Ивестные люди Илья Ефимович Репин

Интересные и малоизвестные факты  из жизни известных людей


"Он в свои семь лет впервые взяд в руки кисть и не выпускал её до самой своей смерти , создав множество шедевров живописи и все художники России современники ему безоговрочно признавали, что он худлжник номер один страны. И всего этого  он достиг упорным измождаюшим трудом и своим талантом "


Илья; Ефи;мович Ре;пин (24 июля [5 августа] 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств.

Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни. В своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанских и голландских художников XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.

Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина — «энциклопедия пореформенной России». Последние 30 лет жизни Репин провёл в своём имении Пенаты в Куоккале, в окрестностях Санкт-Петербурга. Из них 13 лет в вынужденной эмиграции, после передачи этой территории Финляндии. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

Как педагог воспитал целую плеяду прославленных художников: Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин, В. А. Серов.

Википедия


Он был настолько предан искуссиву, что будучи уже знаменитым зудожником он могг рисовать до потери  чувств.
"Так называемое вдохновение
- это в сущности награда за каторжный труд" - любил говорить он. от
Этот человек  совершил в живописи России, то, что в мущыке Мусоргский - настоящую революцию.
Этот человек - Илья Ефимовмч Репин . Он родился 24 июля (5 августа) 1844 года в украинском городке Чугуевев  Харьковской губерни Российской империи в семье военного поселенца.

Мальчик учился в училище
военных топографовТам впервые в семилетнем возрасте он взял в руки кмсть и стал рисовать с таким упорством, что носом его пошла кровь.
Соседи предрекали слабому ребёнку смерть, но он выжил и  снова принялся за рисование В 12 лет Илья упросил отца отдать его в обучение к художнику - иконописцу Бунакову. Репин быстро перенял навыки сложного ремесла.Его всё чаще стали просить расписать церковь или написать портрет.

Мечтая учиться  живописи дальше Илья к 19-и годам  накопил мто рублей и отправился в Петербург. По рекомендации преподавателя рисовальной школы  Крамского талантлмвый юноша был зачислен в Акалемию Художеств, которую закончил с большой золотоц медалью.

Слава пришла к Репину когда ему не было и тридцати лет. На Всемирной выставке в Вене показали его картину "Бурлаки на Волге". Художник работал нал этим полотном около пяти  лет, делая многочисленные зарисовки во время путешествия по Волге. Эта картина принесла ему европейскую известность

Получив право на поездку в Европу за счёт Академии Искусств Репин на три года отправился в Париж.

По возвращению в Россию,
Рениг страстно азялся за кисть, пробуя себя в различных направлениях живлписи.
Им создаются такие  известные картиы : "Не ждалм", "Крёсный ход в Курской еуберни" и "Садко".

Интересна история происзождения фразы "Картина Репина "Приплыли " . Такой картины у Ильи Ефимовича нет.
Происхождение эиой  фразы  таково :
В Сумской  зудожественной галерее имеется картина зудожника Льва. Соловьева , написаная в 1870- е годы "Монахи ("Не туда заехали"), на которой изображены монахи случайно заплыли на лодке на место купания деревенских женщин, часть из которых наги.
Эта картина в галерее висит рядом с двумя картинами И. Репина. В свящм с этим и родилась эта забавная путаница.

Репин активно стал общаться с  другими художниками и деятелями искусств.

К сожалению его юная ищббранниуа Елена Шевцова ьыла малообразована и роль хозяйки интеллектупльного салона, в который превратился дом её мужа оказался ей не под силу. Взаимное непонимание, бесконечные ссоры с битием посуды, а так же бурные увлечения Ильи Ефимовича привели к разрыву. Через 15 лет супружеской жизни Репины расстались.
Две старшие дрчери остались с отцом, младшая дочь и сын-с матерью, поскольку больше не могли выносить странности Ильи Ефимовича.Одна их них была мания спать на свежем воздухе. Однаджды Репин услышал, что холод полезен для здороатя и с тех пор заставлял  всю свою сеиью проводить на открытом балконе, получившем название из-за необычной формы "Аэроплан", даже в зимний холод. 
Для малолетних детей были сшиты
длинные  мешки  и они спали в вомнате с открытыми окнами.
Дом его даже в холодное время года почти не отапливался и в доме было очень холодно.
Так, как-то  Репин пригласил известного писателя И.Бунина  для написания его портрета.
Сочтя за честь , что его портрет будет писать сам Репин, писатель прибыл к Илье Ефимовичу домой. Впоследствии он споминает об этом визите:
"Вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина  в глубоких снегах, а в доме — окна настежь.

Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: «Вот тут я буду вас писать по утрам, . Эти слова меня просто убилиа, Мне , привыкшему к комфорту и домашнему уюту -  в течении нескольких дней мёрзнуть ? Нет, это выше моих сил.

Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал — страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…»

В 1885 году  Репин  завершил одно из самых известных своих исторических полотен "Иоанн Грозный и сын его Иван 16   ноября1581 года". ( в простонародии картину часто называют - "Иван Грозный убивает своего сына" )Репин запечатлил реальное событие - царь убивает своего сына .
Натурщиком сына  послужил один разнорабочий, увиденый Репиным на рынке города Чугуева.
Многие сочли картину крамольнойи купивший картину П.Третьяков должен был по распоряжению государя держать картину в закрытом  хранилице,и только в 1913 году Репинский шедевр стал доступен для обозрения.

После написания этой картины , от  переутомления произошёл  кризис в состоянии  здоровья Ильи Ефимовича, он стал часто болеть,
заболела, а потом и вовсе отказаоа правая рука, на время он перстал говорить,впал в депрессию.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят.

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. А позже художник придумал оригинальный способ — придумал подвесную палитру и более не держал ее в руках. Изготовленное по его просьбе и проекту изобретение крепилось на поясе при помощи ремней, тем самым освобождая руки для работы. Знаменитая подвесная палитра Ильи Ефимовича до сих пор сохранилась в музее-усадьбе «Пенаты».

Дважды картина подвергалась нападению, сильно повредлалась , после чего реставрировалась.
Первый раз это произошло еще при жизни её автора.
Иконописец Абрам Балашов бросился на картину  с сапожным ножом с криками «Довольно крови, слишком много крови!» и нанес три удара..  Картину переклеили на новый холст и сам Илья Ефиьович  с помощью . своего ученика художника И. Грабаря  провёл её .
реставрацию.

В 2018 году картину повторно повредилодин из посетителей музея, он стойкой ограждения нанёс три удара по картине.
После сложной реставрации картина вернулась на своё место в Третьяеовской галерее
только в 2022 году.
Реставрация обошлась в 10 миллионов рублей. Теперь она оснащена специальной защитной системой.

Подтверждением высочайшего мастерства Репина явилась его картина "Запорожцы пршут письмо турецкому султану" Репиг за 12 летработы над тим полотгли  сделал  сотни этюдов к нему и несколько раз переписал картину заново.
Художник тщательно изучал  одежду и предметы быта казаков  того времени под руководством историка Д. Еварницкого, который к тому же охотно позировал Репину в фигуре писаря.
Картину приобрёл госуларь Аоександр Третий за очень высокую по тем временам цену в 35 000 рублей.

Помимо бытовой и исторической тем своего творчества
Репин  был и замечательным портретистом. Он любил писать портреты люей с пышной действительности на голове, обладателей пышных причёсок. Срели позировавших художнику - его родные, крестьяне, жители Чугуева, писатель Лев Толстой, актрисса Стрепетова.композитор Мусорнский


Картина под нащванием " Прощание Пушкина с морем" (1887) — была создана Репиным в сотрудничестве с И. К. Айвазовским. Считается, что Айвазовский знал свою слабость в портрете, и сам пригласил Репина написать Пушкина в совместной картине. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский. И я удостоился намалевать там фигурку». Картина была написана в год 50-летия со дня гибели Пушкина, она хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге.

Но интереснаяя вещь - ортретное творчество  Репина сопровождало одно весь странное обстоятельство – многие, кому посчастливилось стать его натурщиками, вскоре отправлялись в мир иной.
И хотя в в каждом из случаев для смерти были некие объективные причины, совпадения настораживают…
Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси д'Аржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался. Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу.

В 1903  году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.

Когда Репин ннаписал  портрет  композитора Мусоргского –тот тотчас же, через 4 дня  после этого умер.
Репин, который очень уважал  Мусоргского
оранизовал сбор средств на надгробный памятник великому композиторе, в композицию которого входил барельеф Мусоргского , с портрета Репина.
Сам художник пожертвовал на пачятник значительную сумму.кк

Когда Репин написал  Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д'Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.

Как только Репин закончил портрет, премьер-министра Столыпина , тот уехал в Киев, где и был убит.
В "опрадлание" Ильи Ефимовича стоит отметить, что некоторые умершие  фигурпнты его портретов  на момент создания портрета былитяжело больны.

В 1915 году году стихи Маяковского произвели на Репина большое впечатление .
— "Я напишу ваш портрет!" — предложил  он поэту.
—" А я — ваш! — ответил Маяковский и быстро тут же, в мастерской, сделал с Репина несколько карикатур, которые вызвали большое одобрение художника. Один из рисунков особенно привлек внимание художника.

Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисунок вызвал жаркое одобрение художника.
— "Какое сходство! И какореализм!" — заключил Репин.

