Люди доброй воли

Как часто мы слышим от взрослых: «Спички детям – не игрушка»! Все мы знаем, к чему может привести шалость с огнём. Всё мы знаем и всё понимаем, но… Как часто мы узнаём о страшной беде – пожаре, виной которой были дети, наши ровесники, которые тоже все вроде бы знали и всё понимали.
Был жаркий летний день, когда не только люди, а сама природа, казалось,  устала от зноя и духоты, от которой нигде нельзя было спрятаться. Два приятеля, Димка с Пашкой, решили посидеть в тенёчке… - в цыплятнике, который сохранился с давних времён у давно заброшенного дома. На полу там была постелена соломка, по углам свисали седые пряди паутины. Димка  достал коробок спичек и подпалил паутину. Она так забавно плавилась… Но вот искорка упала на солому, которая сразу же занялась. Ребята, испуганно переглянувшись,  пулей выскочили из своего укрытия и пустились наутёк.
Слабый дымок заметили две коллеги-учительницы.
- Васильевна, никак дым! – всплеснула руками одна из них.
- Тебе кажется, Петровна.
- Говорю, дым! Гляди, разгорается, - убеждала подругу Петровна.
Струйка дыма превратилась во всё пожирающее пламя. Огонь, у которого мы любим проводить долгие зимние вечера, был на сей раз злым и беспощадным. Казалось, что он долго голодал, а теперь вот нашёл себе пищу и набросился на неё.
Петровна бегала по улице, созывая народ, а Васильевна бросилась к своему дому, но на крыльце силы оставили её, и она, схватившись за сердце, опустилась на ступеньку.
- Родненькие, дому моему не дайте сгореть, - бессильно шептала она. – Прошу вас, не дайте мне сгореть.
А пожар бушевал. Огонь охватил сарай, где были целые залежи торфа, много резины от тракторных и машинных колёс, которые неизвестно зачем собрал тут старый дед, которого к этому времени уж давно не было в живых. Здесь, на улице, дома были буквально слеплены друг с другом: строили их давным-давно, не соблюдая правил пожарной безопасности. Поэтому, естественно, возникла угроза сразу нескольким хозяйствам. Напротив пожарища – сельская школа – сердце села. На беду первыми откликнулись учителя. Только они пришли к месту пожара с вёдрами. Но откуда брать воду? Колонка от этого места далеко. Из дома Васильевны вывели шланг и поливали водой, которая еле текла, стену её дома. В колодце сломанной колонки у школы была вода, и учителя стали черпать её оттуда и носить к горящему дому. Там вёдра принимал директор школы и Анатолий Кузин.
Подъехала машина полиции. Из неё выскочил местный участковый и сразу бросился в самый жар. У полыхающего дома страшной высоченной свечкой горела ива. Она пылала так страшно, словно была очень сухой. А ведь ещё час назад она весело зеленела, и в её ветках пели птицы. По сухой траве огонь перебрался в сад, где занялись пламенем вишни.
Вода в колодце осталась на самом дне. Маркин Олег, недавний выпускник местной школы, одетый в модные белые брюки, подбежав к месту событий, плюхнулся на колени в лужу, чтоб почерпнуть из колодца оставшуюся воду. Ему помогали его приятели.
Одна из женщин, опустившись на колени у крыльца Васильевны, молилась, чтоб огонь не перекинулся дальше. Какая-то старушка сунула в руки этой женщине икону и велела обходить нетронутые пока ещё огнём постройки. Пожилая женщина в мордовском платье кричала:
- У кого есть крашеные пасхальные яйца? Несите скорее! Бросайте в огонь! Он утихнет тогда.
- Принести что ли? – спросила девушка у участкового.
Тот только рукой махнул:
- Неси! Хуже не будет! – и снова рванул в пекло.
Вот и с иконой побегали, и яйца в огонь покидали, и воду всю вычерпали. Казалось, пожар уже бушует несколько часов, а прошло всего полчаса.
Но вот раздался вой сирен, и на улицу стремительно въехали две пожарные машины. Люди вздохнули с облегчением: теперь спасут улицу! Пошатываясь от усталости, к пожарным подошли самые главные огнеборцы. Они все были в саже, на руках их были ожоги. Эти люди сделали великое дело: в пожаре погиб только один заброшенный дом с сараем, остальные дома люди отстояли.
Пожарные в считанные секунды раскатали шланги и направили мощные струи воды прямо в прожорливую пасть огня. Огонь шипел, плевался дымом, злился, но люди были сильнее. Скоро пламя было побеждено, но пожарные всё лили воду на торфяник.
- Вот уж дед Фаларей запас торфецу-то! – позволили теперь улыбнуться собравшиеся.
- Это яйца пасхальные огонь усмирили, - втолковывала всем старая мордовка.
- И вправду сила чудодейственная в иконе-то! – крестились старушки.
А Петровна, слышавшая все эти разговоры, окинула взглядом односельчан и сказала:
- На Бога надейся, а сам не плошай! Так ведь в народе говорят? Вот и мы не оплошали! Мы! Люди! Анатолий Николаевич, школьный директор наш, Анатолий Кузин да участковый. Вон они, смотрите! До сих пор пар от них валит! А учителя наши? Золотые люди! А ребятишки? Наши ученики, наши дети и внуки! Золотые ребята! Никто их не гнал сюда! По своей воле пришли и сделали дело на отлично. Всех нас беда объединила. Вот, если бы всегда и во всех добрых делах так… Всем миром! Как бы хорошо мы жили!


Рецензии
Очень интересный, яркий и видимый образ:

"Струйка дыма превратилась во всё пожирающее пламя. Огонь, у которого мы любим проводить долгие зимние вечера, был на сей раз злым и беспощадным. Казалось, что он долго голодал, а теперь вот нашёл себе пищу и набросился на неё."

Да и сам рассказ добрый и поучительный.

Елизавета Герасимова 3   11.08.2022 15:36     Заявить о нарушении
Елизавета!Спасибо Вам огромное за добрые слова!

Людмила Хрящикова   11.08.2022 15:44   Заявить о нарушении