веревкой с тремя узлами. И в сандалиях на босу ногу, хотя на дворе уже стояла довольно промозглая осень.
- Знакомьтесь, мой друг  - падре Фьоренцо, приор монастыря Ла Верна.
- Ну, зачем такая титулатура.  Просто Фьоренцо. Мы же не в храме.
    Хотя мне показалось тогда, что появление его в квартире словно привнесло дух, атмосферу храма.
   Было нечто особое  в этом обычном на вид человеке. Наверное, взгляд его спокойных серых глаз, в которых светилось доброжелательное внимание.
     Разговоры, нарушенные появлением неожиданного гостя, стихли. Пытаясь оживить прерванную беседу, Лаура спросила:
- Простите, Фьоренцо, я запамятовала, что означают эти три узла у вас на веревке?
- Они символизируют  три главных обета, заповеданных нам Святым Франциском Ассизским: бедность, целомудрие и послушание.
    Кто-то из гостей, глядя на добросердечное   лицо Фьоренцо и его невзрачное облачение, подхватил:
-  Такие обеты могут исполнять  только отшельники  в монастыре да святые. А в современном  мире  нелегко оставаться даже просто порядочным человеком.
- Это всегда нелегко, - задумчиво улыбнулся Фьоренцо.- Впрочем, святость – определение  символичное и довольно условное. Многое зависит от места и времени.
    Вы же знаете, что основатель нашего монастыря,  Франциск Ассизский, вовсе не был святым смолоду. Он проявил непослушание отцу, ушел из дому, оставив родных и близких. Он участвовал в войне, может ему  даже пришлось убивать.
    Обратите внимание на это слово - «пришлось». Оно вносит поправку в любое деяние человека. Стало быть, в той или иной мере оправдывает его.
      Праведникам  приходилось подчас совершать поступки, за которые сегодня покраснел бы обыкновенный порядочный человек. Сам апостол Павел поначалу был яростным гонителем христиан. На его глазах  побивали камнями  первомученика Стефана, и он никак не воспротивился этому.
- Верно, - откликнулся кто-то из гостей. -  Читаешь, перечитываешь  Ветхий завет,  и невольно поражаешься некоторым деяниям, как вы выразились,   патриархов наших.  Ведь они же  действовали по внушению и откровению  Божию. А деяния их зачастую вызывают непонимание, а подчас и откровенный протест.
-  Позволю себе сослаться на Святого Августина, отозвался Фьоренцо. - В своей «Исповеди» он особо отметил, даже подчеркнул,  что Господь заповедует одним – одно, другим – другое, но обязательно  сообразно духу страны и времени. Поведение  человека обусловлено  законами и нравами  своего времени.    К примеру,  сегодня мы, слава Богу, дошли в понимании своем, что раб – это Человек. А в древности  для самого благоразумного, доброго и мудрого человека, даже патриарха,  раб был просто рабом.
-   Простите мое неведение, а Святой Августин когда жил?
- Жил он в IV веке, в римской провинции Нумидии. Там, где теперь Алжир. 
- Ну, и как жил, чем жил этот святой?
- Жил очень похоже на нас, да и задавался теми же сложными вопросами, что и мы с вами сегодня. Августин рассказывает, как в детстве воровал со стола и из кладовой, как потом обманывал учителей и родителей, увлекался пустыми забавами и зрелищами. Будучи человеком одаренным, он легко постиг основные науки того времени: философию и риторику. Преподавая их, он позднее зарабатывал себе и своей семье хлеб насущный.
- А он был женат?
- Нет. Но он 14 лет сожительствовал с простой служанкой и даже имел от неё незаконнорожденного сына. Правда, Августин не оставлял их, когда в скитаниях своих перебрался в Рим, а затем в Милан. В общем, обычная жизнь, которая могла так длиться до самого её завершения.
- Многие так и живут, не задумываясь.
- А вот Августина такая жизнь со временем перестала устраивать. Он начал мучительно искать в философских книгах «премудрости»,  пытался найти смысл жизни. Тут надо обязательно вспомнить, что везде, в этом бурно несущемся и мутном потоке бытия ему с величайшим терпением сопутствовала мать Моника, причисленная позднее к лику святых.
-  Моника была христианкой?
