Александр Галич Оказался наш Отец не отцом, а су

Первоначальное название статьи, было:
 БУДУТ ЛИ РОССИЯНЕ ЦИТИРОВАТЬ А. Галича: «"Оказался наш Отец не отцом, а су..ю"
(но оно не уместилось в строку)

...
       
        Один рецензент, уже прочитавший публикуемую ниже статью, обратил моё внимание на один мелкий нюанс. Я удивился его внимательности.

      Вот его ответ:
        "Саша, а на что ещё можно обратить внимание в вашей статье? Магнитофонные записи стихов-песен Галича в его исполнении были широко распространены в шестидесятые годы. У меня есть сборник его произведений изданный в 1988-м году".

        Я поразился! Люди бывают совсем слепы? Да ведь статья совсем не о Галиче, и лишь немного - о Сталине.
        Она - о моих нынешних согражданах, о сегодняшнем "отце", кумире многих россиян. О том, что, к сожалению, в жизни всё повторяется: мы восторженно творим кумиров, возносим на пьедестал, и потом злобно, с матом, свергаем с пьедестала.

        Мне казалось, чтобы понять смысл статьи, достаточно одних этих строк:
Кум докушал огурец
И закончил с МУКОЮ:
"Оказался наш Отец
Не отцом, а сук.ю..."

("Кум", на блатном жаргоне - начальник оперативной части в колонии).

Может я не сумел "донести" мысль? Жаль. Но оставляю статью как есть.

 _________________________________________

           БУДУТ ЛИ РОССИЯНЕ ЦИТИРОВАТЬ ПОЭТА: «"ОКАЗАЛСЯ НАШ ОТЕЦ НЕ ОТЦОМ, А СУ..."?

           Поэму «Размышления о бегунах на дальние дистанции (Поэма о Сталине)» Галич завершил в 1969 году. (1)

      
В главе 4 поэт описывает, как уничтожают памятник Сталину, вождю, бессменно руководившему страной не один десяток лет и одно имя которого вызывало трепет в сердцах советских людей. Многие его ненавидели, большинство - боготворили, но все - боялись.

Поэма показалась мне очень злободневной. Представляю вам отрывок из неё:


Вечер, поезд, огоньки,
Дальняя дорога...
Дай-ка, братец, мне трески
И водочки немного.

...

Я седой не по годам
И с ногою высохшей,
Ты слыхал про Магадан?
Не слыхал?! Так выслушай.

А случилось дело так:
Как-то ночью странною
Заявился к нам в барак
Кум со всей охраною.

Я подумал, что конец,
Распрощался матерно...
Малосольный огурец
Кум жевал внимательно.

Скажет слово и поест,
Морда вся в апатии.
"Был, – сказал он, – ..., съезд
Славной нашей партии.

Про Китай и про Лаос
Говорились прения,
Но особо встал вопрос
Про Отца и Гения".

Кум докушал огурец
И закончил с мукою:
"Оказался наш Отец
Не отцом, а с.кою..."

Полный, братцы, ататуй!
Панихида с танцами!
И приказано статуй
За ночь снять на станции.

Ты представь – метёт метель,
Темень, стужа адская,
А на Нём – одна шинель
Грубая, солдатская.

И стоит Он напролом,
И летит, как конница,
Я сапог Его – кайлом,
А сапог не колется!

огляделся я вокруг –
Дай-ка, мол, помешкаю!
У статуя губы вдруг
Тронулись усмешкою...

Помню, глуп я был и мал,
Слышал от родителя,
Как родитель мой ломал
Храм Христа-Спасителя.

...

А это ж Гений всех времён,
Лучший друг навеки!
Все стоим, ревмя ревём,
И вохровцы, и зэки.

Я кайлом по сапогу
Бью, как неприкаянный,
И внезапно сквозь пургу
Слышу голос каменный:

"Был я Вождь вам и Отец,
Сколько мук намелено!
Что ж ты делаешь, подлец?!
Брось кайло немедленно!"

Но тут шарахнули запал,
Применили санкции –
Я упал, и Он упал,
Завалил полстанции...

Ну, скостили нам срока,
Приписали в органы,
Я живой ещё пока,
Но, как видишь, дёрганный...

...


            Мы, послевоенное поколение, собственными глазами видели, как вчерашнего солнцеликого руководителя, отца народов, без которого вроде  и страну не могли представить, «объявили сук.ю», уничтожали всякую память о нём.
            Вот как я описал это в своей «Повести о счастливом поколении»:

    «На прошедшем осенью съезде Хрущев вновь обратился к проблеме дальнейшего развенчания культа личности, повторно раскритиковав действия Сталина. Съезд вынес решение вынести тело Сталина из мавзолея и захоронить у кремлевской стены. Началось массовое переименование городов и улиц, носивших имя вождя, а также снос тысяч памятников по всей стране.
           В один из первых летних дней Саша с друзьями наблюдали невероятную, да что там, ещё недавно просто немыслимую картину: рабочие тросами обвязали установленный в центре посёлка памятник человеку, при упоминании только имени которого недавно все вставали, и уволокли трактором в овраг, на свалку. Саня раньше думал: «Что это говорят такое: на свалку истории?» Теперь увидел своими глазами ...».

   Для страны это был шоком. Ведь столько лет вбивали людям в голову образ мудрого, великого вождя, строгого, но любящего отца всех народов. А теперь стали рассказывать о чудовищных злодеяниях этого человека. Миллионы советских людей, для которых вождь стал кумиром, особенно болезненно восприняли эти перемены.

            Думаю те, которые поверили нынешней российской пропаганде, создавшей образ нового «великого лидера», «отца нации», со временем испытают не меньший шок.

_____________________

(1)     Александр Аркадьевич Галич - советский поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен.
         В марте 1968 по приглашению клуба «Под интегралом» Галич приехал в Новосибирск на фестиваль «Бард-68», в общем-то исторический, единственный в своем роде в СССР, фестиваль.
        За три месяца до этого, я, молодой выпускник Оренбургского станкостроительного техникума, приехал по распределению в Новосибирск и, конечно, не имел никакой возможности попасть на концерт (как его пытались запретить, и какое это было событие можно прочитать в моей «Повести о счастливом поколении», Гл. 18 Новосибирск - Сибирский Чикаго).
        На сцене зала Дома учёных в новосибирском Академгородке состоялось единственное публичное выступление Галича в СССР.


Рецензии
Всё Вы верно и глубоко копнули,Саша!-...это я о настоящем и будущем, которое тянется из прошлого. Всё повторяется на круге своя,к сожалению...
Вспомнила одну интересную и неожиданную встречу с прошлым...
Это было в другой стране, где-то в году в 90...не помню сейчас название места.Увидела вдруг на пьедестале от разрушенного памятника... два сапога... и всё...у меня сразу мурашки побежали, образ сразу выстроился, как живой, мне чуть дурно не стало, всё снесено было,а сапоги- как живые стояли ,как знак для тех, кто пережил и помнит обо всём...мне страшно стало...
Спасибо,Саша, за искренность и правду . С теплом души-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   27.04.2024 09:44     Заявить о нарушении
Оля, с одной стороны, да, "Всё повторяется на круге своя,к сожалению...".
И к большому сожалению: наиболее наглядно это в нашей стране, с нашими людьми.

Ведь были же "отцы народов" например, в Италии, Испании. А теперь мы обычно и фамилий руководителей в этих странах не знаем. Смогли они выбраться из круга.

Спасибо вам за поддержку. Что бы не говорили, остались ещё в России люди, которые правильно оценивают происходящее и искренне переживают за страну.

Саша Щедрый   27.04.2024 15:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.