Мальчик и воспоминания о шляпах

                Светлой памяти отца моего. 


В иные времена я носил тюбетейку. Настоящую узбекскую тюбетейку.
    Нет, я не  узбек. Просто в те времена я был маленьким мальчиком. А мальчики тогда носили тюбетейки. Мода такая. Когда? В прошлом веке. В шестидесятые годы. И было мне тогда ещё четыре годика. Или уже четыре годика. Я так и отвечал на традиционный вопрос взрослых.

- Мальчик, а сколько тебе годиков?
- Тетиле годика! Я узе басёй!

 Что в переводе с детского означало, что я уже большой. Четыре годика!

   Тюбетейка - тюбетейкой, но иногда я нахлобучивал шляпу. В те времена самым популярным головным убором у мужчин была шляпа!  Летом лёгкая , светлая , из соломки, по осени – тёплая фетровая тёмных тонов. Нельзя сказать, что все мужчины поголовно носили шляпы. В основном, шляпы были признаком принадлежности к  творческой и технической интеллигенции. Ну и конечно, шляпы носили все партийные и административные функционеры. Но и рабочие люди по праздникам с удовольствием надевали этот строгий и стильный головной убор! 

  Мой отец очень любил носить шляпы. С ранней молодости и до момента ухода  за призрачный бруствер. Даже для дома у него была шляпа. Пусть старая, поношенная, но шляпа. Идёт в огород – и в шляпе!
  Так вот, поскольку на вешалке всегда была пара-другая свободных папиных шляп, я иногда примерял их перед большим зеркалом. Проверял, похож ли я на папу. Взрослые часто любили задавать вопрос:

- Мальчик, а ты на кого больше похож? На папу или маму?
- Ни зняю! – пищал я в ответ, а про себя думал, - дурацкий вопрос, ведь я же мальчик! Значит, похож на папу!

   Моя память сохранила одно забавное воспоминание. Было самое начало мая. Погода стояла тёплая, и народ массово гулял по городку. Городок этот назывался Опочка.  Один из тихих уютных городов Псковщины.
   В этот день мы ходили всей семьёй на маёвку. Что такое маёвка? Поясню!

   Маёвки зародились ёщё в конце 19 века и были актом проявления солидарности трудящихся. На маёвки тайно собирались сторонники перемен в обществе. Пили чай, читали прокламации и манифесты. При случае такие собрания разгоняла полиция.

   В позднее советское время маёвками стали называть массовые выезды или выходы граждан на природу при первых признаках потепления. Теперь это называется “ на шашлыки”. 

   В Опочке  в 60-е годы существовала традиция официальных маёвок. В районе “лужка” у реки собирался народ. Продавали лимонад, выпивку, бутерброды. Люди расстилали на траве покрывала. Садились в кружок и начинали с определённой степенью культурности отдыхать. Наливали, выпивали, закусывали. Дитям – мороженое и початик.
   Что такое початик? Я так почему-то называл лимонад. Детский неологизм!

   Так вот, отбыв на маёвке некоторое время, мы все неторопливо и праздно возвращались домой.  Кругом гулял народ, радуясь первому настоящему теплу после суровых морозов зимы и неопредёлённых метаний весны.

   В воздухе стоял  лёгкий общий шум, образованный шелестом свежей листвы, шарканьем ног по асфальту дороги , смехом и говором людей.

   Вдруг поднялся ветерок. Легкий. А затем ветер осмелел, и дунул сильнее. И в этот момент шум где-то позади нас усилился. Я остановился, и обернулся посмотреть. Отец держал меня за руку, и потянул вперёд. Но я не поддался!  Потому что было на что посмотреть!

   По дороге бежал мужчина. Он был очень худой и высокий. Празднично одетый. Белая рубашка, светлые брюки. В руках мужчина держал мороженое в вафельных стаканчиках!  Причём, в каждой руке было по четыре стаканчика!  Умудрился же удержать!

   Мужчина бежал с радостной улыбкой на лице, высоко поднимая длинные, как жерди, ноги.

   А впереди от мужчины убегала его шляпа!  Летняя легкая шляпа из соломки катилась, подгоняемая ветром, словно колесо, по ровному асфальту! Ветерок дул и подгонял шляпу всё быстрее! 

   Видимо, когда был сильный порыв ветра, шляпу снесло с головы, а поскольку руки были заняты мороженым, дядечка ничего не смог сделать, чтобы удержать головной убор.

  Мужчина с широкой радостной улыбкой бежал за беглым головным убором.
 
  Люди вокруг стали останавливаться, давать советы и болеть:

- Давай, давай!

   Мужчина что-то радостно на бегу отвечал. А шляпа продолжала убегать.

- Папуль, а дядя догонит шляпу? –  спросил я отца.
- Догонит! – ответил отец и почему-то потрогал свою шляпу. Проверил, крепко ли сидит.

   Уж не помню, догнал ли дядька свою шляпу и не уронил ли драгоценный груз из рук. Видимо, детишкам нёс мороженое. А подлая шляпа решила воспользоваться моментом и попыталась убежать.

  Вот ведь, запомнила детская память этот эпизод. И тебя, папа, я помню.

                Август 2022.

На фото – мой отец. 1955 год. Каунас. Он там служил.


Рецензии
Ах, какой ностальгическое и приятное произведение! Здорово!

Инга Шим   28.08.2022 22:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.