Солдаты 41-го. Часть 3. Дорога к своим

Глава 1.

Оперативная сводка за 19 октября

Утреннее сообщение 19 октября

В течение ночи на 19 октября наши войска продолжали вести бои на всём фронте.
Особенно напряжённые бои шли на Западном направлении фронта.

Вечернее сообщение 19 октября

В течение 19 октября на всех направлениях фронта продолжались бои. Особенно упорные бои шли на МОЖАЙСКОМ и МАЛОЯРОСЛАВЕЦКОМ направлениях. Отбито несколько ожесточённых атак немецко-фашистских войск.
За 18 октября уничтожено 38 немецких самолётов. Наши потери - 17 самолётов.
http://www.soldat.ru/doc/sovinfburo/1941/1941.html

Звери.
Два уроженца села Салтановка, Навлинского района Брянской области в первые дни начала Великой Отечественной войны попали в действующею армию. Участвовали в героической обороне города Полоцка. Под натиском превосходящих сил гитлеровцев в составе частей прошли через кровопролитные бои и к осени оказались в составе 3 армии Брянского фронта. После прорыва обороны танковыми армадами немцев, ноши герои с боями прорывались к своим. Во время одного из переходов попали в засаду и оказались в плену. По наводке бывшего члена экипажа, Рудакова Егора, перешедшего на сторону гитлеровцев, были отделены и заперты в сарае. Предатель, с разрешения немцев, стал учить Михаила Михалёва принципам управления танка Т-3. После непродолжительного урока, Рудаков отправил пленного в место заточения, где в одиночестве томился старшина Филатов.
Михаил Михалёв, переступив порог строения, сразу попал под град вопросов со стороны Ивана Петровича:
– Как там, на воле? Куда тебя водил этот гад, Рудаков? Рассказывай.
– Да, вроде, и говорить-то не о чем. Показывал немецкий танк. Тройку. Ничего особенного. Даже завести разрешил.
– Ух, ты. Бежать не пробовал?
– Была мыслишка…, – откровенно признался Михаил, – только Егорка всё предусмотрел. Там часовой меня на мушке держал. А этот упырь предупредил, что в случае побега, тебя, дядь Вань, живым в сарае изжарит.
– Так и сказал?
– Да, – последовал короткий ответ.
– Миша, прости, если сможешь. Я себя корю, что смалодушничал тогда, на дороге. Нужно было бежать вместе со всеми. Сейчас были бы со своим в строю, или там, – Иван молча кивнул куда-то вверх.
– Не надо, Петрович. Туда всегда успеем. Не всё потеряно. Погоди. Для чего-то же нас отделили. Не напрасно этот гад меня в танк потащил. Сам бы не решился. Значит на нас у немцев есть какие-то планы.
– Мало утешительного во всём этом. Ладно. Давай отсыпаться. Утро вечера мудренее.
Они долго лежали, погруженные в свои тяжёлые мысли. Незаметно уснули тревожным, неглубоким сном.
Следующий день пленников не беспокоили, словно о них забыли. Ближе к вечеру заглянул какой-то немец, молча поставил котелок каши и ведро воды. Ни слова не говоря вышел и запер на замок.
Наступили сумерки. За стеной послышались женские крики, шлепки, удары. Вскоре заиграл патефон. Несколько минут спустя прозвучали неразборчивые голоса и удары, сопровождаемые дикими женскими воплями.
Пленники встревожились происходящим за стеной, но разглядеть что-либо не было никакой возможности. Брёвна плотники сложили добросовестно и не имелось даже малейшей щёлоки. Долго не могли уснуть:
– Нужно что-то делать, – тихо произнёс Филатов.
– Да, пора, – согласился Михаил.
– Мысли есть?
– Просто бежать, сделав подкоп, чревато последствиями. Рудаков сказал, что за это в соседнем лагере расстреляют полсотни пленных.
– Ох, ты, беда какая. Может запугивает?
– Вполне возможно…
В это время с наружи послышались тяжёлые шаги. Возле входной двери завозились с запором, справившись, открыли со скрипом дверь:
– Выходите мужики, – послышался пьяный голос Егора.
– Куда, ночь на дворе, – возразил Михаил
– Сейчас расскажу, выбирайтесь. На улице поговорим…
Дождавшись, когда пленные выйдут, захлопнул дверь, навесил замок с торчащими ключам и продолжил:
– Слыхали женские крики? Это немцы развлекались. Они сегодня в деревне Хацунь, акцию проводили. Там на днях окруженцы остановились в пустующей избе. Мимо трое фрицев вели пленных. Красноармейцы в окно увидели и решили освободить. Двоих убили, а третий убежал. Донёс своим. Дело в том, что комендатура развесила приказ, в котором говорится, что за каждого убитого немца, они будут расстреливать сотню мирных жителей. В общем сегодня утром деревню окружили. Начали обыскивать. Нашли припрятанные патроны, винтовки. Озверели до такой степени, что девчушку шестимесячную закололи штыком в колыбели. Молодку, у которой обнаружили вещи одного из убитых, на воротах собственного дома распяли. Три сотни жителей расстреляли.
Шесть десятков детишек, после расправы над их родителями, то же пустили в расход, как нам объяснили, из гуманных соображений, чтобы те не бедствовали, оставшись сиротами.
– Ты то же участвовал в убийстве? – зло бросил Филатов.
– Нет. Бог миловал. Стоял в оцеплении. Но это ещё не всё. После акции приехали сюда. Немцы там, в деревне, самогона набрали. Здесь принялись пьянствовать. Решили в бане попариться. На время помывки приказали пригнать местных девок, чтобы убрались и накрыли стол по-новому.
Помывшись, вернулись в хату. Там девчат и оприходовали всей толпой, а после вытащили на улицу и заставили танцевать под патефон. Понятное дело, на всех женщин не хватило. Мимо проходила баба на сносях. Один, рыжий детина, увидал и стал заставлять и её танцевать. Та показала на живот. Это вызвало приступ ярости у пристававшего. Ударом в лицо, он сбил её с ног и принялся молотить сапожищами по животу. Несчастная орала нечеловеческим голосом, слыхали небось. Ей попытались помочь местные, но звери, иначе нельзя этих мразей назвать, не разрешили. Женщина родила мёртвого ребёнка…, Егор пьяно всхлипнул, – я больше не могу такое терпеть…
Рудаков закрыл лицо руками. Его плечи вздрагивали от рыданий. Утишать предателя никто не стал. Пленники молча стояли и каждый думал о своём…
Август 2021.
Справка: зверства фашистов на Брянщине в октябре 1941 года были беспрецедентны. Вот документально подтверждённые факты.
 Хацунь.

