Мои Университеты Очерк воспоминаний

СЕРГЕЙ  НОСОВ
МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ


      Университет (а  точнее Исторический Факультет Ленинградского Университета который я окончил некогда) - пустое место в моей жизни.
      И я уже неоднократно писал об этом. 
       Уровень преподавания на историческом факультете Университета в те времена был крайне низким. А сами студенты в большинстве своем были полудикими людьми из глухих провинций бескрайней России, как будто только что вышедшими из дремучих таежных лесов.
           Увы, это отнюдь не преувеличение. И не карикатура. Такова была реальность жизни, с которой я в молодые свои годы столкнулся.
             Так каковы же были мои реальные жизненные университеты, где я познавал жизнь и учился жить?
               Это прежде всего моя семья, мой родной город (Ленинград - Санкт-Петербург) и та близкая среда товарищей в которой я общался.
                И на самом деле я был во многом и самоучкой - человеком, который в значительной степени воспитал себя сам. И никакому целенаправленному обучению со стороны стихийно не поддавался.
                Учителя в средней школе ничего для моего образования и воспитания толком не дали.
                Математика, физика, химия и прочие предметы этого ряда мне всегда были абсолютно чужды и неинтересны. А именно им в советское средней школе уделялось основное внимание при обучении молодого поколения.
                Учителя по гуманитарным предметам -таким как история и литература - были в моей школе добрыми и ограниченными тетушками. И преподавали по советским шаблонам - усердно и неинтересно.
                Помню например как наша учительница литературы в старших классах раскрыла для нас тему тогдашних советских гонений на Солженицына.
                Она говорила нам, что помнит первые статьи о Солженицыне и его знаменитом некогда рассказе «Один день Ивана Денисовича», опубликованном первоначально в «Новом Мире» Твардовского.
                Говорила что дословно помнит строки статей в «Литературном газете», где тогда Солженицына превозносили до небес и называли новым Львом Толстым в литературе.
                А теперь вот - заявляла наша честная учительница литературы - Солженицыну отказывают в том,  что он вообще писатель , называют его  только автором грязных пасквилей на советскую жизнь. И так далее.
                И вывод наша учительница делала пафосный и как ей наверняка казалось - очень мудрый и объективный: никогда мол не надо преувеличивать и впадать в крайности. Нечего было приравнивать Солженицына к Льву Толстому и так же нечего сейчас отрицать то, что у Солженицына есть талант писателя и втаптывать его в грязь.
                Я помнится молча сидел в классе и с сожалением слушал эти речи нашей учительницы.
                Мне тогда уже было около 16-ти лет. И я был достаточно взрослым, чтобы понимать, что Солженицына клеймят теперь за «Архипелаг ГУЛАГ», за осуждение советских концлагерей, за неприятие тирании Сталина-Джугашвили и  его кровавого режима. А вовсе не за то,  что Солженицын, как теперь только якобы неожиданно выяснилось, очень плохой и совершенно бездарный писатель.
                Я ведь и сам в этом возрасте уже всерьез размышлял о той жизни, которая меня окружала. И дома шли же разговоры о том, что развернута компания травли Солженицына, что скоро с Солженицыным так или иначе наши власти расправятся - или посадят его в тюрьму или насильно вышлют заграницу.
                Советские власти выбрали последнее. И дома мой отец вполне это предвидел - Солженицын был слишком известен, итак сидел по советским тюрьмам при Сталине, чтобы  его вновь под истерические вопли Запада опять репрессировать и снова сажать в тюрягу, усугубляя этим тягостный образ советского тоталитаризма, который Запад итак всячески раздувал.
                Признаюсь, что я мало  читал сочинения Солженицына и до настоящего времени.  Мне Солженицын неинтересен как писатель, повторяющий зады русской классики Х1Х века, как подражатель того же Льва Толстого и его бледное, почти  бесцветное отражение в литературе советских времен.
                Но преследование Солженицына по политическим мотивам в советское время выглядело погано, бессовестно и подло. От этого никуда не деться.
                И интеллектуально развитые и мыслящие люди в СССР уже и в те времена это понимали конечно. А вот  наша учительница литературы - не понимала. Она наивно принимала все, что напишут в «Литературной газете» какие-то жалкие писаки-пропагандисты за выражение серьезных точек зрения. Не понимала она и не хотела понимать, что литературным процессом в СССР своевольно дирижируют Партия и КГБ.
                Не случайно эта наша учительница литературы через год вновь и вновь ходила в школу с большим животом - детей она все рожала и нянчила. Новых и новых детей на радость советской власти и своему активному сексуально мужу, наверное. И некогда ей было поэтому о чем бы то ни было всерьез думать.
                Наша учительница истории была как говорится «из той же серии.» Хотя  и - с некоторыми претензиями на ум и интеллектуальность вместе с тем.
