Аромат лета или другая реальность

      Светлана больше не получала писем от Алексея, но к знаковым датам он присылал ей открытки. Принимая каждую как дань вежливости, она с молчаливой благодарностью пополняла ими почтовую стопку в столе, поздравил он ее и с окончанием 10-го класса, и если бы переписка не прервалась, могла сообщить, что на школьных выпускных экзаменах получила все пятерки. Однако, эта радость была больше морального свойства, средний балл аттестата, который учитывался при поступлении в учебные заведения, выводился по годовым итогам, а по математике, физике, химии и физкультуре у нее были четверки.
      Широкий берег озера с зеленой лужайкой и лиственными деревьями в ее районе стал местом встречи молодежи окрестных домов. Майскими вечерами накануне выпускных экзаменов, откладывая учебники, Светлана приходила туда отдохнуть и присоединялась к своим одноклассникам. Во время летних каникул она часто читала там под деревьями книги и, наблюдая за уплывающими облаками, провожала свои печали и радости, задумываясь о своем неизвестном, но непременно счастливом, будущем.
      Степан окончил школу в прошлом году, работал, поддерживал дружеские отношения с ее одноклассниками, и они считали его своим. Издали замечая его крепкий силуэт с низкой челкой русых прямых волос, Светлана испытывала легкое волнение, особенно, когда ему казалось, что она не видит, как он на нее смотрит, и в такие моменты не сомневаясь, что и на озеро он приходит из-за нее. После общей прогулки, направившись в сторону домов, она услышала за своей спиной быстрые шаги.
          -   Ты уже уходишь? –  поравнялся с ней Степан. 
          -   Да, - с легким волнением ответила Светлана, будто этот вопрос таил что-то особенное.
          -   А, может, останешься?
          -   Нет. Мне нужно готовиться к экзаменам.
          Степан взял ее за руку:       
          -  А завтра придешь?
          -  Приду, - ответила она с внутренним недовольством оттого, что так быстро согласилась и не сразу отняла руку.
          -  Я тоже, - увидела она радость в его глазах, сомнения рассеялись и сменились волнующим ожиданием встречи.
      С тех пор они прогуливались у озера вдвоем, не замечая времени и расстояния. Ей было приятно ощущать свою руку в его крепкой ладони и под стрекот кузнечиков говорить о чем-то незначительном. Вечерняя гладь озера отсвечивала серебром, воздух наполнялся ароматами приближающегося лета, но, несмотря на  романтическое настроение, она не забывала о вступительных экзаменах и аккуратно посещала подготовительные курсы в университете.
      Когда Степан появился на школьном выпускном вечере, этому никто не удивился. Он танцевал со Светланой и другими знакомыми девочками, бродил с ее одноклассниками по ночному городу, а утром, проводив ее до подъезда, отправился на работу.
      Выпускники ее класса договорились завершить прощание со школой лесным походом и, чтобы обсудить организационные вопросы, следующим вечером встретились у озера. Светланы среди них не оказалось. Немного постояв с ними, Степан,отправился в сторону ее дома.
     –  Что случилось? – спросил он, увидев ее на скамейке у подъезда.
     -  Дверь захлопнулась, а ключ в квартире, вот, сижу и думаю -  подождать маму или поехать к ней на работу, пока не поздно.
     – Через пару минут поднимись на свой этаж, - и он скрылся в подъезде.
          Светлана ничего не успела сказать в ответ, и, когда перепрыгивая через ступеньки, остановилась возле своей квартиры, он уже открывал ее изнутри:
     -  Вот Ваш ключ, принцесса, и не откажите в любезности прогуляться со мной к озеру.
     -  Ты забрался с соседского балкона?! – услышал он в ее голосе удивление,  восхищение и испуг.
     -  Да, с нижнего этажа. Балконная дверь у вас была открыта, с форточкой пришлось бы повозиться.
     -  И как только тебе соседи разрешили?
     -  Они открыли дверь, а разрешил я себе сам, – с улыбкой ответил Степан.
     - Моя мама сказала бы - неразумная молодость преодолевает страх, - с укором взглянула она на него, но вскоре уже они, весело переговариваясь, стояли на крутом выступе береговой линии озера.
        -  Положи ключ в свой карман, а то мой мелкий, а я не умею плавать, -  улыбнувшись, посмотрела Светлана на темную гладь озера.
        -  Правильно, если споткнешься, я буду спасать тебя.
        -  Ты же мог сорваться и упасть, - вспомнила она, как недавно этот ключ попал к ней.
