Как уничтожали промышленность СССР

Или

Рыночная цена счастья по         
воспоминаниям о девяностых.
               
 ЧАСТЬ  ПЕРВАЯ


Как мы сами себя начали уничтожать...


Вступление.

В СССР в конце восьмидесятых годов насчитывалось порядка 90-сто  тысяч    действующих предприятий, подчиненных 32 отраслевым  Министерствам,  а также ГОСБАНК-у, СТРОЙБАНК-у, ГОССНАБ-у и отраслевым НИИ, через которые происходило управление не только промышленным производством в стране, но и всей жизнью страны.

В девяностые годы Ельцин, придя к власти, своими указами ликвидировал отраслевые Министерства, отраслевые НИИ, а также Госбанк,  Стройбанк ТР и отраслевые НИИ.

То-есть, все производство громадной страны осталось без управления и без финансирования. Страна  остановилась. А народ этой самой страны, перестав работать на государство, стал пробовать жить и  выживать самостоятельно.

Как и мой ЛГ романа под названием «Рыночная цена счастья», волею судьбы, а практически невольно,  чтобы жить, а не существовать,  принявшего самое активное участие в развале  своей страны.


Новая жизнь

Странное  ощущение  испытывал Олег, глядя на  свои счета в банке, когда снимал   деньги с банкомата  на  повседневные  расходы.  Счета росли ро     невероятно. И никакой связи между своей деятельностью  в этом  банке и своими, постоянно  растущими счетами   он не  видел и не  находил. При  всем  своем  желании. Связи  не было  никакой. Деньги на его счета просто  сыпались с неба. Сыпались  независимо  от  его  усилий или же результатов  его работы  Сыпались и сыпались в буквальном   смысле этого. слова. И их количество совершенно от него не зависело. Ни  от его возможностей, ни от его желаний...
 
Поэтому  на все эти  деньги  он  смотрел  совершенно - равнодушно. Не мог  смотреть  иначе. Никак не  мог.  Они  были  не  его, а непонятно чьи.  Хотя  и  считались – его.  В  общем – чужие. Чужие деньги. Не его. Не им  заработанные. А кем-то ему  для  чего-то ему вдруг  подброшенные.  И  регулярно «подбрашиваемые». Причем, «подбрашиваемые»  постоянно. Каждый  месяц. Каждой второй пятницей  каждого  текущего месяца. А потому – унизительные. Дурно и препротивно пахнувшие.
 
Он  был не такой  уж и дурак. Он прекрасно понимал суть происходящих вокруг него  дел. Все-таки  два  высших образования. Одно – техническое, МЭИ-шное, по советским  меркам- очень и очень  престижное. Другое – экономическое. Пусть  даже и заочное. Он  его получил в памятные девяностые годы, когда  фирма, на которой  он  работал в знаменитых Подлипках -  рухнула. И надо было всерьез думать, как дальше жить.
 
Он устроился по знакомству  менеджером в  какую-то  брокерскую  фирму, которая занималась «черт знает чем», а точнее – продавала  за  рубеж  все, что  можно было  продать. Успешнее всего шла продажа  металлолома. Где  его  можно было  брать? Да где угодно! В одном Подмосковье стояло тысячи полу работающими или совсем  неработающими   заводов, фабрик и самых обычных предприятий по выпуску какой-либо продукции, нужной тогда стране. предприятий.
 
А на всех  заводах большие тысячи единиц стоящего,  бездействующего, неработающего  оборудования.  Самого разнообразнейшего  и никому не нужного.  И нынешние владельцы этих предприятий, если только подобных людей можно было бы назвать владельцами, были согласны их продать или просто уступить за бесценок кому угодно. Чтобы хоть что-то  еще  сорвать со своей этой   их      бездействующей и вконец  умирающей  недвижимости,  и положить полученное   в  собственный карман.
 
Лишь бы  только за  «наличку». Так было проще. Проще для всех. И для фирмы, и для хозяев предприятий. Им, «новым хозяевам», так было проще прятать концы. Когда наличка, да еще из рук  в руки, то потом уже будут не  страшны ни налоговики, ни милиция, ни какие то там новомодные современные  аудиты, а по старому –  просто ревизоры.

