О музыке

                Эпиграф:

                „Лишь музыка способна не объясняя ничего, сказать всё.“ (Сэм Смит)

                Предисловие

Музыка это квинтэссенция душевной жизни, а молитва - духовной. Поэтому в своих псалмах Давид соединял молитву и музыку в одно гармоничное целое. Музыка таинственно раскрывает не только земную, но и небесную биографию человека. Поэтому свой экскурс в таинственную сферу музыки я начну с небесной биографии человеческой души.


                1. Воспоминание об утраченном  рае         

Для меня музыка это прежде всего нежное воспоминание об утраченном  рае и смертельная грусть по нему. Их нахожу я

    - во  второй части первого  концерта «Времён года» Вивальди «Largo e pianissimo sempre» (Спящий пастух);
    - в во  второй части (Largo) концерта Вивальди A Minor RV356;
    - в «Адажио» Алессандро Марчелло из его концерта ре-минор  (A. Marcello - Oboe Concerto in d minor (Marcel Ponseele, baroque oboe / Il Gardellino);
    - в  баховской арии «Erbarme dich, mein Gott» из  его «Страстей по Матфею»; 
    - в «Мелодии» Глюковского «Орфея»*;
    - и в  мелодии, исполняемой  скрипками в "Лакримозе" моцартовского "Реквиема".
----------
*На самом деле «Мелодия»  это «Танец блаженных духов» (фр. Danse des Esprits bienheureux) - вставной балетный номер, написанный Кристофом Виллибальдом Глюком для парижской редакции (1774) его оперы «Орфей и Эвридика». То есть это музыка элизиума, помните у Тютчева: "Душа моя - элизиум теней".


                2. Вечные темы музыки

Ещё музыка для меня это

    - сотворение Господом ангельских миров в токкате и фуге ре минор Баха;
    - волшебный свет звёзд, долетевший до нас через тысячи световых лет и Господь мягко ступающий по этому свету и приближающийся к нам  в хоральных прелюдиях Баха (J.S. Bach - BWV 659 - Nun komm der Heiden Heiland "Прийди, святой Спаситель");    
    - жизнь человеческая от рождения и до смерти проходящая перед нами во «Временах года» Вивальди во всём изобилии её страстей, где "Весна" это детство, "Лето" - юность, "Осень" - зрелость, а "Зима" - старость; (Любимое исполнение: Mari Samuelsen: Vivaldi - "Summer" from Four Seasons) (Vivaldi Winter - Mari Samuelsen.)
    - героическое противостояние ударам судьбы в 5-ой и 7-й симфониях Бетхована и в "Сарабанде" Георга Фридриха Генделя (в "симфоническом" исполнении);
    - сердце,  разрывающееся от горя на части  в «Чаконе» Баха...
    - и в «Адажио» Альбинони (Ремо Джадзотто);
    - подъём по таинственным ступеням лестнцы ведущей в небеса в «Рыцаре святого Грааля» Ханса Циммера;
    -душа, плачущая и трепещущая вместе с другими на страшном суде в «Реквиеме» Моцарта.
   - душа торжествующая не смотря на всю трагичность своего существования в  Чаконе ре минор Иоганн Пахельбеля (Иоганн Пахельбель – Чакона ре минор Johann Pachelbel – Chaconne in D minor) "Тысячи труб"
     - душа торжествующая в "Глории" (RV 589) Вивальди.
    - спокойствие души, полной тончайшего возвышенного чувства «Filiae maestae Jerusalem» (II Sileant Zephyri) Вивальди
     - Госпел «Dark Was The Night, Cold Was The Ground» Блайнд Вилли Джонсона, сопровождающий  в фильме Пазолини "Евангелие от Матфея"  поклонение волхвов.
    - хит Элвиса Пресли «Сan't help falling in love» в исполнении Дианы Анкудиновой*, который  звучит как прощальная песня самой планеты. Её могучий голос  вырывается из подземных глубин, и достигает высот стратосферы, образуя на своём пути гигантский поток, пронизывающий тебя и весь окружающий мир как нечто необратимое, звучащее в первый и последний раз.
- И.С. Бах: (J.S. Bach:  Prelude in C Minor "pour le luth" BWV 999; David Tayler, archlute) Прелюдия на лютне успокаивающая неземным спокойствием измученную душу.


                3. Тема Родины в музыке

Чувство родины во многом определяют песни, которые человек слышит в детстве и юности. Среди них особое место занимают песни о самой Родине. Для меня как и для многих моих современников такими песнями стали:
 
        «Священная война»,
        «С чего начинается Родина»,
        «Гляжу в озёра синие» и
        «Я люблю тебя, Россия».