- Да. После схождения на апостолов Святого Духа, многие из них отправились с проповедью в Африку.
- Значит, и  Августин был крещен?
- Нет.  Отец-язычник крещению воспротивился. Но Моника с рождения внушала детям христианские заповеди. Впрочем,  Августин поначалу воспринимал библейские притчи, как сказки для детей. Лишь потом, после многолетнего пребывания в Милане и бесконечных диспутов и бесед с епископом Амвросием, он вышел на  бесконечный путь познания Бога, веры и себя.  Этот миланский епископ Амвросий  и крестил его на  33 году жизни.
- Символичный возраст. Возраст Христа.
- Именно так.  Крестившись,  Августин с матерью решили вернуться на родину. Но Моника неожиданно заболела и умерла. Схоронили её в Остии под Римом. Августин  же вернулся в Африку, в город Гиппон, где он был избран епископом. Там он основал одну из первых  монашеских общин.  Умер Августин  28 августа 430 года, в страшные дни осады Гиппона  вандалами. Во избежание поругания  останки его перенесли на Сардинию, а оттуда в 725 году в Павию, под Миланом, в базилику Сан Пьетро, где он покоится и поныне.
- Чем же особым знаменит Святой Августин?
-  Видите ли, у него много философских и богословских трудов. Он причислен к так называемым отцам, или учителям церкви. Но особенно популярна его «Исповедь». Это, по сути, первая автобиографическая повесть. Предельно искренняя, причем очень современная и своевременная. Да и читается она легко. Причем  помимо рассказа о своей жизни,  он обсуждает вопросы, которые волнуют нас и ныне.
- Ну, и как же он отвечает, например,  на вопрос: откуда в мире зло, если его создал добрый и мудрый Господь?
- Августин очень интересно определяет зло «как умаление добра, доходящее порою до его полного исчезновения». Где нет добра и любви, там и царит зло.
- Но откуда оно взялось?
- Вот-вот. С этим вопросом Августин обращается непосредственно к Богу: «Откуда зло в мироздании Твоем?  Если Ты, всемогущий и вездесущий благ, то и все сотворенное Тобой  есть благо?»
    Августин ищет ответа в Библии.     Из чего Господь  сотворил  вселенную?  Мы же помним начало начал.  «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною». Но дальше идет: «И Дух Божий носился над водами». В это Ничто, лишенное вида и образа, - говорит Августин, - Ты вдохнул Дух,  и  сотворил то великое и прекрасное, чему мы не устаем дивиться и продолжаем изучать веками. Хотя телесный мир  и не позволяет понять незримое с помощью зримого.
- Века! Да само время непостижимо? Что есть время?
- Августин весьма занимательно и изящно толкует о времени.  Он полагает, что нет ни прошлого, ни будущего, но есть …теперешняя вечность. События нашей жизни не одновременны, они просто сменяют друг друга, исчезая и уступая место одно другому. Как слова в нашей речи. Для человека настоящее – только один неделимый миг, и оно лишено  длительности. Но ведь длительность будущего есть в ожидании и надежде, а  длительность прошлого  сохраняется в  памяти о нем. Августин задается вопросом: что за сила заключена в нашей памяти, которая вмещает все события и образы, многие знания и предметы, начиная с букв и чисел и кончая  горами и морями.  Как хранятся в нашей памяти  видимые и невидимые предметы, чувства? Мы же извлекаем из памяти не само прошлое событие, но некий отпечаток, образ его, выраженный  словами. 
- Интересно. Получается, что мы словно изымаем его из времени.
-  Это мы, люди, делим время на прошлое и будущее, на годы, дни, секунды. Всякое человеческое деяние длится  во времени. Это наши годы  приходят и уходят. А у Господа, говорит Августин, каждый день суть вечное сегодня. Представьте, если настоящее не уходит в прошлое, то это уже не время, а вечность.
- Да… Замысловато.
- Боюсь, я вас утомил своим рассказом.
- Нет-нет. Всё очень интересно.
- Тогда  позволю себе вспомнить, как  Августин представляет пространство. - Бог бесконечен, но не в пространстве. Ибо Бог есть Дух, не имеющий пространственной величины. Всякая величина делима и конечна. А Дух -  он целокупный и вездеприсущий.  «Ты повсюду и нет места,  где  бы не было Тебя.     Случается, что мы бежим от Тебя, но Ты всегда рядом. Ибо создания   Твои могут оставить Тебя, но Ты не оставляешь своих созданий». Вот такое обращение к Богу, прямое общение с Богом.