Командовали  фирмой два  брата близнеца Николай и Павел, два крепких, широкоплечих и коротконогих  молодых  человека, крутолобых и бритоголовых,  с насмешливым прищуром   светло-серых, буквально ничего не  не  выражающих  и  каких-то пустых, словно  бы искусственных, нечеловеческих    глаз.  Оба – москвичи, бывшие  инженеры, закончили  в свое  время СТАНКИН и работали оба на «Красном  пролетарии» в цехах старшими мастерами.

Их отец  работал  в одном  из  Министерств Союза, занимавшемся электронной промышленностью. Как раз  той  самой, что  рухнула в середине 90-х  в одночасье . Слишком уж далек был уровень выпускаемой в стране электронной техники, включая бытовые телевизоры, от международного уровня. И громадные  корпуса знаменитого объединения «Рубин» оказались никому не нужными, и были проданы с молотка за унизительно мизерную цену, практически за даром.

Новые  хозяева этой недвижности были людьми практичными и быстренько организовали  демонтаж всего существующего в корпусах технологического оборудования, чтобы  сдавать  освободившиеся  площади под  офисы различным торговым, посредническим  и представительским фирмам, которых  расплодилось в те годы в Москве  «видимо-невидимо». Естественно,  что  сдавались  под  офисы  и  склады только лишь рабочие площади   помещений в бывших  производственных корпусах, то есть, стены и воздух в стенах, а ремонт и благоустройство  этих помещений оставался уже за самими  арендаторами. Потому что воздух  Москвы для арендаторов стоил очень и очень дорого.
 
При  этом,  чем ближе к историческому,  географическому и историческому по     центрам столицы – тем дороже и дороже.. А корпуса бывшего «Рубина» находились в очень выгодном районе Москвы. Пусть не в самом центре, но очень близко от него И подъездные пути удобны.  Как раз то, что именно и нужно для торговых и представительских офисов..

Москва тех  времен  перестала  производит товары и вовсю начала торговать. Причем, торговать не  своим  каким -нибудь отечественным товаром, а обязательно – импортным. За рубеж везли сырье: металл в виде металлолома, лес, уголь, железную  руду,  нефть и газ. А за рубежом покупали, в основном, о  продовольственные товары, одежду, парфюмерию, бытовую  электро - и сантехнику. Причем,  брали за  рубежом  все подряд, самое низкосортное и давно уже вышедшее из употребления, Подчистили и подгребли все товарные помойки Европы.

 Главный принцип  российских  новоявленных  торгашей в то время, это – попроще, подешевле и побыстрее. Все то, что не подходит для избалованных европейцев,  для родных земляков - сойдет. Не  дворяне, не баре  – проглотят и это! Да еще и  спасибо  скажут А так как свое собственное производство подобных товаров было в стране уже практически совсем  свернуто, то объемы  закупок  за рубежом росли невероятно. И фирм посреднических для организации подобных закупок требовалось все больше и больше. И каждой подобной фирме, естественно же, требовались площади под офисы, под складские помещения. Вот тут-то и выплыли новые  хозяева «Рубина» со своими  великолепными многоэтажными корпусами бывшего Советского производства бытовых  телевизоров и оборонной  электроники.. Причем, корпусами современными, отапливаемыми, светлыми и просторными.
 
Надо только постараться побыстрее освободить эти корпуса от старого  исторического хлама, никому теперь не нужного, этого технологического и производственного оборудования. И – все! И пожинай плоды, балдей на лаврах, греби с арендаторов плату за помещения! Не жизнь наступает, а – сплошная малина. Ничего не делаешь – а деньги гребешь лопатой! Ура-а-а!

Для этой  цели на  «Рубине»  была  создана  специализированная фирма со штатом свыше  сотни  работников, которые - то и  должны  были порезать на определенные мерные куски все металлическое в заводских  корпусах, предназначенное  ранее  для производства   новой Советской электроники, рассортировать,   упаковать,  погрузить  в  вагоны и  отправить за рубеж  в качестве  металлолома. Объем  предстоящей  работы – колоссальнейший. Одного черного металла  было запихано в эти заводские  корпуса – несколько тысяч тонн.