24 октября 1941 года два советских солдата, попавших в окружение на территории деревни Хацунь напали на фашистов, конвоировавших пленного. Двое немцев погибли. Наказать Хацунь гитлеровцы решили показательно. На следующий же день, согнав всех беженцев и местных жителей на окраину деревни, они расстреляли их из пулеметов, которые были выстроены по периметру. Среди погибших были в основном старики, женщины и дети. Шестидесяти из них было от 2-х до 10-лет. Детей, как объясняли немцы, они расстреливали "из милости".
"Так как у большинства детей средний возраст был от 2 до 10 лет, было решено не предоставлять их самим себе", — говорится в немецких архивных документах, копии которых попали в Брянск лишь в 2010 году благодаря молодому немецкому ученому Себастьяну Штопперу, занимавшемуся историей партизанского движения на Брянщине.
Хоронить погибших в назидание жителям окрестных деревень немцы запрещали почти две недели. Лишь спустя какое-то время староста, назначенный немцами, заявил в карачевскую комендатуру о расстреле мирных жителей в Хацуни. После чего молодежь из соседнего села Осиновые Дворики была согнана туда рыть могилы и хоронить убитых.
Трагедия деревни Хацунь https://medcollege.brkmed.ru › article › tragediya-derevni..
продолжают поступать сообщения о чудовищных злодеяниях фашистских бандитов. В селении Васильевка Орловской области перепившиеся немецкие солдаты заставили танцевать изнасилованных и избитых ими девушек.  В это время по улице шла беременная колхозница Анна Ларионова. Фашисты потребовали, чтобы и она танцевала. Ларионова попыталась отказаться, ссылаясь на беременность. Рассвирепевший детина, с нашивками ефрейтора ударил женщину сапогом по животу. Начались родовые схватки. Фашистские изверги запретили крестьянкам оказывать роженице помощь. Несчастная родила мертвого ребенка.
http://www.poisk32.ru/lofiversion/index.php/t4478.html


Рецензии