Соловей

СОЛОВЕЙ

Получил на телефон от знакомого портрет Соловьева с подписью: «А, а ведь был когда-то вполне порядочным журналистом» Был ли?? И его нынешний облик -  результат деградации? Или он изначально только притворялся человеком с независимым мнением?  А через какие лазейки человек с самостоятельным мнением просочился на государственное телевидение, да еще в пропагандистские программы?  У меня есть на счет присутствия независимо мыслящего человека на гостелевидении имеется собственная теория.  Возможно, теория конспирологическая. Возможно, с ней трудно согласиться. Но она представляет собой короткий вывод из длинного ряда фактов, которые известны всем.  Против этих фактов не попрет и тот, кто поддерживает сторону власти, и тот, кто является оппонентом власти. Предвижу, что некоторые апологеты власти все-таки привычно попрут против фактов, станут на дыбы. Начнут саркастически спрашивать, а факты ли это? Поэтому мне придется не просто перечислять приводимые, как я считаю факты, а доказывать, что они не высосаны из пальца.
1. Первый факт, на который задолго до меня ученые, никак не относящиеся к России, обратили внимание: характер народа – штука очень инертная, которая с веками меняется крайне слабо.  Жизнь народов показывает, что идеализм ошибался. Мы из нашего советского прошлого наизусть заучили: материя определяет сознание. Это позиция материалистов. Позиция идеалистов: сознание определяет развитие материи, идея, развиваясь самостоятельно, обуславливает изменение материи. Но история народов показывает, что как раз материя меняется быстро, а в наше время технического прогресса – очень быстро, а идея меняться не собирается. Экономические формации и уровень жизни меняются быстрее. Может нагрянуть война, люди останутся без денег, без продуктов, с похоронками – а взгляд на страну и мир останется тем же.  Страна может одерживать победы и терпеть поражения, но характер нации, в который входит ее взгляд на себя, на свое положение в мире, и на остальной мир, ее приверженность свободам, свободе личности, свободе предпринимательства, терпимость нации к меньшинствам, к новым влияниям, ее стимулы при объединении вокруг лидера, уровень доверия к различным новым идеям, ее выбор идей, - все это меняется гораздо медленнее. Требуются столетия.

Президент говорит, что нам нужно сформулировать и обозначить национальные скрепы. Разве нужно трудиться формулировать? Поведение населения за последние лет сто пятьдесят, показывает, что народ намертво скреплен все теми же скрепами, что и раньше.  По скрепам можно пропагандистской суконкой пройти, можно новый глянец нанести: националистический, интернационалистический, великодержавный, либеральный, - какой прикажут. Но сами скрепы те же. Вот они: мы лучше всех, мы несем всем добро (в нашем понимании, а другое понимание мы не рассматриваем), те, кто не с нами – враги, с врагами нужно бороться, если не сдаются, уничтожать, враг подл, хитер и коварен, моральный урод, у врага упадок, враги загнивают негров линчуют и пьют кровь из народов мира, а мы – полная противоположность, белые, пушистые и благородные. И если полистать историю, почитать, что говорили сто лет назад, двести лет назад, триста лет назад, увидишь те же скрепы, которые сейчас призывает нащупать президент. А поэтому устойчивость скреп, их малая подверженность изменениям со временем -  исторический факт.
  Что же на этот счет говорит пропаганда? Она восторженно поет оду нашему славному прошлому.  В основном, нашим прошлым победам над врагами. Не вдаваясь в то, какой ценой дались эти победы. Не вдаваясь в прелести прошлого, например, Домостря. Таковы правила пропаганды. Пропаганда возвеличивает тех, на которого государство указало перстом. Стаханов, Паша Ангелина, Павлик Морозов. А недавно - бывший заключенный, пошедший на войну и подорвавший себя гранатой.  Пропаганда же шельмует и поносит тех, на кого указало перстом то же государство. Оскал пропаганды почему-то направлен исключительно в сторону Запада.  Припомнят и псов-рыцарей, (правда забывая о варягах), и то, как поляки Москву взяли (почему-то никогда не упомянут, что в 1571 году войско хана Девлет-Гирея сожгло Москву.  А ведь это было в царствование славного объединителя российских земель Ивана Грозного). Зато глядя на ненавистный Запад, припомнят зараженные оспой одеяла для индейцев, и то, как негров угнетали, и то, что поздно открыли второй фронт. Ну и, конечно, не забудут про козни евреев. И заявят, что они своими нынешними отъездами строят козни, подрывая репутацию страны. Итак, можно видеть, что мелодия современных пропагандистских песен играется по старым нотам. И поскольку народ к старым нотам оказался восприимчив, напрашивается вывод: характер народа не очень изменился. Все те же избирательные обиды и те же враги