В этих четырёх песнях, на мой взгляд,  лучше всего  выражена любовь к Родине во всей её силе глубине. К песням, расширяющим это чувство можно отнести также: 

     «Степь да степь кругом....» (народная песня),
     «Ой ты степь широкая...» (народная песня),
     «Из далека долго течёт река Волга»,
     «Ревела буря, дождь шумел»,
     «Дубинушка» (народная песня),
     «Чёрнный ворон, чёрный ворон...»(народная песня)
     «Эх дороги...»
     «Москва златоглавая, звон колоколов» (народная песня)
     «Русское поле»,
     «Полюшко, поле»,
     «Тихая моя родина»,
     «Выйдув поле ночью с конём...»,
     «Беловежская пуща».

Историческое чувство родины живёт во мне благодаря

     "Рассвету на Москве-реке" Мусоргского,
      началу "Богатырской симфонии",
      "Половецким пляскам" ("Улетай на крыльях ветра"), Бородина,
      арии Сусанина из оперы "Иван Сусанин" Михаила Глинки,
      Торжественной увертюре «1812 год» Петра Ильича Чайковского,
      первой части второго концерта и мелодии, открывающей третий концерт Сергея Рахманинова.
      "Мелодия это как колыбельная,  которую мать-Россия напела при рождении своему великому сыну." (Михаил Гольдентул).

А так же народным и авторским  песням:

       "Из-за острова на стрежень",
       "Ой, то не вечер, то не вечер",
       "Не для меня придет весна",
       "Вечернему звону" в исполнении И.С. Козловсого,
       "Полонезу" Огинского в исполенни "Песняров,
       «Что стоишь, качаясь,тонкая рябина",
       песням "Россия" и "Бывший подъесаул" в исполнении Игоря Талькова.
       "Орлёнок",
       "На безымянной высоте"
       "Бьётся в тесной печурке огонь",
       "Любо, братцы любо",
       "Когда мы были на войне",
       "Не горе стоял казак, он Богу молился..." (Московский Казачий Хор в Театре Российской Армии)
       "Мой, черный ворон, не кружи, лети пока сердечко бьется"
 
       а также песням иеромонаха Романа Матюшина.


                4. Чувство жизни в разные её периоды

Моё чувство жизни, во всей его яркости и остроте сформировалось во многом под влиянием очень ярких и эмоционально богатых песен советского периода

о детстве: 

     "А ну ка песню нам пропой весёлый ветер" ,
     "Крылатые качели",
      Музыка Моисея Вайнберга к мультфильму "«Вини-Пух»;
     "Я тебе конечно верю ..."

Кроме них на меня произвела в детстве неизгладимо впечатление "Ave Maria" Шуберта в исполнении Робертино Лоретти.

о юности:

      "Подберу музыку",
      "Я тебя рисую",
       Романс Теодоро из фильма "Собака на сене",
      "Кавалергарды, век не долог..."
      "Капли датского короля",
      "Есть только миг между прошлым и будущим",
       романс "И лампа не горит",
      "Венгерский танец" Брамса,
      "Венгерская раапсодия" Ференца Листа,
      "La Campanella" его же, особенно в исполнении Дмитрия Шишкина,
      "Здесь вам не равнина" Владимира Высоцкого,
      "Не томи мне душу скрипка..." Валерия и Александра Меладзе,
 
о зрелости:
 
      "Ніч яка місячна",
      "Черемшина",
      "Луна, луна",
      "Только этого мало",
      "Лаванда",
      "Под музыку Вивальди",
      "Целую ночь соловей нам насвистывал",
      "Виноградную косточку бережно в землю зарою",
      "Всё пройдёт...",
      "Ты меня любишь, лепишь, творишь, малюешь...",
      "Как молоды мы были...",
      "Эхо любви",
      "Звёздочка моя ясная",
      "Liebe ohne Leiden" Udo Juergens, Jenny,
      "Die beruehmten drei Worte" в исполнении Анди Борга,
      "Hotel California" Eagles, 
      "Dance me to the end of love" в исполнении Леонардо Коэна
 
и о старости:

      "Целую ночь соловей нам насвисывал",
      "Пусть голова моя седа, зимы мне нечего бояться",
       романс "Я встретил вас" в исполнении И.С. Козловского.