Но портрет Маяковского Репин  так и не написал.
Когда поэт пришёл в мастерскую Репина, и увидев его тот воскрикнул: "Что Вы налелалт? О!"
Оказалось, что Маяковский, идя на сеанс, нарочно зашел в парикмахерскую и обрил себе голову, чтобы и следа не осталось от тех «вдохновенных» волос, которые Репин считал наиболее характерной особенностью его творческого облика и хотел запечатлеть. «Я хотел изобразить вас народным трибуном, а вы…» И вместо большого холста Репин взял маленький и стал неохотно писать безволосую голову, приговаривая: «Какая жалость! И что это вас угораздило!» Маяковский утешал его: «Ничего, Илья Ефимович, вырастут!»Видя, что такой Маяковский не вдохновляет художника, Маяковский вежливо отказался позировать.

В 56 лет Илья Ефимович познакомился с женщиной, которая стала его другом, близким человеком и второй женой - Натальей Борисовной  Нордман-Северовой. Она помогала ему в работе над картинами, а он писао её портреты.
Корней Чуковский вспоминал, что Репин души в ней не чаял. В Куокколе, в двух часа з езды от Петербурга Наталья  купила  усадьбу Пенаты, жлесь художник творил, а по средам принимал  гостей Соеди них часто были Горький, Шаляпин и живший с Репиным по соседству Корней Чуковский.

Описывая в мемуарах свою жизнь в 1916 году, Владимир Маяковский отметил, что денег у него тогда не было совсем и выжил он исключительно благодаря «репинским средам».

Атмосфера на этих встречах была удивительно демократичная. Репин запросто мог сесть за один стол с самыми простыми людьми. Слуги же и вовсе обедали с ним постоянно, что было удивительно для России того времени. Илья Ефимович считал, что хорошее отношение и вегетарианская пища способны сделать людей добрее, и всегда старался помочь ближнему.

То что происзодило на этих приемов с жаром обсуждалось на страницах газет.
Ярая вегаторианка Наталья Борисовна
кормила гостей супом и котлетами из сена.
Онабыла обрзована и умна,  писала пьесы. В одной из них под названием
"Ласточка права" в "Новом театре" Петербурга 5 февраля 1910 года прощла постановка спектаеля , в котором участвовади литераторы,
Репин играл роль дворника — одного из людей народа, которого главная героиня пьесы — эмансипированная девушка, увлеченная идеями равенства и конституционализма, приглашает в гости на чашку чая в попытке преодолеть консерватизм своего жениха.
Вот что об этом писала газета «Русское слово»: на «спектакле литераторов» в Петербурге привлек к себе всеобщее внимание знаменитый передвижник И.Е.Репин своим гримом и своей рой в роли дворника.
Шла пьеса Северовой «Ласточка права». Публика устроила И.Е.Репину овацию.


Несмотря на то что Илья Ефимович  был вполне обеспеченным человеком, он   не позволял себе никаких значительных трат (словно предвидел, что умрет практически в бедности).
Он, если можно так выразиться , был весьма   бережлив до скаредност.и
Он не пил дорогой тогда китайский чай ( котороый очень любил) оставляя его до торжественных случаев.Так, узнав, что по утрам билеты в петербургских трамваях стоят пятачок, а не гривенник, он старался приезжать в столицу спозаранок.. Когда его дочь Вера нуждалась в услугах массажиста, Репин предложил: «Ты возьми на один сеанс массажистку, заметь ее приемы и делай сама себе массаж!»
При этом художник был завален заказами, и все знаменитости хотели, чтобы их портрет писал «сам Репин».
Но при всём том Илья Ефимович  иногда жертвовал большие суммы нуждающимся знакомым
Регулярно Илья Ефимович устраивал праздники, на которые приглашал местных жителей. Самый шумный из них состоялся в «Пенатах» 19 февраля 1911 года. В торжественной обстановке художник отметил 50-летие отмены крепостного права. По средам двери дома художника открывались для всех желающих.

После 1917 года Куоккола, где находилось имение Рептных  отошла Финляндии ( Выборская губерня Финлянлии )и художник эмигрантом.
Вернуться в Россию ему не давал страх перед коммунистами

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища

Место для собственной могилы Репин также выбирал сам. Илья Ефимович долго колебался между несколькими вариантами и в конце концов остановился на маленьком холмике под соснами. Достаточно часто он приходил туда, чтобы работать. По просьбе художника знакомый фотограф несколько раз запечатлел его на фоне будущей могилы.

Ильи Ефимовича остановилось 29 сентября 1930 года. Неделю спустя его похоронили в маленьком склепе, возведенном на том самом холмике. По воле гениального живописца в его память был установлен самый простой деревянный крест. Впрочем, настоящий памятник себе Илья Ефимович создал еще при жизни, написав множество гениальных картин.


Рецензии