Ритуалы на 29 августа Ореховый Спас

     29 августа православные христиане отмечают день Спаса Нерукотворного.   
     Перенесение Нерукотворного Образа Господня.
     Ореховый, Холщовый, Полотняный или Нерукотворный Спас
     Третий Спас — ореховый.
        День Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
        Спас Нерукотворный.
        Третий Спас.
        Попразднство Успение Святой Богородицы.
        Диомид.
     Спожинки. Хлебный день
        Третий Спас. Ореховый. Хлебный. Спас на холстах.
     В этот день Православная Церковь отмечает перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, а также почитает память мученика Диомида-врача, за веру пострадавшего.
     · Спожинки-дожинки: убирают последний хлеб.
· Перед Спожинками старики ходят на воду следить за течением. Если на реках, озерах лодки стоят спокойно, то осень будет тихая, а зима пройдет без метелей.
     В этот день пекли каравай из нового хлеба, святили его и давали всем попробовать. Старались, чтобы даже крошки не упали на землю, и чтобы на них никто не наступил.
        К этому дню обычно поспевали орехи, поэтому он носит название Ореховый.
     Третий Спас - ореховый, хлебный, холщовый. В старину говорили:
     "Первый Спас - на воде стоит,
     Второй Спас - яблоки едят, а
     Третий Спас - холсты на горе продают."
     В этот день старались продать полотна, простыни, полотенца и домотканные рушники.
        Вы также не поленитесь, сходите в магазин и купите простынь и льянное полотенце. Придя домой положите полотенце на стол, а сверху буханку хлеба. Новой простыней застелите кровать.
        Также в этот день Православная церковь почитает мученика Диомида, врачевателя.
        Третья встреча осени. Последний день отлета ласточек. Считалось, что ласточки отлетают на три Спаса. Если журавель отлетит на Третьего Спаса, то на Покрова (14 октября) будет холодно.
        Удачен день для поездок, командировок и переездов.
     Не следует в этот день переедать. Соблюдайте меру во всем. В этот день могут быть потери и кражи. Будьте внимательны, следите за своим имуществом.
        Сегодня почти все будут немного рассеяны, поэтому соблюдайте осторожность на дорогах.
        Дети, рожденные сегодня, редко бывают красивы. Им дан дар разбираться в деревьях.
      Спас  на полотне. Последний, завершающий Спасовки праздник, следует непосредственно за  днем  Успения Пресвятой Богородицы и отмечается 29 августа. Церковь отмечает в  этот   день  перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя - лика, чудесным образом запечатлевшегося на куске полотна, которое Господь лишь на мгновение приложил к Своему лицу.
     На Руси "полотняный", или "холщовый"  Спас , отмечался так: кроме церковного торжества открывался широкий торг полотнами. Базары расцветали, как весенние луга, ситцами и миткалями, муслином, шелками, кисеею, бархатом и сукном. На Волге, где было много ткацких промыслов, ходила поговорка: "Первый  Спас  - на воде стоять, второй  Спас  - яблоки едят, третий  Спас  - на зеленых горах холсты продавать". А в оставшиеся до сентября два  дня  крестьяне, не успевшие забороновать землю под озимые, завершали  эту  работу. Доделывали скирды сжатой ржи и пшеницы, докашивали овес, засевали озимые. Летняя крестьянская страда с окончанием Спасовок завершалась.
     На Руси образ Христа очень почитали, по  этой  причине Третий  Спас  (после Медового и Яблочного) называли еще  Спасом  на полотне, Холщовым, Хлебным, или Ореховым.
Ореховым его называли потому, что с  этого   дня  христианам разрешалось есть орехи нового урожая.
Хлебным — поскольку накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов.
     Для этого праздника готовились всякие выпечки и другие блюда с орехами.
    
                На хлебное обилие
     Тот, кто знает эти заговоры, никогда не испытает голода, потому что если у человека есть хлеб, то он будет жить.
     Времена бывали разные. Было время, когда люди в поле колоски собирали, только чтобы спасти себя и своих детей от смерти.
     Но те, кто знал тайные слова заговоров на хлеб, не претерпели ужаса голода.
     В качестве примера привожу одно письмо на эту тему:
      