-  Как ребенок.
- Не зря  сказано: «Будьте, как дети».   Бог же вложил в человека разум для познания мира. Любознательные дети задаются бесконечными вопросами: где, как и почему?  Причем детям свойственна безоглядная  вера и надежда. В малом возрасте они верят родителям. Позднее крещением и заповеданием основ христианской жизни мы как бы препоручаем ребенка Господу, чтобы отныне Он руководил им.
   Позволю себе отступление, которое не  кажется мне излишним и только ещё раз связывает времена прошлые с настоящим. Вернее подчеркивает неразрывность их и, можно сказать, вековечность.
    Богословие, как все прочие  науки, старается идти в ногу с современностью. В обряды и даже в молитвы могут вноситься изменения, которые отвечают духу времени. Ознакомившись со всеми, самыми древними переводами главной молитвы «Отче наш», заповеданной нам самим Иисусом Христом, библеисты  выяснили, что  фраза «И не введи нас во искушение» в более точном переводе может быть истолкована, как  «И не попусти нас до искушения».
   Действительно,  Господь не может,  взяв  нас  за  руку, направить на худое, злое дело. Просто в какой-то момент, когда мы упрямо устремляемся к худому, Бог может просто отпустить нашу руку, предоставив искони данную нам свободу выбора.
- В русском языке есть даже выражение «Господь попустил». Жаль только, что оно выходит из употребления. Мне кажется,  что и сам образ Господа со временем изменяется. В Ветхом Завете  Бог – наказующий и  карающий. Как на древней русской иконе «Спас ярое око». Христос же воспринимается не только как взыскующий, но главное, как милостивый. Особенно, когда рядом с Ним стоит Богоматерь. Что до главной молитвы, то и в православном обряде молитва  «Отче наш», которую наши бабушки твердили на церковнославянском языке, теперь переведена на современный язык.
-  Истинно, всему свое время, - согласился Фьоренцо. - Нужно только терпение, а в наш безудержный век царит нетерпение. Молодежь не желает ждать. Хотят получить все, сразу и  без  усилий. Но, как говорит Августин, для созревания любого фрукта нужно время. Только терпеливое ожидание дает потом ощущение праздника при сборе урожая.
 - Понятно.   Поэтому мудрые родители, которые уже прошли свой путь созревания,  желают и требуют от ребенка послушания и смирения.
- Заметьте, - Фьоренцо даже привстал с кресла, -  ведь и Христос  смирил себя, «быв послушным даже до смерти, рабской смерти крестной».
- Неужели Господу, как и нам, были знакомы сомнения?
- А вы вспомните последний вечер в Гефсиманском саду. Вочеловечившийся Христос в отчаянии, сомнении и страхе  воскликнул: «Если возможно, пронеси чашу сию мимо меня». И тут же, уже в Духе, твердо  заключил: «Но да будет воля Твоя, но не моя».
    Сомнения, вернее, отсутствие веры и надежды в поисках истины могут оказаться  губительными.  По мне, главный грех Иуды не предательство. Ведь все, все ученики убежали, оставив Иисуса. Сам Петр трижды отрекся от него.   Главный грех  Иуды - неверие в прощение  Господне.
        Августин  понял, что в основе здания веры воспаряющего духом до небес, лежит смирение   и любовь.    Вера   отрывает человека от горизонтальной  двумерности,  где есть только даль и ширина, и добавляет третью составляющую. Её дополняет вышина, что возносит человека в его устремлении к небесам, к Богу. На самом деле все просто. Если бы люди имели веры «с горчичное зерно», если бы они исполняли всегда заповеди Господни, то Зла бы не было.
- Вот именно «если бы».
- Видите, сколько ещё таких нерешенных, как мы говорим, вечных  вопросов. И задаются ими люди из века в век, в прошлом и в будущем. Каждый в свой настоящий момент. Получается, что это Настоящее существует вечно. Вот Августин и делает вывод: «Жизнь бессмысленна, если она не вечна».


Рецензии