Фиаско Адмирала Хиппера
Все мы знаем, какой погром немцы устроили каравану PQ-17 в июле 1942 года. Но несмотря на это, следующий конвой – PQ-18 отправился в СССР уже в сентябре 1942 года, в разгар сталинградского сражения. Конвой и на этот раз понес существенные потери. Немногим меньше, чем ранее - 13 судов из 40. Немецкие же потери выросли, и составили 3 (по иным данным 5) подлодок и 41 самолет.
Последующие конвои союзники стали обозначать JW (в СССР) и RA (из СССР). После горячих дебатов в британском Адмиралтействе пришли к выводу о разделении следующего конвоя на две части. Инициатором такой тактики был адмирал Джон Тови. Он был против создания большого конвоя, который все равно рассредоточится и в итоге будет уничтожаться противником по частям. Первая часть конвоя, JW-51A, пропутешествовала в СССР 15 декабря 1942 г., причем успешно, не понеся потерь.
22 декабря 1942 г. настала очередь JW-51B. В его составе имелось 14 судов с суммарным грузом более 80 тыс. тонн (автомобили, бронетехника, самолеты, ГСМ, боеприпасы и т.д.).
Ближнее прикрытие состояло из 6 эсминцев:
HMS “Achates” ("Ахатес"); типа A, вооружение: 4х1 – 120-мм, 2х4 – 533-мм ТА; HMS “Obedient” ("Обидиент"), HMS “Obdurate” ("Обдьюрейт"), HMS “Onslow” ("Онслоу"), HMS “Oribi” ("Орэби"), HMS “Orwell” типа O, вооружение: 4х1 – 120-мм или 4х1 – 102-мм, 1х4 или 2х4 – 533-мм ТА);
2 корветов типа “Flower” / «Флауэр» (1 – 102-мм) – HMS “Rhododendron” ("Рододендрон") и HMS “Hyderabad” ("Хайдерабад");
1 тральщика HMS “Bramble” типа “Halcyon” (2х1– 102-мм);
2 вооруженных траулеров.
Командовал эскортом и конвоем капитан 1-го ранга Роберт Сент-Винсент Шербрук, державший флаг на эсминце "Онслоу".
Дальнее прикрытие конвоя состояло из легких крейсеров HMS “Sheffield” ("Шеффилд") 1-й серии “Town” / "Таун", (4х3 – 152-мм) и HMS “Jamaica” ("Ямайка") 1-й серии “Crown Colony” / "Краун Колони" (4х3 – 152-мм) под чутким руководством контр-адмирала Роберта Линдсея Барнетта.
Сперва они прикрывали конвой JW-51A, а после его прибытия пошли в сторону JW-51B, чтобы встретить его в самой опасной точке маршрута.
30 декабря начался обратный отчет - конвой был обнаружен немецкой подлодкой U-534. Гросс-адмирал Эрих Редер приказал срочно подготовить к выходу в море соединение под командованием вице-адмирала Оскара Кумметца.
Данное соединение включало в себя:
Тяжелый крейсер “Admiral Hipper” ("Адмирал Хиппер") одноименного типа (4х2 – 203-мм, 4х3 - 533-мм), на котором поднял флаг Кумметц;
Броненосец, он же "карманный линкор", он же тяжелый крейсер “L;tzow” ("Лютцов") ранее “Deutschland” / "Дойчланд" (2х3 – 283-мм, 4х3 - 533-мм). Не путать с тяжелым крейсером "Лютцов" из серии "Адмирал Хиппер", который был продан СССР (он же "Петропавловск").
Кстати, этот крейсер имел печальный опыт встречи с советскими летчиками еще до Великой Отечественной. 28 мая 1937 года его атаковала испанская республиканская авиация. Но на самом деле, самолетом СБ, атаковавшим "Дойчланд", управлял советский летчик Николай Остряков, а те шесть бомб сбросил штурман Левинский Г.К. Но по понятным причинам в официальном сообщении об этом были указаны испанцы Ньера и Мендиола. Крейсер тогда получил два бомбовых попадания, на борту возник пожар, погибло 23 моряка, еще 78 были ранены (7 впоследствии скончались от ран). Дело в том, что наши летчики сочли его за испанский крейсер "Канариас".