 А еще - цветнина! Самая, что ни на есть дефицитнейшая. Та самая, что на рынке на вес золота. Медь, алюминий, титан, нержавейка,  спец сплавы.  Из них и были сделаны  в многоэтажных заводских корпусах разного рода  конвейеры,  конвейеры и еще раз конвейеры. Целые   километры  конвейеров, горизонтальных, вертикальных, наклонных, специальных. А еще  -     по  всем этажам тянулись многокилометровые трубчатые термические  печи и тоже с конвейерами, магазинными питателями и накопителями. И так далее и тому подобное. Короче, сложное оборудование, очень сложное.

Плоды напряженного когда-то труда тысяч советских  инженеров, техников и рабочих,   а  теперь вот –  совсем никому уже   не  нужное. А  потому – под нож, под нож,  под  нож, под  лом, под  газовый и плазменный  резаки. Смена эпох! Ломай, круши – революция пришла! А революция, пусть даже и бархатная, не  кровавая – всегда  рушит. Всегда!  Но не  всегда  успевает научиться строить и восстанавливать. Потому что строить и создавать – гораздо труднее, чем ломать и вовсе не так эффектно.
    
 Отец  устроил  обеих  своих  сыновей  в эту  фирму  в качестве  прорабов. Они -то и руководили всеми этими работами по очитки бывших  заводских  корпусов от всех видов их прежней производственной  деятельности. И, надо сказать, что  справились они с этой, не так  уж и  простой  работой, не плохо. Не плохо. Даже – больше. Они оказались не просто руководителями среднего звена, добросовестно, выполняющими поставленную перед  ними  задачу.  Не-ет, они  оказались  мыслящими  руководителями. И сделали из всего происшедшего с ними  очень даже  далеко  идущие  выводы. Для  себя, конечно же.  А выводы  были  просты  до гениальности. Зачем работать на какого-то дядю, когда можно  работать на себя. Действительно - зачем?!..

 С помощью отца они организовали свою фирму, закрытое акционерное общество с ограниченной ответственностью под названием ЗАО «Пром-Металл» и заключили ряд
контрактов  на  производство  демонтажных   работ  по "изъему" бездействующего оборудования на  объектах  Москвы.  Благо, что спрос на  подобные работы в Москве был огромный и постоянный . И как только  закончилась зачистка корпусов на  «Рубине», они переехали с частью   бывших  своих  рабочих на новый объект. И – пошло, поехало. Фронт работы  фирмы  непрерывно  расширялся, перекинулся  на  Подмосковье и  далее – на  Европейскую часть России. Фирма богатела и расширялась.

Методика  работы ребят с клиентурой особым  многообразием не отличалась. Они приезжали  на  завод, договорившись  заранее  с  руководством, чаще всего с Генеральным директором, о встрече, и предлагали ему  кругленькую сумму за вывоз с территории предприятия  бездействующего  у него сейчас оборудования. Быстренько  составлялся  перечень этого оборудования, заверялся актами о его  списании и… работа начиналась. Очень  даже часто эту бумажно-канительную  работу по составлению списков и оформлению актов списания оборудования  руководство  предприятий доверяло  самой же фирме, производящей вывоз этого  списанного оборудования. То есть, самим  братьям.

Так это  руководство было обрадовано  неожиданно  свалившимися на их голову  дармовыми  этими  деньгами, что совершенно не касалось их деятельности на своей территории. Что ребятам было и надо. Имея в арсенале  «наличку», они  делали на  предоставленных  им  площадях  все, что хотели, что считали для  себя  нужным и необходимым. Поэтому объемы вывозимого ими с предприятий металлолома обычно на много превышал разрешенный. Но это уже никого особенно и не  интересовало.  Все были – б  довольны. Все – были  рады. Металл  за рубеж тек рекой. И деньги на счета фирмы – тоже.

