Срочно назначить в стране новых кумиров!

Александр Зельцер

Повезло мне. На развале нашел книгу Луначарского об искусстве (1). Напомню, что Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) был первым наркомом просвещения РСФСР – с 1917 по 1929 гг.
Книга интересна тем, что в ней собраны свидетельства слома в нашей стране старой культуры и лихорадочного создания новой, пролетарской. Среди них особое место занимает постановление Совета Народных Комиссаров от 30 июля 1918 г.:

«Совет Народных Комиссаров 30 июля с. г., рассмотрев проект списка памятников великих деятелей социализма, революции и проч., составленный Народным комиссариатом по просвещению, постановил:

а) поставить на первое место постановку памятников величайшим деятелям революции – Марксу и Энгельсу;
б) внести в список писателей и поэтов наиболее великих иностранцев, например, Гейне;
в) исключить Владимира Соловьева;
г) включить в список Баумана и Ухтомского;
д) поручить народному комиссару по просвещению войти в соглашение с президиумом Московского Совдепа и немедленно начать приводить в исполнение постановку памятников. В случае какой-либо затяжки доложить об этом Совету Народных Комиссаров.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевич
Секретарь Совета Н. Горбунов»

Кому же предлагал поставить памятники возглавляемый Луначарским комиссариат по просвещению?

1. Революционеры и общественные деятели:
Спартак, Тиберий Гракх, Брут, Бабеф, Маркс, Энгельс, Бебель, Лассаль, Жорес, Лафарг, Вальян, Марат, Робеспьер, Дантон, Гарибальди, Степан Разин, Пестель, Рылеев, Герцен, Бакунин, Лавров, Халтурин, Плеханов, Каляев, Володарский, Фурье, Сен-Симон, Роб. Оуэн, Желябов, Софья Перовская, Кибальчич.

2. Писатели и поэты:
Толстой, Достоевский, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Радищев, Белинский, Огарев, Чернышевский, Михайловский, Добролюбов, Писарев, Глеб Успенский, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Шевченко, Тютчев, Никитин, Новиков, Кольцов.

3. Философы и ученые:
Сковорода, Ломоносов, Менделеев.

4. Художники:
Рублев, Кипренский, Алекс. Иванов, Врубель, Шубин, Козловский, Казаков.

5. Композиторы:
Мусоргский, Скрябин, Шопен.

6. Артисты:
Комиссаржевская, Мочалов.

Объясняя, почему именно эти люди должны занять место в «пролетарском Пантеоне», Луначарский говорил: «…эти гении не ваши, господа буржуазия, а наши, и они не для того, чтобы перед ними рабски кланялись и учились в смысле слепого подражания, они просто наши товарищи и страдающие братья, которые, как и мы, создают и творят жизнь. (…) они еще послужат для свободного творчества мировой культуры, во главе которой идет пролетариат». (Из речи на II конференции пролетарских просветительских организаций).

Этот список был принят Лениным. Но, как мы видели выше, Совет народных комиссаров «поправил» Наркомпрос и обязал «поставить на первое место постановку памятников величайшим деятелям революции – Марксу и Энгельсу».

Старые памятники истории и культуры Российской империи подлежали безжалостному сносу согласно другому декрету СНК от 12 апреля 1918 г. «О памятниках республики»:

«В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
2) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ Республики и заведующего Отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
3) Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции.
4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс.
5) Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1 мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России.
6) Областные и губернские Совдепы приступают к этому же делу не иначе, как по соглашению с вышеуказанной комиссией.
7) По мере внесения смет и выяснения их практической надобности ассигновываются необходимые суммы.

Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Народные комиссары: А. Луначарский. Сталин.
Секретарь Совета Горбунов».

И процесс пошел. Поражает бесцеремонность, с какой вожди революции бросились кромсать историю и культуру великого государства. Помимо фанатичного убеждения в неизбежности мировой революции и грубых «поправок» Лениным Маркса, здесь, несомненно, действовал инстинкт самосохранения: если быстро не заполучить (хотя бы на время) симпатий и поддержки рабочих, солдат и матросов – тогда всем конец.
Почему начали с монументального искусства? Это тоже понятно: кино еще было в зародыше, телевидения не было, пролетарские массы были, в основном, неграмотны и получали идейный заряд на митингах от выступлений агитаторов.
Привести людей на площадь к новому памятнику, услышать с трибуны пламенного оратора об очередном «народном печальнике» и «жертве деспотизма» – вот и все методы тех лет. Это было время митингов и агиток, скорых расправ и деления всех на «наших и не наших».