Их эскортировали 6 эсминцев:
Z-4 “Richard Beitzen” ("Рихард Байтцен") типа 1934 (5х1 – 127-мм, 2х4 – 533-мм ТА);
Z-6 “Theodor Riedel” ("Теодор Ридель") и Z-16 “Friedrich Eckoldt” ("Фридрих Экольдт") типа 1934A (5х1 – 127-мм, 2х4 – 533-мм ТА);
Z-29, Z-30, Z-31 типов 1936A и 1936A(mob) или "Нарвик" (1х2 + 3х1 – 150-мм, 2х4 – 533-мм ТА).
План операции "Радуга" предусматривал следующее: "Хиппер" и 3 эсминца должны были атаковать конвой с севера, отвлекая на себя эскорт, а "Лютцов" и 3 других эсминца – с юга. Кумметцу приказывалось уничтожить конвой, а также избегать столкновения с равными силами противника и не подвергать риску уничтожения свои корабли.
Утром 31 декабря "Хиппер" засек конвой JW-51B. Из-за шторма он сократился до 12 грузовых судов, поредел и его эскорт. 2 судна пошли в Кольский залив отдельно от конвоя, эсминец "Орэби" также следовал самостоятельно, тральщик "Брэмбл" искал пропавшие суда. Разделившиеся корабли конвоя и эскорта не имели представления о местонахождении как друг друга, так и крейсеров Барнетта.
Немцы, обрадовавшись, приготовились к бою. Но они не знали о присутствии в этом районе крейсеров Барнетта, думая, что будут иметь дело только с эсминцами. "Экольдт", "Бейтцен" и Z-29 должны были действовать вместе с "Хиппером", а "Ридель", Z-30 и Z-31 – с "Лютцовом".
8:20 - британский корвет "Хайдерабад" обнаружил силуэты двух эсминцев, но не сделал донесения – так как ожидался подход советских эсминцев. Спустя 10 минут эсминец "Обдьюрейт" пошел на сближение с ними для опознания. Но неизвестные эсминцы открыли огонь, показав, что являются вражескими, и англичанин вовремя отвернул. Так начался "Новогодний бой".
Так как погода была не айс, "Хиппер" еще раз обнаружил конвой только через час. Единственный эсминец, который остался с ним и ставил дымовую завесу был "Ахатес", а также малые эскортные корабли. В 09:42 "Хиппер" открыл огонь, но не смог добиться попаданий. Эсминцы Шербрука немедленно пошли на выручку конвою.
После получасовой перестрелки "Хиппер" все же накрыл "Онслоу", и вывел из строя оба его носовых орудия, также возник пожар. Тяжело раненный Шербрук (один из осколков разбил ему скуловую кость и выбил левый глаз) продолжал командование боем, но вскоре передал его капитану 2-го ранга Кинлоху, находящемуся на эсминце "Обидиент".
В это время оба крейсера Барнетта на скорости 31 узел неслись к месту боя, но пока ничем не могли помочь конвою, положение которого серьезно осложнилось. В это время "Хиппер" и эсминцы потопили тральщик "Брэмбл". Также в 10:45 корвет "Рододедрон" обнаружил рядом "Лютцов" и 3 эсминца. Но снежный заряд спас британские корабли, так как на "Лютцове" решили подождать, пока улучшится видимость.
В 11:00 прояснило, и комендоры "Лютцова" открыли огонь. В ответ эсминцы эскорта немедленно принялись за постановку дымовой завесы. В 11:25 "Хиппер" обнаружил"«Ахатес", который вывалился из-под ее прикрытия. Крейсер сразу же открыл по эсминцу беглый огонь и тяжело повредил его. На тот свет отправилось более 40 членов экипажа и его командир. Но эсминец упорно продолжал постановку дымзавесы, чтобы спасти конвой. Его действия, по словам Джона Тови, явились примером "исключительной отваги".