Особенно прибыльной  для фирмы была их работа на бывших «химаводах» страны. Здесь шла речь о «нержавейке» и цветных металла. А они за рубежом ценились  очень даже здорово!  И здесь  братья не считались ни с чем. Шли на  все, чтобы обанкротить еще теплящиеся  предприятия и потом  просто-напросто их  купить. А став  их собственником, закрывали  производство и увольняли  еще  оставшихся   рабочих.
Власти смотрели на все происходящее   равнодушно  спокойно. Что ж  поделать – рыночная   экономика!  А   рынку всегда сопутствует постоянный передел собственности. Этим рынок и живет. Правда, они, эти  представители  власти, не  знали  или  не хотели  знать, что в цивилизованных странах передел собственности  никогда не происходит хаотично, и  идет всегда  при жесточайшем контроле государства. И никогда не противоречит интересам самого этого государства.

Но…есть же народная мудрость, говорящая о том, что нет на свете более глухого человека, чем тот, который не хочет слышать. Так и здесь. Власть ничего не хотела видеть там, где  ее представителям  выгодно было ничего не  п видеть. Так братья остановили Реутовский,  Доргомиловский,  Рязанский и целый  ряд  других  крупных  химических  производств  Центральной России. Правда, не получилось у них  ничего  с  Воскресенскими  и  Новомосковским химическими заводами. Зато они приобрели мощнейший Архангельский химический и Архангельский  целлюлозно-бумажный комбинаты. Сколько они оттуда вывезли металла – сам Бог, наверное, не  знает. Но –много, очень много!   Пароходами вывозили. И страшно подумать – сколько вывезли! Потому что на обеих этих комбинатах работало в Советское время свыше 50-ти тысяч человек! Таковы это были громады!   
 
А потом они через министерского папу узнали о предстоящем закрытии по требованию НАТО  громадного  подземного хранилища  ракетного  топлива и ядерных боеголовок для  баллистических  ракет под Костромой. Немного подсуетились и почти за так приобрели его. Хранилище  это  даже не стали взрывать. Точнее – взорвали основной и запасной железнодорожные   въезды. Взорвали  так, чтобы  НАТО через свои спутники зарегистрировали взрывы. с   спутники  зарегистрировали. Однако  аварийный  выезд все-таки   остался. И  даже  осталась  аварийная  автономная электростанция. Так что, это была сумасшедшая удача - несколько  тысяч  тонн нержавеющей стали, алюминия, меди, титана, никеля в виде трубопроводов и емкостей!  Не считая обыкновенной «черняшки» и десятков  километров  «электрокабелей»! Такое бывает раз в жизни! Упустить  такой шанс – для этого надо быть круглым идиотом! Если – не хуже!. А они идиотами не были никогда.

 Вот тогда-то и попал к ним  Олег. Случайно. Знакомый еще по Подлипкам  один коллега  инженер  туда  устроился после закрытия их экспериментального цеха. Знакомый имел рабочую специальность «газоэлектросварщика» и занимался резкой металла при демонтажных   работах. Резал  всем, чем  придется. И  газом, и сваркой, и  «плазмой». И  даже кислородным  копьем,  если  бетон  надо  было располосовать Работа была тяжелая, достаточно грязная и вредная, но  заработок  был по тем  временам   даже очень неплохой. И он был доволен. И рекомендовал туда Олега.

 А время для  Олега тогда  было  очень  трудное. С новой работой ничего стоящего не получалось. Перебивался случайными заработками. Даже грузчиком приходилось в магазинах  подрабатывать. Ведь  есть-то т  хотелось  почему-то каждый день. Жена, с которой он связал свою жизнь  еще со  студенческих лет, махнула  на все  рукой и пошла к подруге на рынок. За  товаром  ездили  сначала  в Польшу, затем – в  Турцию.

 С отчаяния  Олег кинулся в экономический институт Ведь рыночная система – это же экономика, экономика и еще  раз  экономика. Во всяком  случае, ему  тогда  так  казалось  С налета он сдал вступительные  экзамены на  одни  отлично и был зачислен. И от жутчайшего  душевного  смятения, от страшной  тоски, от  элементарного  ничего неделания  и наличия большого количества наличия  большого  количества свободного  времени он рванул общий  курс досрочно  аж за три  года вместо положенных по закону пяти.