2. Второй факт: нынешняя Россия представляет собой империю по всем показателям.  Она -империя по своему территориальному составу. В нее входит много национальностей и территориальных образований.  Страну можно обозвать федерацией или союзом государств. Но по своему государственному устройству, по своей экономической модели она остается империей. Ее принцип функционирования -  все деньги, добываемые регионами, концентрируются в центре. А центр распределяет. Причем, подъем благосостояния в регионах, чтобы регионы стремились оставаться в составе империи, - дело последнее.  Первое - создание комфортной жизни центра. Ибо ради центра империя и существует. А для регионов предусмотрен империей такой метод управления, когда региону некуда деться. То есть, прямое силовое управление из центра.  Властная вертикаль в чистом виде. Губернаторы не выбираются на местах, а назначаются президентом. И губернатора центру легко снять без всяких объяснений.  Просто по недоверию. Аналогичная картина в системе судопроизводства. В конце концов на данный момент руководители многих государственных структур не зависят от коллектива. Зависят только от руководства. Например, у главврача поликлиники или больницы зарплата иногда на порядок, выше чем у простого врача. И поэтому главврачу меньше заботы, как работает поликлиника. Ему главное – хорошие деньги, хорошая отчетность, приемлемая статистика. И еще один признак имперского правления - засилье силовых структур, направленных не на защиту страны от внешнего врага, а на защиту элиты от народа. Та и в старину с опорой на губернаторов, назначаемых императором и подотчетных ему и держались империи.
 А как такой анахронизм для европейского государства объясняет пропаганда? Пропаганда расхваливает эффективность властной вертикали.  Напишет, бабушка написала письмо вождю, и тот дал задание. И бабушке крышу починили. Журналисты подвластных СМИ наполняют залы на всяких пресс-конференциях с заранее заготовленными вопросами и заранее подготовленными ответами.

3. Третий   факт: Россия сейчас представляет собой империю на стадии упадка, увядания. Это подтверждается тем, что страна не может, и не слишком старается овладевать современными технологиями. Как не хочет рабовладельческое государство заморачиваться на прогресс, когда есть дешевые рабы. И страна все дальше и дальше отрывается от современного мира. В то время, как некоторые бывшие республики присоединились к обществу новых технологий, Россия нашла союзников именно в странах, которые смотрят в прошлое, которые живут поиском врагов и мечтой о войне до победного конца. А это и означает, что Россия, и последнее время решительно, стала на путь не вперед, а назад. Задача же пропаганды в такой ситуации восхвалять друзей. И доказывать, что назад – это вперед. Как писал Губерман, «вожди России наш народ во имя чести и морали опять зовут идти вперед, а где перед опять соврали.» Мы вдруг узнаем, как хорошо жить в Иране, на Кубе. Скоро узнаем, как прекрасно жить в КНДР и Эритрее. Ясное дело, что лучше, чем в США, Германии или Израиле с их гей-парадами. 
Сколько нам говорили, что нынешнее поколение советских людей будет жить хорошо, потом говорили, что Россия встала с колен, потом уверяли что нашим бомбам нет аналогов, что броня крепка. Однако выбраться из ямы технологического отставания не удается. Благополучие России привязано не к плодам производства, сделанного собственными руками, а к тому, что дано руками господа бога.  За счет ископаемых, за счет рубки лесов можно срубить немало бабок.  Но даже по Марксу и Адаму Смиту, промышленный прогресс - результат не того, что извлекается из земли, а того, что производится на земле, на заводах и фабриках, в лабораториях и фирмах.  Долгая привязанность к подземелью блокирует не только развитие промышленности, а саму возможность развития.  За последнее время в стране не наблюдается никаких экономических прорывов, никаких технических достижений, никаких культурных достижений.  Вспоминаем только победу 45 года да полет Гагарина в 61 году.  Таково состояние страны. А между тем обостряются противоречия. Противоречия между имущими и неимущими. Противоречия между национальностями. Наблюдается исход населения. Страна не может являться примером ни для других соседних государств, ни для собственного населения.
И вот тут нужна изощренная пропаганда. Именно она должна доказывать, что все в порядке. «Видишь, трактор что-то в поле пашет, видишь из завода дым идет? День за днем страна встает все краше, неуклонно двигаясь вперед». А недружественные государства без наших ископаемых, нашего сырья сдохнут, замерзнут. А поскольку доказать это на основании фактов, никак невозможно, как невозможно доказать, что черное – это белое, то от пропагандистов требуется особое умение передергивать слова, перевирать с искусством наперсточника и карточного шулера. И, конечно, требуется полное пренебрежение, презрение к массе, на которую направлена пропаганда.  Ведь понятно, что нагло лгать можно тому, кого считаешь дебилом.