Романтическое чувство жизни во мне углубили

- концерт Concerto for Traverso and Recorder in E minor Георга Филиппа Телемана особенно в исполнении бременского барочного оркеста;
- ария "Music for a while" из музыки к драме "Эдип" Генри Пёрселла (The song that got me into Baroque music);
- "Cessate, omai cessate" Вивальди (Antonio Vivaldi: Cantate "Cessate, omai cessate" - " Ah, ch'infelice sempre");
- Первая часть концерта Вивальди  Concerto for 4 Violins in B minor RV 580;
- Вивальди (Vivaldi Concerto for flautino in C major, RV 443 | Anna Fusek);
- Vivaldi Konzert RV 310, bearb. f;r Trompete und Orgel (Вторая часть Largo);
- Antonio Lucio V;VALD;: Viola D'Amore Concerto ;n A Minor RV.397, Ars Antigua (В начале концерта явное биение пылкого влюблённого сердца, а затем те, чувства и воспоминания, которыми оно полно.)
- Tomaso Albinoni: Premium Classics. Trumpet Concerto; (Особенно Largo)
- Музыка для лютни (Lute Music From Gottweig Manuscript);
- Robert de Visеe Prеlude et Allemande, Jonas Nordberg, theorbo;
- "Caprice No. 24" Николо Паганини;
- "Трио ми бемоль мажор, 2-я часть" Шуберта;
- " Вечерняя серенада" Шуберта; (Ф. Шуберт - Вечерняя серенада F. Schubert - Serenade)   
- "Лунная соната" (в ней струны клавира звучат внутри тебя, как твои собственные живые струны души); 
- "Аппассионата" Бетховена;
- "К Элизе" Бетховена;
-  20-й ноктюрн Шопена до-диез минор;
-   Шопен,  Etude op. 10 no. 12;
-  романсы "Соловей" Алябьева и "Жаворонок" М. Глинки;
-  "Грёзы" Шумана в хоровом исполнении;
-  "Ноктюрн" Глинки;
-  "Вальс цветов", апофеоз из "Щелкунчика" и "Октябрь" Чайковского";
-   Первый концерт Петра Ильича Чайковского для фортепьяно с оркестром (1 часть);
-  опера "Соловей" Стравинского;
-   "La Campanella"  Листа (Любимое исполение Dmitry Shishkin plays Liszt "La Campanella".
-  "Романс любви" Винсента Гомеса;
-   романс Неморино из оперы Г.Доницетти "Любовный напиток" (Andrea Bocelli Доницетти любовный напиток ария Неморино);
-   ария "Il dolce suono" из "Лючии ди Ламермур" Гаэтано Доницетти;
-  «Casta diva» (ария из оперы Винченцо Беллини «Норма»); 
-  "Песня Сольвейг" из "Пера Гюнта" Эдварда Грига;
-   ария Каварадосси ("E lucevan le stelle")  из оперы "Тоска" Джакомо Пуччини,
-  "Романс Надира" - из "Искателей жемчуга" Бизе в исполнении Геннадия Пищаева;
-  серенада Смита из оперы Бизе "Пертская красавица" в исполнении Геннадия Пищаева;
-   ария "Un bel di, vedremo" из "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини;
-  увертюра к "Волшебной флейте" Моцарта;
-  "Интермеццо" из «Сельской чести» Пьетро Масканьи;
-   Увертюра  к "Лоэнгрину" Рихарда Вагнера;
-   "Романс" ("Метель")Г.Свиридов;   
-   "Adagio For Strings" Сэмюэля Барбера;
-   вальс Евгения Доги; 
-   Увертюра к фильму "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" Владимира Дашкевича; 
-   музыка Нино Рота к  кинофильму "Ромео и Джульетта";
-   музыка Эдуарда Артемьева к кинофильмам "Солярис", "Молчание доктора Ивенса"; 
-   музыка Михаила Мееровича к  мультипликационному фильму «Ёжик в тумане»; 
-   музыка Джона Барри к кинофильму "Танцующий с волками";
-   музыка Тревора Джонса и Рэнди Эдельмана к кинофильму "Последний из могикан";   
-   музыка Джерри Голдсмита к кинофильму "Основной инстинкт";
-  "Просто помни о Боге" Джона Уильямса  из кинофильма «Список Шиндлера»
  (пронзительная мелодия солирующей скрипки, как бы нежно упрашивающая тебя не забывать...);   
- "Палладио" Карла Дженкинса;
- "Одинокий пастух" (1977) Джеймса Ласта;
- "Полёт"  Альфреда Шнитке (музыка к  кинофильму "Сказка странствий");
- «Chi Mai»  Эннио Морриконе; 

а так же песни:
 
