Слёзы в музыке Баха

В арии «Erbarme dich, mein Gott um meiner Zаehren Willen!» («Смилуйся, Боже мой, ради моих слёз») из  «Страстей по Матфею» Иоанн Себастьян Бах  передёт плач души  апостола Петра после его отречения. Однако когда эту арию исполняет женщина, то в партиях скрипок и нежном пении чудным образом изливается душа кающейся грешницы, о которой рассказывает  евангелист Лука:

«Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.» (Лк. 7:36-38)

Её сердечные слёзы потоками льются в пении, а мягко изгибающиеся мелодии трёх скрипок и виолончели передают плавные движение её локонов вытирающих ноги Христа. Однако ещё больше они раскрывают то, что происходит в её сердце. Ведь всё это она делает молча, не проронив ни единого слова. Послушайте сами,  в этой музыке  столько нежной мольбы, раскаяния и умиления, что в мировом искусстве трудно найти что-то более подходящее к этому  душевному состоянию и действиям женщины, растрогавшим Господа.  Ни один художник н смог передать в этом сюжете той глубины, которая наскрывается в этой музыке слёз*.

-----------
* Сравните: «Пир у Симона фарисея» Рубенса  и Ван Дейка; «Христос в доме Симона фарисея», анонимного мастера французской школы; "Женщина омывает ноги Иисуса" Александра Бида; Христос у фарисея в  соборе Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге Фирса Журавлёва.


Рецензии
Здравствуйте, Владислав.

В этой потрясающей по чистоте и пронзительности музыке Баха, чувствуется и мольба о прощении, и слёзы очищения, и раскаяния от прикосновения к Святыне. трепет и поклонение, желание хоть чем-то выразить свою безграничную любовь и преклонение-"омыть слезами своими ноги и волосами своими вытереть" - всё, что у неё есть, от искреннего сердца...Поэтому и прощена...
Последнее время, особенно, очень люблю Баха, его Адажио, Вы читали это стихотворение, Как- будто художник пишет, а ты слышишь и видишь...
Спасибо, очень понравилось! С теплом и благодарностью.

Людмила Иоффе   14.01.2024 13:28     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо, Людмила.

Вы сердечно поняли, что я имел виду и нашли замечательные слова. «Адажио» , о котором Вы написали прекрасное стихотворение, является одним из самых любимых моих музыкальных произведений. С самой моей юности. Начало его исполняется в фильме «Подранки» (1977) четыре раза в течение фильма. Лет двадцать я не знал композитора, создавшего эту волшебную музыку. Но потом я всё-таки отыскал его. Это. «Адажио» является второй частью «Концерта для гобоя и струнных ре минор» (1717- год публикации) венецианского композитора Алессандро Марчелло. Изначально этот шедвр ошибочно приписывалось брату композитора Бенедетто Марчелло или Антонио Вивальди. Вторую жизнь этой музыкальной жемчужине дал Иоган Себастьян Бах, который переложил его на клавир (BWV 974) и поэтому является соавтором Алессандро Марчелло. Мне одинаково нравятся исполнение его скрипками и гобоем, и на клавире.

Полностью этот концерт можно прослушать на ютюбе: A. Marcello - Oboe Concerto in d minor (Marcel Ponseele, baroque oboe / Il Gardellino). Так что у Вас, в Новом году как и у меня появится ещё один любимый композитор!

С теплом и благодарностью,

Владислав Плеханов   14.01.2024 17:03   Заявить о нарушении
Спасибо, Владислав, что познакомили с таким прекрасным открытием! Обязательно послушаю- это здорово! Но, что интересно, когда я слушала эту часть -,Адажио, интуитивно подумала, что эта необыкновенная музыка Вам нравится, а она,оказывается,-любимая...Как интересно...А Музыка - чудо!

Людмила Иоффе   14.01.2024 17:34   Заявить о нарушении
Владислав, здравствуйте,

Я нашла эту восхитительную Музыку и получила огромное удовольствие для души!Вы правы, она будет одной из любимых...Прозрачная, нежная, светлая, тонкая, великолепная...
А скрипки. очень напоминают Вивальди, фогот - бесподобен и даже "Адажио"там звучит
более чувственно, нежнее...Спасибо Вам огромное за это Чудо-Музыку! С теплом.

Людмила Иоффе   15.01.2024 13:27   Заявить о нарушении
Я оговорилась - не "фогот", а гобой.

Людмила Иоффе   15.01.2024 14:04   Заявить о нарушении
Я очень рад, Людмила, что Вам понравилось это исполнение. Вы нашли для этой музыки самые точные слова: «Прозрачная, нежная, светлая, тонкая...» У меня именно такое ощущение было от неё в душе, но я не мог выразить его словами, а Вы их нашли. Сердечное спасибо.

Владислав Плеханов   15.01.2024 14:15   Заявить о нарушении