 4. Четвертый факт: для удержания империи в период упадка подходят только силовые методы.   Можно держать некоторое время. Но без успеха.  Кто хочет, может найти примеры в учебниках. Если первые римские императоры были людьми гражданскими, то последние получали власть только опираясь на легионы.  И не напрасно сейчас повторяют слова императора Александра третьего, что «у России есть только два союзника — её армия и флот».  В качестве силового удержания региона в составе РФ мы имеем пример Чечни. Приходится ставить как на силу, так и на пропаганду, как одну из составляющих силовых структур. 
 Закат империи, неумение управлять экономическими средствами заставляет власть закручивать гайки,  превращать выборы в фарс, подчинять прямой власти силовых структур гражданские структуры,  ограничивать деятельность СМИ, вводить уроки патриотизма,  организовывать массовые репрессии,  организовывать пыточные режимы в тюрьмах, прибегать к услугами полукриминальных добровольческих организаций, нападающих на различного рода оппонентов власти,  не гнушаться, наконец, и  убийствами противников режима.  Все что я перечислил – это факты, подтвержденные документально. 
И как доказать, что ничего этого не было, а если и было, то все было не совсем так? Что Навальный, например, много пил, потому и впал в кому.   Что все, кто против власти – враги народа, мошенники, уголовники, террористы. Нужна мощная пропагандистская машина. И от пропагандистов требуется еще большее отсутствие моральных устоев, чем для пропагандистов эпохи подъема империи. Востребованы не обозреватели и комментаторы, не журналисты, а именно пропагандисты со штыком наперевес. Они трудятся, не покладая рук, как Стаханов в забое, вдалбливая в мозги населения тезисы властей.

5. Пятый факт: параллельно падению индустрии, закрытию заводов, больниц, поликлиник, школ, индустрия властной пропаганды растет, как на дрожжах.   Для пропаганды любых денег не жалко. Появляются все новые провластные СМИ. Пропагандисты богатеют.

6.  Шестой факт: сама структура пропагандистской машины изменилась и вошла в спайку с властью. Теперь журналистам пропагандистских каналов не нужно выискивать информацию, как коллегам Навального или Грозева, которые часто рисковали попасть в тюрьму. А Навальный и некоторые его соратники в тюрьме. 
Но современный мир опутан сетью каналов. Любой, даже не оппонент власти, может разместить информацию в Интернете.  И теперь у государственной пропаганды растягивается фронт. Это же получается, что любой гражданин может выложить порочащие кадры. Кто поможет? Поможет тот, кто платит.  Смотришь на пропагандистские программы и видишь, что пропагандисты получают нужную информацию в уже виде, готовом к потреблению. Без всяких журналистских расследований.  Нужная информация подана на блюдечке с голубой каемочкой. Это утаить невозможно.  Все, что нужно уже сформулировано где нужно и упаковано. Телеканалу остается только выдать картинку.  Тема и даже текст уже заготовлены.  И по характеру части информации, которые поставляет пропаганда, видно, что информация получена именно от силовых структур, или что она выполнена по заданию силовых структур.
 Примером может послужить случай с отравлением Скрипалей. Сам президент уверил с трибуны, что те двое, к которым Британия предъявляет претензии – простые российские бизнесмены. Потом Маргарита Симоньян устроила этим бизнесменам  перед камерами чуть ли не допрос с пристрастием. Телезритель сделает вывод –  перед ним оклеветанные английскими русофобами невинные зайчики.
 Но иголку в стоге сена не утаишь. Английские следственные органы с помощью сообщества журналистов произвели расследование.  Результаты следствия оказались убедительнее и объемнее, чем ожидалось.  А ведь президент уверял, что белые и пушистые. А это его коллеги. Конечно, английский ролик в РФ не показали. Просто сообщили народу, что все это якобы расследование -  инсинуации и русофобия.   Этот случай с Симоньян лишний раз показал, что пропагандисты не являются независимой структурой, имеющей собственное мнение.  Одно дело, когда мнение   совпадает с мнением   власти. такое возможно.  Но там другое. Там чего изволите. Спикер сказала так. пропаганда повторила.  Спикера опровергли. И он сказал  уже этак. И пропаганда повторила.  Пропаганда превратилась в некое крыло власти.  Остальные крылья, даже армия, пообтрепаны. А вот на крыле пропаганды еще можно кое-как полетать.
Но для этого нужно, чтобы крыло, на котором летают, было жестким, крепким можно сказать, полувоенным. И структура сформировалась в борьбе. Жестокая схватка внутри самих СМИ завершилась триумфальной победой государственников и силовиков. Журналисты, несогласные с генеральной линией изгнаны, ошельмованы, причислены к врагам. А некоторые и погибли. Сколько в стране было загадочных смертей и убийств журналистов, сколько было репрессий против журналистов! Как много оппозиционных журналистов вынуждены были уехать из страны – это тоже известный факт.
 В других странах тоже есть СМИ. Есть бульварная пресса. Но в России единственный бульвар. Страна оказалась теперь в числе таких демократических, как КНДР, Белоруссия, Иран, Сирия, в которых есть место только официальной пропаганде.

