Мое впечатление о Печорине

Мое первое впечатление о Печорине и окончательное мнение о нем.

Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать известный роман в 1838 году, а через два года он вышел отдельным изданием. В произведении решается злободневная проблема: почему умные, энергичные люди не находят применение своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща?
На этот вопрос Лермонтов отвечает в своем романе «Герой нашего времени» историей жизни главного героя - Печорина. Григорий Печорин – молодой человек, принадлежащий к поколению тридцатых годов того столетия. События, связанные с жизнью Печорина, развиваются на Кавказе. Печорин встречается с людьми различных национальностей, сословий, профессий, убеждений, разной степени культуры.

Когда впервые я прочитала роман, Григорий показался мне эгоистом, полностью разочарованным в жизни. Печорин безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему. Печорин признается  Максиму Максимычу, что его душа «испорчена светом». Ему кажется, что любовь Бэлы возродит его интерес к жизни. Но в повести «Бэла» характер Печорина остается нерешенной загадкой.
В «Тамани» Печорин сталкивается с контрабандистами. Ему интересны: слепой мальчик и неизвестный человек в лодке. Печорин пытается найти ключ от этой загадки. Проснулись дремавшие силы, проявилась воля и решительность. Когда тайна была раскрыта, тут же обнажилась бесцельность решительных действий героя. Вновь наступила скука, безразличие к окружающим людям.
В повести «Княжна Мери» Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства. Мы видим Печорина на голову выше окружающих его людей. Он умен, образован, храбр.
Мне не нравится в Печорине то, что он не способен к настоящей любви и дружбе. Печорин увлекает жаждой жизни, стремлением к лучшему.
Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».
«Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни», – признается Печорин.
В Пятигорске Печорин познакомился с Грушницким и легко его разгадал. В ответ он получил ненависть.
Печорин встречает любимую женщину, но сильная любовь Вере принесла много страданий и горя.
Из всех близких к Печорину лиц, глубже других понимает его доктор Вернер. Видно, что Печорин не совсем утратил интерес к жизни. Печорин принадлежит к типу лишних людей, то есть таких людей, для которых в окружавшем их обществе не находилось ни места, ни дела. То, что мы узнали о герое из его дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимычу. Но мы не можем ему сочувствовать, когда он едко высмеивает аристократическое «водяное общество», разбивает козни Грушницкого и его приятелей. Печорин приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
Природа дала Печорину глубокий, острый ум и отзывчивое сердце, и твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Печорин говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми. В том, что прекрасные задатки Печорина погибли, виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.
Лермонтов создал правдивый образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. Печорин был эгоистом, но ведь его можно было понять. Как пшеница на доброй земле дает добрые всходы, так и люди в хорошем обществе имеют добрую душу. Иначе, как можно объяснить его слезы возле падшего коня?! Как объяснить ту откровенность, которую он мог проявить при самом себе?! Но увы, Печорина не окружало достойное общество. Люди с таким же складом ума, как у него, были новыми людьми и места в обществе для них пока не существовало. Таков был Печорин, таковы были декабристы.


Рецензии
На мой взгляд, "Печорин"-это прототип самого Лермонтова. Сложная , во многом противоречивая натура в сочетании с детской ранимостью души...

Татьяна Егиян   12.05.2023 09:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.