     «Батька мой ушел на фронт и сгинул.
     Три года не было от него вестей. После очередной бомбежки мы остались без крова. Мама и мой брат вынуждены были уехать из места, где мы прожили всю нашу жизнь. По направлению мы приехали в деревню Нечаевку, и нас подселили к одной женщине. Пока мы ехали, нас обокрали, и мама, видимо, перенесла тогда инфаркт на ногах. В дороге она еще хоть как-то держалась из-за нас, своих маленьких детей. А уже на месте, в доме бабы Кати, она совсем свалилась, лежала и не поднималась. Мысль, что в такое ужасное время у нас украли последнее, совершенно ее убила. Видимо, она без конца думала об этом, чувствуя себя виновной, что не смогла уберечь то, что хоть как-то могло нам помочь выжить. Сo страданием в голосе она говорила об украденных колечках, серьгах и тех немногих ценностях, которые были бы хоть каким-то подспорьем во время голода и разрухи.
     Хозяйка, баба Катя, увидев в очередной раз мамины слезы, села возле нее на низкую табуретку и стала говорить:
     – Давай договоримся, Нина, так. Чтоб ты больше не плакала, детей и меня не расстраивала. Украли и украли – забудь. Хочешь верь, хочешь не верь, но, пока я жива, голода ты не почувствуешь. Дети и ты всегда будете сыты.
     Но только чтобы ты никогда и нигде об этом не говорила.
     Она оглянулась на печь, где мы с братом спали. Вернее, брат спал, а я делала вид, что сплю. Комнатка была маленькая, и я все слышала, да и слух у меня был хороший, как, впрочем, у всех молодых людей. Я слышала, как мама жалобным голосом говорила бабе Кате, что боится смерти, боится за нас, детей, и что она понимает, что баба Катя ее просто успокаивает, а на самом деле, как это она, старый человек, может прокормить нас всех. Ведь судя по тому, как она живет, надеяться не на что. Еще мама говорила, что видела, как целые семьи умирали от голода, и лучше уж она сразу порешит себя и своих детей.
     Услышав отчаянные слова моей мамы, баба Катя наклонилась еще ниже к ней и сказала почти шепотом, но я все слышала:
     – Ниночка, деточка, нельзя брать на свою душу грех самоубийства и грех убийства невинных детей. Говорю тебе: я знаю молитву, через которую Господь дает хлеб, но это моя тайна, доставшаяся мне от моей прабабки. Я бы тебе никогда об этом не сказала, но я уже не могу видеть, как ты надрываешь свое больное сердце слезами. Если ты и не решишься на самоубийство, так все равно изведешь себя слезами. Умрешь, что я с твоими детками буду делать, ведь мне уже много годков. Я уже старей поповой собаки. Хлеба будет достаточно, но только нельзя будет этим хлебом торговать и давать взаймы тем, чье имя не названо в молитве о хлебе.
     И действительно, хлеба мы ели досыта, он всегда был в доме, где мы квартировали. До сих пор помню вкус того хлеба и накипяченной с корнем солодки и цикория (для сладости) воды.
     Несмотря на то что я тогда была еще ребенком, я никому, даже брату, не рассказала об услышанной тайне бабы Кати. Детским умишком я понимала, что от этого зависит, будем ли мы живы или же умрем от голода.
     Я уже старый человек, давно умepли мой брат и моя мама. Голода нет, да и не знаю я тех слов, чтобы водился в доме хлеб.
     Вашу книгу мне подарила внучка. Вот я и решила Вам написать свою историю о чудесном хлебе, который давал нам Господь. Пишу первый раз в жизни такому человеку, как Вы, поэтому простите, что написала не очень складно. Если что, поправьте сами.
     Низко Вам кланяюсь. Прошу помолиться обо мне.
     С уважением, Гуселина Варвара».
      
     Действительно, есть молитвы и заговоры от мора, голода и на урожай, а есть потайные слова, чтобы в доме всегда был хлеб. Некоторые из них я передам вам.
     Икону Спасителя ставят в передний угол на подвесную полку. Раз в год, на Спасов день (3-й спас - Хлебный отмечается 29 августа), кладут краюху хлеба за икону. Заговаривают эту краюху так:
      
     Господь Спаситель,
     Ты семь хлебов преломил,
     Четыре тысячи человек накормил.
     Накорми, Боже, и меня,
     Рабу грешную (имя), тоже,
     Накорми и своих рабов (имена).
     Что в моей квашне?
     Христос Спаситель, от голода избавитель.
     Он мне поможет, хлеб мой перемножит.
     Кто к моей квашне идет?
     Матерь Божия идет,
     Своими руками мне хлебушек несет.
     Разбросай по мне, по Божией рабе (имя),
     Хлебную спорину.
     Именем Иисуса Христа и Его Святой Крови,
     Сусеки, наполняйтесь,
     Спорины, размножайтесь.
     Как семь хлебов помножились
     Для четырех тысяч ртов,
     Так будь, хлеб Иисуса,
     Каждый день нам готов.
     Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
     Ныне и присно и во веки веков.
     Аминь.


Рецензии