7. Седьмой факт: техническая оснащенность СМИ резко усилилась. Возможности у массовой пропаганды стали гораздо шире, чем во времена царей, Ленина, Сталина, Брежнева. Во времена газет и радио. В наше время, время айфонов и телеканалов, можно дотянуться до каждого, и если говорить с экрана постоянно одно и то же, можно впихнуть в мозги то, что нужно. 

8. Восьмой факт: уровень школьного и институтского образования в стране за последнее время резко упал.  В этом винят ЕГЭ. Но ЕГЭ - это зеркало, на которое нечего пенять. Систему образования разъела коррупция. Снизу доверху. Знания учеников в школе не нужны учителю. Наоборот, чем он их хуже научил, тем больше они начнут обращаться в то же учительское сообщество за репетиторами.   Еще мрачнее в институте. Нужны не знания, а документ, диплом.  А зачем знания? На большинстве предприятий институтские знания не востребованы.  Диплом можно кинуть в угол. В результате имеем на производстве те, достижения, что имеем. Зато пропаганда ругает Болонскую систему.  Простой гражданин не знает, что собой представляет Болонская система, но слышит, что это нечто ужасное, попахивающее геями.  Пропаганда, почему-то не сравнивает, сколько научных достижений сделали воспитанники Болонской системы, и сколько те, кто про нее не знает.

 При ухудшающемся образовании имеем в стране пропаганду на все сто. Показатель отношения качества образования к качеству пропаганды и так крайне мал, и непрерывно уменьшается. А от величины этого показателя напрямую зависит восприимчивость масс к влиянию пропаганды. Образования телезрителю не достает, чтобы подвергнуть анализу то, что летит на него с экранов. А пропаганда становится все изощреннее, чтобы постараться внушить свою лозунги даже недоверчивым 

9. Девятое –  нашего президента, воспитанника КГБ, несомненно, учили, насколько важен фактор пропаганды для удержания власти. И самой эффективной является – тотальная, бесстыдная пропаганда.   По заветам Геббельса.   Когда нужно ложь повторять со всех экранов многократно дружно, хором пропагандистов. И не только пропагандистов. И министры, и священнослужители, и депутаты, и члены различных правительственных комиссий – все в доле.

10. Десятый факт: один из столпов пропаганды - поддержание личного рейтинга правителя. А для абсолютного правителя нужен абсолютный рейтинг.  При отсутствии независимых СМИ — это просто. Путин много внимания уделяет личному рейтингу, собственной популярности. И пропаганда старается. То президент гусей гоняет, то он амфору со дна достает, то голы в хоккей забивает, то он на мотоцикле рассекает, то с детьми в школе общается, учит их истории. Но вот он по тайге ходит, так просто, так скромно, так человечно.  А камеры по тайге за ним.  В результате не просто доверие народа к правителю, а любовь, даже нечто больше, чем обожание. Но главное и самое важное – поддерживать образ не простого и человечного человека из народа, а могучего, великого, и, если нужно, решительного на расправу.  И такой образ становится востребован все чаще.
  Самовозвеличивание для правителей не ново. Это особенно характерно для правителей древности. По стихотворению Брюсова:


Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей — как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах — как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон.
Во времена Вавилона, древней Персии, древнего Египта подобное высекалось на камнях, царские гонцы выкрикивали это на площадях городов.  Но не всякий жил в городе, и далеко не всякий мог читать. Возможности пропаганды были ограничены. Зато теперь есть западные гаджеты. Приборы западные, а скрепы отечественные, тысячелетней давности. 