                Одна очень любила разные выдуманные «исторические формулы» и разного рода «исторические признаки», которые заставляла нас заучивать наизусть и отвечать скороговоркой на уроках истории.
                «Носов. Встать. Пять признаком капитализма. Перечисли стоя.» - кричала она на уроке.
                И надо было немедленно вставать и громко бубнить скороговоркой эти «пять признаков» капитализма по Ленину.
                Если я сумел их пробубнить без запинки то учительница истории торжественно произносила - «Правильно Носов. Садись.» Жаль конечно что она при этом не добавляла -  «садись и не двигайся. Жди моих новых команд Носов»
                Но этого она все таки не добавляла. Не буду врать.
                Дома мне отец как известный и уважаемый историк-исследователь (кстати говоря, отец мой был ведь и Директором Ленинградского Отделения Института Истории в течении более чем двадцати лет) с пожатием плеч говорил - ;ну Ленин насчитал пять признаков капитализма. Кто-то другой мог бы насчитать шесть или семь важнейших признаков капитализма. Не в количестве же условных этих признаков и не в их дословном повторении суть дела. Надо понимать, что представлял собой капитализм как историческое явление. А не его формальные признаки «по Ленину»  бездумно зазубривать.
                Отец конечно очень помогал мне разобраться в сути многих явлений литературы, истории и жизни. Это бесспорно.
                Но в том что наши учительницы литературы и истории - дурочки по определению - я бы и  сам без труда разобрался.
                Глупость этих учительниц была хорошо видна. И я был мыслящим подростком и юношей. Я не мог бы этой глупости не замечать.
                Не могу сказать, что мой школьный класс состоял из интеллектуалов. Были разные в нем ученики и ученицы.
                Прославился из моих соучеников по школе только некий Алик Осовцов - типичный еврейский проходимец, который как говорится «далеко пошел» в советской и постсоветской лживой жизни.
Быстро этот пронырливый Осовцов перебрался после окончания школы в Москву.
                И я уже в начале 1990-х годов видел по телевизору его физиономию и его огромное пузо во время трансляций заседаний тогдашней Государственной Думы - он как кондовый еврей представлял естественно так называемую Демократическую Россию (была такая партия в начале правления Ельцына) и своим огромным откормленным пузом давил на экране хлипких телесно представителей регионов, которые что-то пищали о патриотизме.
                Впечатляюща была картина!
                Осовцов был действительно огромный, необычайно толстый, раскормленный… А патриоты из далеких регионов - щуплыми, жалкими, низкорослыми... 
                Словом, патриоты неа фонеогромного Осовцова выглядели  вырожденцами к которых нет никаких шансов выжить .
                Осовцов все время занимал  прибыльные и чрезвычайно выгодные должности - типа руководителя какого-нибудь Автобусного управления, который может по одному своему капризу запретить направлять  вам нужные вам автобусы.  Или лишить вас техобслуживания этих автобусов навсегда ав
                Понимать же это надо было так: все автобусы - мои. Потому что я -  Осовцов.
                Этого Осовцова кстати говоря и с военных сборов за Выборгом во время моих студенческих лет «эвакуировали.»
                Любимый папенька за ним приезжал и за большие деньги спас его из армии, откупившись от продажного армейского начальства.
                На этих военных студенческих сборах где конечно плохо кормили Осовцов тайно жрал один в туалете присылаемые ему из дома банки тушенки - за что это немилосердно и с ожесточением били. 
                Рассказывал Осовцов своим товарищам перед обедом и о том как он щедро кормит своего пса  антрекотами. А нас тогда кормили перловкой и гнилой свининой между прочим.
                Словом, быстро стало ясно папеньтке этого Осовцова (тоже начальнику автобусного парка в Ленинграде, ) что сыночка его   пора освобождать от военной службы…
                Последний раз я видел фотографию этого бесконечно самодовольного Осовцова в сети « ВКонтакте» в 2017-ом кажется году.
                Особых записей на его странице не было. Но было там с важностью  написано, что мол он, Осовцов, большой друг Михаила Ходорковского. Хотя по тюрьмам и не сидел.
                А сейчас после начала Спецоперации ВС России на Украине в конце февраля 2022 года  вот интересно - сохранил ли господин Осовцов свою запись о нежной дружбе с Ходарковским или струсив -  поспешно  ее стер.
                Ведь в тюрьме «борец за демократию» Алик Осовцов кормить своего пса антрекотами не сумел бы…
                Вот такие у меня сегодня краткие воспоминания из времен моего детства и юности.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -



               
            



               
         
 
               
 
               
               
               
               
               

            


Рецензии