- "Синяя бездна";
- "Кто тебя выдумал, Звёздная Страна";
-  Песня "Навсегда" Принца и Золушки композитора Игоря Цветкова из мультфильма "Золушка";
- "Под небом голубым есть город золотой";
- "Как прекрасен этот мир...";
- две песни Баснера из "Опасного поворота";
- "Страдая, падая, взлетая" Стаса Михайлова;
- "Where The Wild Roses Grow" Ника Кейва (в исполнении Кайли Миноуг и Ника Кейва );
-  "Последняя поэма" ("Я уплываю и ветер несёт меня с края на край");
- «Et si tu n’existais pas» Тото Кутуньо в исполнении Джо Дассена;
- «The Winner Takes It All» в исполнении Аббы", а так же её адаптация «Bravo Tu as Gagnе» в исполнении Мирей Матье;
- «Mon mec а moi» Франсуа Бернхайма в исполнеии Патрисии Каас;
-  «Les hommes qui passent» Дидье Барбеливьен в исполнеии Патрисии Каас;
-  "Bang Bang" Nancy Sinatra;
-  "Летнее вино"  в исполнении Lana Del Rey или Nancy Sinatra *SUMMER WINE* композитора Barton Lee Hazlewood;
-  «Дом хрустальный» в исполнении Александра Иванова и группы «Рондо»;
-  "Звезда",  в исполнении Агузаровой  "Жанна Агузарова - Звезда ("Музыкальный ринг" 1989)";
- "Still Loving You" Scorpions (1987);
-  "Don't Cry" Guns N' Roses;
-  "O Tannenbaum" в исполнении Heintje;
- "Stille Nacht, heilige Nacht" (Ночь тиха...) Рождественская песня Конрада Франца Грубера на стихи Йозефа Мора;
- колядка "Ой радуйся Земле, син Божий народився!"




                5. Живая природа музыки

Каждое музыкальное произведение для меня это живое существо. Оно спит в нотах, пробуждается и живёт в его исполнении и снова засыпает в конце.


                6. Музыка поэзии

Музыка таинственно живёт в поэзии (см. статью "О мелодичности русской поэзии" в разделе "Литературоведение").


                7. Музыка природы

Музыка звучит и в самой природе (см. статью "Природная музыка М.М. Пришвина" в разделе "Литературоведение").


                8. Музыка православного богослужения - рай на земле

Особое место в моей жизни занимает музыка церковного православного богослужения, музыка его будней и праздников. В них явно чувствуется начало новой жизни, рай на земле:

     "Благослови душе моя, Господа";
      "Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем";
     "Трисвятое";
     "Блаженны нищие духом";
     "Херувимская песнь Обиходная мелодия";
     "Тропарь и Кондак Богоявления Господня"
     "Плотию уснув яко мертв Царю и Господи";
     "Волною Морскою. Ирмосы канона Великой Субботы";
     "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы Твои поют на небеси...";
     "Стихиры пасхи. Обиходный распев";
     "Воскресение Христово видевше";
     "Тропарь, Кондак, Величание, Успению Пресвятой Владычице нашей Богородице";
     "Богородице, Дево, радуйся!";
     "Песнь Богородицы. Величит душа Моя Господа";
     "Под Твою Милость";
     "Царице моя Преблагая".

Духовные образы этих песнопений для меня наделены божественной жизнью, так что я даже не могу это передать словами. Они незримо живут в церковном пении!
 

                9. Музыка молитвы

Наконец,  молитва это тоже бессмертная музыка в которой начало возвращённого рая"  (см. статью "Бессмертная музыка Небес" в этом же разделе)*.

-------
* Статья начинается с музыки об утраченном рае, а заканчивается музыкой рая возвращённого.


 


Рецензии
Я время от времени заглядываю к вам на эти страницы, чтобы позаимствовать к.-л. произведение и для души послушать. Времени для музыки всё меньше и меньше. Тем сильнее она действует. Вашему вкусу вполне доверяю.
Благодарю, Владислав.

Борис Силуанов   21.12.2023 17:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Борис.

Я в свою очередь стал почаще молиться молитвой Иисусовой, прочитав Ваши статьи и эссе, за что Вам очень благодарен.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   21.12.2023 20:05   Заявить о нарушении
Мы прослушали 2, 3, 4 и 5-е произведения из первого раздела. С превеликим удовольствием. Правда я занимался хозяйственным делом и слушал, к сожалению, рассеянно, и различить их по названиям сейчас не смог бы, да и не стремился запомнить. Хоть последним слушался Глюк, в душе осталось звучать другое какое-то произведение, либо Марчелло, либо из Матфея. Мне кажется, Владислав, что раньше у Вас было в первом разделе названо ещё Адажио Альбинони... Куда дели? вам большое спасибо! буду ещё долго, Бог даст, заходить к вам слушать музыку. Душа получает пищу - то ли от людей, то ли с небес, или как-то соединенно.

Борис Силуанов   21.12.2023 20:43   Заявить о нарушении
Очень рад, Борис, что Вам понравились эти музыкальные шедевры. «Адажио» Альбинони (Ремо Джадзотто) я перенёс во второй, более широкий раздел. В музыке мы находим печаль об утраченном рае, а в молитве радость о рае обретаемом.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   21.12.2023 23:57   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владислав. С утра Литургия, Вечерня ( по тв), а теперь ещё послушал Моцарта Суд и Лакримозу, Акундинову, и наконец Арию Баха (без голоса, с инструментами). Всё - прекрасно, оживляет.

Борис Силуанов   06.01.2024 16:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.