 Вот тогда-то он и встретил  этого  бывшего своего помощника  по Подлипкам,  которого  когда-то учил писать  НИР-овские отчеты и заявки на  предварительные  изобретения. Тот и предложил Олегу  пойти  к ним  на  фирму. Олег, не  раздумывая,  дал согласие. Ему  больше  ничего и  не оставалось. Выбора-то  у  него н е было никакого. Альтернатива совсем , если не сказать,   полностью отсутствовала  Хорошо хоть сюда, если, конечно, возьмут.

С Олегом побеседовали. Сначала Главный инженер фирмы, потом прораб, руководящий работами на «Красном пролетарии», родном когда-то заводе братьев. Что ж, видно, дошла  очередь и до этого  завода. Он  уже с полгода, как стоял. Пару месяцев Олег проработал  в цехах  «Красного  пролетария», руководил  бригадой  рабочих, занимающихся демонтажем и вывозкой вывозкой  оборудования с территории  завода. Работа  была не  трудная, с ней Олег  спокойно  справлялся. Ведь он  когда-то, еще в Советские  времена, после института поработал в  Подлипках и мастером цеха, и старшим мастером и даже начальником экспериментального  участка. С  людьми  он  ладить  умел. При необходимости  мог спокойно и отматерить и заставить  делать  любого именно то, что необходимо было в данный момент сделать.. Лодырничать на работе, сачковать  или же  садиться себе на шею  никому  никогда не позволял. Работой и ходом событий в своем коллективе управлял спокойно..

Наверное, обо все этом  наверх  доложили . И его  вызвали в офис фирмы. Один из братьев, Павел долго беседовал с ним.. И затем  направил Олега  под Кострому на подземное ракетно-топливное хранилище начальником объекта
Жизнь у него продолжалась.

***


Рецензии
Не забывать строй-фирмы еврея Альберта Кана.
Прислал-бы ссылки Стихи-ру Серж Фико:
" СССР строили и Альберт Кан из США",
но пока блокировка Гуглу и Яндексу
на окраине ГОРловки из-за укро-хунто-обстрелья !!
Несколько сот заводов, фабрик. ТЭЦ и гидростанций !!!!
Не считая придачу к амерам и заключённых СССР...
Просто для информ в общем*
Можете перепроверить*

Артур Живаго   27.01.2023 15:57     Заявить о нарушении
Смарт внучки впоймал модем:
Треть СССР строил 12-летний Альберт Кан - еврЕй!!!
http://stihi.ru/2021/01/19/1384
Еврей Кан, СССР и диктатор Сталин. 1 частЪ
http://stihi.ru/2021/01/18/9180
Еврей Кан, СССР и диктатор Сталин. 2 частЪ
http://stihi.ru/2021/01/19/198

Артур Живаго   27.01.2023 16:11   Заявить о нарушении
Что-то вы зациклились на евреев. Зачем? У меня к этой нации неприязни нет и я с ними прекрасно много лет работал на машзаводе СССР.

Виталий Овчинников   28.01.2023 20:23   Заявить о нарушении
А вы нашли у меня непрИязнь ко всем евреям *?????*
Не против строителей и учёных евреев, творцов культуры
и медицины из евреев !!
Но если Бланк-Ленин-полукровка и Троцкий-Бронштейн
уничтожали Россию и под 100 млн людей России,-
то против красно-чумовых жидокоммунистов !!
Если евреи-жідобандЄры..,- то как Соловъёв и Кедми
и бОльшая часть Израиля,-
против такіх жідобандЄр, что не означает моего
негативо-отношения ко всем евреям !!
не провоцИруйте в себе свое анти-сионское мнение
к другим* Ві его дЕржите в себе, не выпускАя нарУжу
по лжє-толерАнтности и лже-евро-цінностям....*
А мне по Правде и по Факту !!
\\ххххххххххххххх//
Донбасс Израиль Руские Евреи 2023
http://stihi.ru/2023/02/05/3151

Артур Живаго   06.02.2023 00:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.