После этого "адмирал" перенес огонь на эсминец "Обидиент" и также повредил его. Ему бы дальше расстреливать корабли эскорта, но возникла угроза торпедной атаки. Чуть позже "Хиппер" сам оказался под ударом – 24 орудия подоспевших английских крейсеров открыли огонь.
Флагман Кумметца повернул в их сторону, но между 11:32 и 11:35 получил 3 попадания 152-мм снарядами. Одно из них пришлось в котельное отделение, что снизило скорость крейсера до 23 узлов. Тут уже "Хиппер" спасся с помощью дымовой завесы и начал поспешный отход. На некоторое время противники потеряли друг друга из виду.
В 11:43 "Экольдт" и "Бейтцен" обнаружили крейсер "Шеффилд" и при этом они были в отличной позиции для торпедной атаки. Один пуск и...Но тут их командиры совершают роковую ошибку. Они приняли британские корабли за "Хиппер" и "Лютцов" и решили пристроиться к ним в кильватер! Но британцы в свою очередь не обманулись. Эсминец "Фридрих Экольдт" под беглым огнем "Шеффилда" превратился в груду металла. "Рихард Бейтцен", обстрелянный "Ямайкой", благополучно смотался под прикрытием дымовой завесы. Благодаря тому, что Барнетт отвлекся на эсминцы, "Хиппер" смог уйти. В 11:46 Кумметц приказал всем кораблям выходить из боя и следовать за ним.
Для немцев печально было то, что все это время группа "Лютцова" не принимала активного участия в бою. Только после 12:00 "карманный линкор" смог повредить один транспорт, правда почти сразу эсминцы прикрыли конвой дымами. Тогда "Лютцов" перенес огонь на них, и "Обдьюрейт" получил повреждение из-за близкого разрыва.
В это же время два англосакса продолжали преследовать "Хиппер". Немецкий флагман спасли свои эсминцы, которые заняли позицию для пуска торпед. Тут же на авансцене появился "Лютцов" и вынудил Барнетта перенести огонь на него. В 12:36 эта безрезультатная перестрелка закончилась. После того как исчезли немецкие корабли, тонущий эсминец "Ахатес" запросил помощи, но, не дождавшись ее, перевернулся и скоропостижно затонул.
Итог новогоднего боя. Атака немцев на конвой JW-51B была очень неудачной. Несмотря на значительное превосходство в огневой мощи, немцы смогли потопить только тральщик "Брэмбл" и эсминец "Ахатес", потеряв при этом эсминец "Фридрих Экольдт". Крейсер "Адмирал Хиппер" был поврежден и после возвращения в Германию вообще больше не принимал участия в боевых действиях! Но самое главное здесь то, что все транспортники дошли до пункта назначения в целости и сохранности. Ведь "Лютцов" мог действовать куда более решительно. Но его командование было связано приказом "не рисковать кораблем". Абсолютно... вообще никак, проявили себя немецкие эсминцы. Ведь за весь бой они не выпустили ни одной торпеды!
Естественно, британцы этот бой поставили себе в плюс. Ведь такими небольшими силами (легкими крейсерами и эсминцами) им удалось провести конвой до СССР без потерь.
А вот фюрер был действительно взбешен, узнав о таком "эпичном" бое. Адольф устроил страшный скандал гросс-адмиралу Редеру. Как тяжелые корабли кригсмарине не смогли справиться с английскими эсминцами? Он в категоричной форме заявил Редеру, что не считает больше нужным использовать тяжелые корабли и вообще решил пустить их на слом. Редер пытался возражать и настаивал на необходимости крупных надводных сил в борьбе за коммуникации с Британией, но фюрер был непреклонен. Тогда Редер подал в отставку. В январе 1943 г. его заменит Карл Дениц, командовавший до этого подводными силами. Используя свои хорошие отношения с фюрером, он благополучно убедил того не уничтожать тяжелые корабли. Но все же маятник качнется в сторону подводных сил, уже окончательно.
Свидетельство о публикации №222081100364