       -   Тогда бы ты всю жизнь ухаживала за мной.
        -  А тебе это надо?
       Светлана остановила взгляд на серебрящейся полоске темного озера, слова растворились в вечерней прохладе, и, не вслушиваясь в них, Степан с восхищением смотрел на ее нежный профиль. Сбросив с себя меховую безрукавку, которую одевал больше для мужественного вида, он укрыл ею плечи Светланы и, коснувшись ее отсвечивающих в лунном свете стальным блеском волос, осторожно провел ладонью по их гладкому шелку. Когда она повернулась к нему, он стал медленно покрывать поцелуями ее щеки и веки, пока она сама не потянулась к нему губами. Ощутив прикосновение к его сильной груди, Светлана не хотела признаться себе, что ждала новых встреч с ним, чтобы окунуться в волшебство этих объятий и поцелуев.
      После выпускных экзаменов ее одноклассники отправились в поход с остановкой в лесу, ночевкой в палатках и песнями под гитару у костра. Степан как неотъемлемый представитель принял в нем самое активное участие. Дорога от электрички до привала у реки Неман пролегала через лесную просеку. Потеряв его из виду, Светлана подумала, что он убежал к парням, девочки слегка отстали, но спустя некоторое время увидела его снова. Он шел ей навстречу со сложенными ковшиком ладонями, полными спелой земляники. Ни у кого не могло быть сомнений, кому предназначены первые  ягоды, а сопровождавшая свой класс в этом последнем общем мероприятии учительница истории, многозначительно покачав головой, сказала:
        - Настоящий мужчина!
      Светлана, ощущая свою причастность, испытала к ней теплые чувства и, поблагодарив Степана, мысленно адресовала свое «спасибо» и  неоднозначно относившейся к ней в школе классной руководительнице. Пересыпав сиявшие розовым цветом ягоды ей в ладони, Степан поправил гитару на своем плече и, не обращая внимания на шутки девочек, снова пошел с ней рядом. Коснувшись губами первого лесного дара, Светлана ощутила в теплой нежности лета головокружительный аромат любви. Вечером они целовались у колючих елей и лиственных деревьев, и прежде чем расстаться на полосе, разделявшей палатки девушек и парней, бежали к костру, где Степан брал в руки гитару и, отрывисто перебирая струны, наигрывал известные мелодии. Кто-то подпевал, кто-то слушал, а Светлана была счастлива оттого, что он рядом с ней.

      Незадолго до вступительных экзаменов Светлана отвезла документы в университет.
     –  У Вас есть опубликованные работы? – спросил мужчина в приемной комиссии.
     –   Нет.
     –   А почему Вы решили поступать на факультет журналистики?    
     –   Я много читаю,  люблю литературу, пишу стихи, мои сочинения были лучшими в школе. 
     – Похвально, но должен предупредить, что при конкурсе двадцать пять человек на место поступить на факультет журналистики у Вас мало шансов. Преимущество на стороне абитуриентов со стажем работы и публикациями в печатных изданиях. Вы ознакомились с информацией на стенде на первом этаже?
      -  Нет. Но я знаю, что высокий конкурс и хорошо подготовилась.
      - У Вас высокий средний бал аттестата, но надежнее будет подать документы на другую специальность…
    –  А на каких условиях могут зачислить меня на факультет журналистики?
    -   Если все экзамены сдадите по высшему баллу.
    –  Я воспользуюсь своим шансом.
    –  Это Ваше право.
          Светлана нашла подтверждение условий поступления на стенде, но не готова была поменять решение и по пути к своему дому убедила себя -  если  на школьных выпускных экзаменах получила пятерки по всем предметам,  нет причин сомневаться в четырех, которым уделяла больше внимания.
         Перед каждым экзаменом она сидела с настольной лампой за столом до поздней ночи и ложилась в постель, когда закрывались глаза. Сочинение, литература, история остались позади, и все по высшему баллу - пять. Татьяна Петровна, радуясь успехам дочери, не щадя рук, готовила ее любимую еду, превращая на плоской металлической терке твердую картошку в однородную массу, из которой выпекала румяные хрустящие оладьи или пышные блины. В дополнение к ним  на сковороде аппетитно потрескивала яичница на тонких полосатых кусочках мяса с салом, или распространяла аромат дымящаяся в бульоне из ребрышек и крестьянской колбаски, замешенная на муке мочанка.