11. Одиннадцатый факт: печальный факт, что космические ракеты иногда недолетают, и ракеты у нас не очень точные.   Не беда. Важнее, чтобы слова вождя долетали. Наш вождь с микронной точностью нащупал точку Джи своего народа.  Не в голове, а в сердце.  А кто же не станет обожать умеющего возбуждать его точку удовольствия? Именно этим умением император ценен в первую голову.  И знает, чем возбуждать. Песня многократно петая.  Даже слова нечего менять. Таких песен и при царях было полно и при коммунистах: мы лучше всех, «мировой пожар раздуем», враги – сволочи.  Вообще-то кроме умения теребить точку удовольствия в лидере важны и моральные качества, мудрость и интеллект.  Но правитель ведь не посредством каких-то презренных западных выборов взошел на олимп. Он не из рафинированного греческого зала явился.  Он не управленец западного типа, а народный вождь. Потому и попадает в точку, что, он сам плоть от плоти народа.  И будучи плотью народной и хорошим психологом, подметил, за что народ чтит лидеров. За брутальность, а не за интеллигентность, сострадание и прочую интеллигентскую чушь.

И пропаганда это живо почувствовала. Сравните язык, который употребляют иноагенты с лексиконом токшоу, где оппонента посылают подальше, или бьют морду. Это что-то типа единоборств, только в политике.  У телезрителя возникает ощущение причастности. Когда какой-то там боец на ковре другого побил, зритель перед экраном, не чувствует своей причастности. Он так кулаками махать не научен.  А вот когда кто-то на ток-шоу плюнул в рожу оппоненту, какому-нибудь либерасту, ощущение такое, что ты лично ему выдал. Плюнуть в рожу оппоненту – милое дело. А режиссура ток-шоу сделана так, чтобы возбудить это желание.

 12. Двенадцатый факт: народ достоин своих правителей. С этим тезисом мало кто спорит.  Сложно опровергнуть.  Наши вожди тоже не с Марса прилетели.  Более того, это в проклятые времена царизма царь и его клевреты были оторваны от народа и развращены всякими гимназиями. В наше время, время единого всеобщего образования, время общенародных выборов, президент – отец народа, а правительство - есть дитя президента. Следовательно, правительство -  братья народа.  Правительство может не знать, как живут их братья. Не найдет, какую цацку им в руки дать, чтобы затихли.   Как ребенок хочет, чтобы его прижали и покачали, так и народ.  Народ жаждет твердой руки! Вот тебе, милый, твердая рука! На род не жалует врагов? Пожалуйста, и с врагами рука не дрогнет.

Правда, тут нужно определиться в такой тонкости. Наш гражданин, привыкший единомыслию, подозревает врага почти в каждом, с ним не согласным. И чувствуя, как твердая рука власти сжала чужое горло, он охотно и от себя додавит.  И вот мы сталкиваемся с немного забытыми со времен Сталина фактами: фактом всенародного шельмования и фактом доносительства. «Расстрелять как бешенных собак». Похожую тональность можно услышать и в Думе, и в ток-шоу.   Все, кто шагает не в ногу - враги. Делая ставку на это качество народа, правитель не ошибся. Но лобзая твердую руку, гражданин не любит, когда эта рука пережимает кислород ему лично.  Врагов становится все больше. И уже запутаешься, кто пережимает кислород, кого бить, на кого доносить. И это состояние растерянности, не определенности, когда каждый каждому враг, может стать порогом бунта. Беспощадного. И главное, бессмысленного.

И тут задача пропаганды верно указать, смысл.  Против кого бунтуем. Сама власть составляет списки ионагентов, русофобов, недружественных государств.  Но в народе не переводятся энтузиасты. Возник комитет, составляющий списки враждебных личностей: тот против войны, тот ее не поддерживает публично, у того фига в кармане. Появился комитет, который как добровольную услугу правительству подсказывает, сколько евреев окопалось вокруг. Деятель культуры рассуждает о герое – бандите, подорвавшего себя гранатой.  И задача пропаганды направить поток в нужное русло.   