По воспоминаниям А.В. Луначарского, выдвинутая весной 1918 года В.И. Лениным идея монументальной пропаганды восходит к утопическому сочинению итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568—1639) «Город Солнца». Одной из заинтересовавших Ленина идей Кампанеллы было украшение городских стен фресками, «которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений».

Луначарский так передавал слова Ленина:
«Я назвал бы то, о чём я думаю, монументальной пропагандой.<…> Наш климат вряд ли позволит фрески, о которых мечтает Кампанелла.<…> В разных видных местах на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма, также, может быть, крепко сколоченные формулы, дающие оценку тому или другому великому историческому событию.<…> О вечности или хотя бы длительности я пока не думаю. Пусть всё это будет временно. Ещё важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы».

Открытие какого-либо памятника всегда сопровождалось рядом мероприятий по подготовке граждан к его восприятию: публиковались статьи под рубриками «Кому пролетариат ставит памятники», «Тени забытых предков» и пр. Все это способствовало в итоге колоссальной перестройке человеческого сознания.
                ***
Луначарский и скульптура в Ч.
1. В 1918г. Ч.-маленький провинциальный уездный городок на 17 т. жителей. Идеи, директивы, агитлитературу и кадры (проф. большевики, солдаты-фронтовики)-все  шло из Питера. Директиву переименовать улицы Ч. исполнил неукоснительно и оперативно (ссылка на очерк «Карл и Роза»). Место первых митингов и  самое почетное место захоронения усопших и убиенных-на Соборной горке близ собора в подражание Петрограду было наречено как площадь Жертв революции. Размещать в городе скульптурные памятники из списка Ленина-Ульянова горсовету Ч. пока было не под силу.
Когда в городе появился первый памятник из списка 1918г.?
Вопрос к краеведам, музейщикам и историкам города.

2. А.В.Луначарский посетил Ч. в…г. в качестве комиссара народного образования. Страна переживала эпоху «всеобщего образования». Но это было не то образование, на которое были нацелены земства и церковь до войны. Во-первых ликвидация неграмотности- это еще не образование  в его классическом понимании. После ликбеза трудящийся мог прочесть газетку с её лозунгами и призывами, мог с трудом написать письмо и поставить подпись. Революция в образовании (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, Коллонтай и др.) предполагала срочную замену всех учебников от нач. школы до вузов. Оттуда были лихо выброшены вся история князей и царей, святых святителей, вместо неё быстро написали историю классовой борьбы. Официально поголовная грамота была необходима для подготовки кадров трактористов, комбайнеров и современных высококвалифицированных рабочих,  не менее важно было запереть общество  в сундук тоталитаризма, унифицировать идеологию, подавить и предупредить инакомыслие.




P. S.
А.В. Луначарский посетил Череповец в 1926 г. Выступил с отчетным докладом правительства на XIY-ом Череповецком губернском съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в городском театре, посетил школу 2 ступени, механический и педагогический техникумы (последний находился на проспекте его имени), жил в гостинице «Москва» на Советском. Каждый момент его пребывания в нашем городе – в точном соответствии с ленинской идеей монументальной пропаганды – отмечен установкой бюста и несколькими мемориальными досками, которые сохранились до настоящего времени.

Литератуная редакция Елены Булатовой.

Примечания:
1. Луначарский А.В. Об искусстве. Т. 2, «Искусство», - М., 1982.

ФОТО см.https://vk.com/club170359194?w=wall-170359194_5021


Рецензии
А как должны были поступать люди, развалившие Великую империю?
Они поступили так, как поступают подонки в сте хищников. Когда стареет вожак, они набрасываются на него и мстят за прошлые унижения.
Но подонками они и остаются. На место прежнего приходит новый вожак. Сами-то они ничего не могут, только пакостить.

Владимир Иноземцев   27.02.2023 14:58     Заявить о нарушении