      Чтобы меньше волноваться, перед последним экзаменом Светлана поехала в университет раньше и вошла в аудиторию в числе первых. Неизменная пятерка в школе по годовым итогам по английскому языку вселяла уверенность. За ступенчатыми столами на расстоянии друг от друга сидели четыре экзаменатора. Она подошла к женщине ближе от двери и, вытянув билет, после положенного времени на подготовку, ответив на основные и дополнительно заданные ею вопросы, увидела, как она выводит четверку.
     – Четверка?! – словно не веря своим глазам, выдохнула Светлана. – Вы же не сделали мне ни одного замечания.
     – Разве я поставила Вам низкую оценку? Или Вы считаете, что достигли совершенства в знании иностранного языка? Пригласите следующего, - дала она понять, что разговор окончен.
        Светлана знала, что общий балл у нее выше, чем у многих абитуриентов и, не теряя надежды, ждала итоговых результатов, но в списках зачисленных ее фамилия не значилась. «Не может быть, это какая-то ошибка,  - удивленно сказала Татьяна Петровна, - я поеду в университет и разберусь». «Да, Ваша девочка успешно сдала экзамены, но высокий конкурс, к сожалению, не позволяет принять всех достойных. Для формирования групп оказалось достаточно практикующих абитуриентов, - с долей сочувствия пояснял ей мужчина в приемной комиссии. - На стенде есть информация о правилах зачисления, но мы понимаем, что молодежь не всегда достаточно внимательна, и в день приема документов обращаем на них внимание».
      Открыв дверь в квартиру, расстроенная Татьяна Петровна сразу же прошла в комнату.
     –   Разве ты не знала о правилах? - укоризненно взглянула она на дочь.
          Светлана молчала.
     -   Ну, и что ты думаешь делать дальше?
     -   Работать, и готовиться поступать в следующем году.
     -   Только сначала подумай, куда поступать. И хорошо подумай. Многие из твоих одноклассников учились хуже тебя, но уже поступили - в институты, техникумы, училища, кто куда смог, а ты теряешь год после школы, и еще неизвестно, поступишь ли в следующем, с такими запросами.
     –  Хорошо, я подумаю, – недовольно ответила Светлана, ей и самой было нелегко.
     –  А я поговорю с Лидой, моей школьной подругой. Может, устроит тебя на Ремонтно-технический завод, она давно там работает, и он в нескольких остановках от нашего дома, может, найдется у них что-нибудь временное, на год. Да и куда еще тебя можно пристроить, если ты ничего не умеешь?!
      Повысив голос, Татьяна Петровна вышла, но тут же вернулась.
     –  Да, все хотела спросить - ты еще встречаешься со Степаном? Что-то его не видно в последнее время.
     –  Не встречалась, пока сдавала экзамены, а сейчас буду встречаться.
     – Я слышала, он в армию уходит. Так, зачем парню морочить голову? Его родители подготовятся к проводам, ты как его девушка будешь сидеть с ним рядом за столом, а, значит, должна будешь и ждать его.
     –  Ну, и что? Можно и подождать.
     –  А ты уверена? За два года многое переменится. О замужестве тебе рано думать, пока с учебой не разобралась, и определишься ли в следующем году неизвестно. А парень будет надеяться. Зачем его обижать? Подумай об этом.
     –  Хорошо, я подумаю, - вздохнув, ответила Светлана, чтобы прекратить этот неприятный разговор.
     Встретив ее у озера, Степан заметил, что она больше молчит и отвечает ему рассеянно.
      – Ты расстроилась из-за того, что не поступила в университет? Да не переживай ты так, Светка. Многие вообще никуда не поступают и поступать не собираются, живут, работают и не пропадают.
     –  Проводи меня домой, что-то холодно стало.
      У подъезда он взял ее за руку:
     –  Выходи за меня замуж.
     –  Зачем? Ты же в армию уходишь.
     –  А ты ждать меня будешь.
     –  Извини, я не буду тебя ждать.
     –  А как же наша любовь? Я думал, ты меня любишь.
     –  Я тебе этого не говорила.    
     –  Я ударил бы тебя сейчас, если бы меньше любил, - и, отвернувшись, Степан резко пошел в противоположную сторону.
       Светлана стояла и, молча, смотрела ему вслед, пока его силуэт не скрылся за ветвями развесистых деревьев. Она ничего не почувствовала, кроме навалившейся усталости и, постояв еще немного, медленно побрела к своему подъезду.
 ( из повести "Дорогами любви" в продолжение тематически последовательно расположенных рассказов, начиная с "Развод"...)      


Рецензии