13. Тринадцатый факт -   президент, знает характера народа, чутье подсказывает ему, как именно точку Джи пальпировать. С какой частотой и амплитудой. Высокий рейтинг президента показывает, что он это знает. Знает, какие качества в народе нужно искоренять, а какие культивировать, чтобы идти от победы к победе.
   В чем тут задача пропагандистов?  Первое - безошибочно знать, что по этому поводу думает лично первое лицо. Это не просто, так как он нередко выражается обтекаемо. И поди угадай.  Вторая задача – тиражировать соображения президента и нести в массы.  Третья – мысли президента подавать в наиболее удобоваримой для народа форме, простым народным языком. И четвертая задача, тоньше ванских струй - держаться по возможности на полголовы даже впереди лидера. Например, лидер еще про это не сказал, только обдумывал, как гипотезу, а пропаганда уже отыскала дядю Петю из спального микрорайона, который уже все сформулировал. И огласил   перед своими друганами.  Где таких дядь Петь взять. Да их полно. Голос народа –голос божий.  Почти как в песне, «так уж вышло что наша мечта на плакат с подворотен  взята. С нас почти исторический пишут портрет. Только это, друзья, суета.»   

 14. Четырнадцатое -  кроме того, что народу дали в руки стяг, портрет, плакат, ему указали направление движения: вперед к державности и величию. И указали врага. И дали винтовку. И пропаганда сказала: «Иного нет у нас пути в руках у нас винтовка».  И «когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой.»   Не можешь сам колоть штыком?  Выявляй скрытых врагов.  А все, что делает правительство, поддерживай. Набор в армию осужденных рецидивистов из тюрем - вполне нормально, соответствует нашим скрепам. Попытки скомпрометировать врага фейками – нормально.  Попытки подкупить кого-нибудь   – вполне морально. Дружба с террористами, мусульманскими фундаменталистами вполне оправдана. Цель оправдывает средства. Можно дружить хоть с дьяволом. 
Вот оно необъятное поле деятельности для пропаганды по всем вышеперечисленным пунктам.  Нужно все и объяснить, разжевать и в рот положить. И все представить в самом благородном свете. Тонкая работа.  Станиславский отдыхает.

15.  Пятнадцатый факт: известен такой метод обработки заключенного -  метод хорошего и плохого следователей. Когда заключенный, находится в тяжелых условиях, у него способность хладнокровно оценивать ситуацию притупляется, а включаются эмоции. И он доверяется хорошему следователю.  И вот этот хороший следователь в результате напирает и раскручивает заключенного.

16. Шестнадцатый факт (и этот факт напрямую касается пропагандистов, как личностей) - в ток-шоу появляются иногда новые свежие лица. Эти свежие начинают с вроде бы вбрасывая свежие разумные мысли. Их даже старые испытанные бойцы ток-шоу критикуют. Ты к новым начинаешь прислушиваться. И даже думаешь: а ведь не все так мрачно. Но проходит несколько передач, и они доходят до оплевывания в духе ток-шоу.
 И вот исходя из вышеизложенного, из раскрытых перед читателем задач и методов пропаганды. (думаю, я не знаю целого воза секретов пропаганды), я рискну сделать конспирологический вывод.   Практикуемый телевизионный метод появления на экранах новых пропагандистов в чем-то напоминает метод доброго и плохого следователей.  Свежее лицо в ток-шоу поначалу играет роль доброжелательного и рассудительного, независимого обозревателя. Но это игра по оправдавшему себя методу доброго и злого следователей.  Чтобы телезритель клюнул, доверился.   А дальше это свежее лицо становится в те самые ряды с несвежими лицами. Так я думаю и с Соловьевым, и с многими, кто присутствует в его шоу. Думаю, что Соловьев пришел на экран таким игроком. Рубаха –парень. В ладони шестерки и семерки. Но козыри власти уже были припрятаны в рукаве. Зритель эти карты просто не видел. И привык к новому лицу, к его языку. Сейчас у Соловьева несколько другой язык. А зритель уже привык к лицу.  И так привык, что словарный запас зрителя изменился.  Другой язык стал противен. Человек ко всему привыкает. А человек у телевизора – тем более.   


Рецензии