Досужие рассказы Сатаны 19 Верить верь да проверь

Мой авторский сайт: https://www.danberg.net/


                Досужие рассказы Сатаны

                19 Верить верь да проверь

1

В жизни земных обитателей великую роль играют традиции. В настоящем рассказе я не намерен говорить о пользе этого феномена. Выгоды от следования устоям и без того несомненны, очевидны, и я бы даже сказал, что, иной раз, они колют глаз. Лучше я укажу на оборотную сторону медали и назову два изъяна, исконно присущих соблюдению неписаных законов.

Во-первых, доверие людей к традициям и слепое следование им атрофируют нюх к новому и прогрессивному. Уклонение же от прогресса означает деградацию. Во-вторых, усыпляющая сила обычая притупляет бдительность даже самых чутких двуногих, и они становятся неспособными предвидеть бедствия стагнаций всех родов.

Мне, Сатану, претят умозрительные рассуждения. Я люблю выражаться конкретно, чтобы даже самые неразвитые из вас, дорогие мои читатели, запросто понимали мои мысли, отдавали должное их проницательности, и, конечно, соглашались со мной. 

Вот я говорю о слабости человеческой, но ради торжества истины не стану скрывать, что даже ангел Господень иной раз подвержен гипнотическому действию традиции. Да-да, я имею в виду самого себя, свою давнюю ошибку, источник и причину моих огорчений по сей день.

“Так о какой же такой традиции ты говоришь, Сатан? Скажи, наконец!” – возвысит голос читатель, проявляя справедливое нетерпение. Отвечаю. Я разумею принятую у нас на Небесах и известный землянам стародавний обычай принимать к рассмотрению рекомендательные письма от мудрецов, посылаемые ими вдогонку почившим навеки. Высший суд, определяя, где пребывать усопшему – в раю или в аду – всерьез относится к мнению смертного. Но разве всевидящему воинству Господню, сверху глядящему на земные дела, требуются подсказки? Да и кто поручится за добросовестность человеков?

Теперь пришло время оставить в стороне утомительные абстракции и перейти к обещанной конкретности.

2

Жил в одной деревне простой парень, крестьянский сын, и звали его Урия. С юных лет он влюбился в бедную соседскую девушку по имени Батшева, сиротку, пригретую милостью родичей. С тех пор как полюбил, не мыслил Урия судьбу свою без Батшевы.

Пришел срок, и престарелые родители Урии решили, что пора женить отпрыска. Люди простые, но душевные, не пошли они против сыновнего сердца и позволили Урии взять в жены сироту-бесприданницу. Помогали молодоженам старики, насколько хватало их угасающих сил, да могли-то они совсем мало. Вскоре смерть забрала их чистые души. Урия с Батшевой жили теперь втроем – он, она и любовь.

Бедность толкнула Урию на поиски места наймита. Он нашел богатый дом в ближайшем городе и нанялся к хозяину на год. По уговору ел труженик с хозяйского стола, одежду для работы дал ему наниматель – свою, старую, а спал Урия в сенях. По прошествии года хозяин должен был расплатиться с Урией и отпустить его. Поскольку деревня располагалась близко к городу, Батшева навещала мужа, да и Урия наведывался домой, когда позволял наниматель. По прошествии нескольких счастливых месяцев, Батшева сообщила Урии на ушко радостную весть.

Какую только работу не исполнял Урия у хозяина! Сеял, косил, полол, молотил, стриг овец, доил коз и коров, изготовлял творог и сметану, сбивал масло и, наконец, обихаживал хозяйских малолеток. “Всякое умение – мне на пользу, - радостно думал труженик, - вот закончится год, получу хорошие денежки, и вернусь домой к Батшеве и младенчику нашему, заведем хозяйство – то-то заживем!”

Хозяин, человек просвещенный и обходительный, прекрасно относился к работнику. Кормил сытно – обильные остатки семейного обеда со щедростью отдавал трудяге. Поскольку любил наряжаться, заменяя новое на новейшее, часто баловал Урию почти неношеным платьем. Незаметно за работой пролетели дни, окончился трудовой год, и явился Урия за расчетом.

Договор у хозяина с работником был цивилизованный – расплата не щелками в лоб нанимателю, а денежками в карман наемнику. Случилась, однако, непредвиденная Урией пренеприятнейшая история. 

 - Спасибо тебе за стол и дом, а я пришел за положенным мне! – весело начал Урия.

 - Извини, дружище, нет у меня денег, - жалобно произнес хозяин.

 - То есть как это – нет? – спросил ошарашенный Урия.
 
 - Потратился. Сам ведь знаешь, как трудно мне деньги достаются. Да и дорого все.

 - Нет денег – расплатись со мной зерном!

 - Милый ты мой, где ж я зерна-то тебе возьму? Урожай выдался беднейший! – утер набежавшую слезу наниматель.

 - Корову или коз отдай! – всерьез рассердился Урия.

 - Да ведь у меня семья огромная, семеро по лавкам! Без молока оставить деток? – всхлипнул хозяин.

 - Нарежь мне надел земли! – в бешенстве вскричал Урия.

 - Да земля-то больше не моя! Заложена-перезаложена! – простонал хозяин и горько заплакал.

Вымолвивши это, наниматель бросился к Урии, попытался его обнять, дабы пожалеть беднягу и получить от него свою долю сострадания, а тот отшвырнул обманщика, и вышел, громко хлопнув дверью.

3

Батшева успокаивала, как могла, сокрушенного неудачей Урию. Ласковое слово хоть и не великая подмога, а всегда к месту. От пустяка унываем и пустяком утешаемся. “Правда на твоей стороне, любимый, - говорила жена мужу, - у тебя есть верный защитник. Возвратись в город, явись к главному мудрецу, и он рассудит дело по Книге, и принудит хозяина заплатить!” И поступил супруг по совету супруги.

На подходе к цели заметил Урия, что вышел из дома мудреца бывший его наниматель. “Побывал он там вперед меня. Дурной знак!” – подумал Урия.

Мудрец принял Урию приветливо, говорил с гостем уважительно, ровно прежний хозяин.

 - Я честно трудился, и положена мне законная плата, но не желает рассчитываться со мной наниматель, - воскликнул Урия.

 - Возможно, Урия, положено тебе кое-что, но вопрос сей сложный, не однозначный, - заметил мудрец.

 - Сказано же в Писании, мол, нельзя задерживать мзду наемнику, ведь беден он, и ждет платы душа его! Не так ли, мудрец?

 - Похвально, Урия, что ты немного из Книги знаешь, хоть и не вполне точно. Однако Писание затейливо устроено. Чтобы правильно понимать его, кроме гибкого ума и глубоких знаний, честность и добрая воля требуются, ибо найдешь в нем основание любому на свете делу.

 - Да ведь мое-то дело – простейшее!

 - Давай разберем. Для начала спрошу тебя, знаешь ли ты, что бывший твой хозяин – человек милосердный и щедро жертвует на вдов и сирот?

 - Впервые слышу. Ну, допустим. И что же?

 - Позволь и мне, Урия, дерзнуть, да воспользоваться скромной ученостью моей, - сказал мудрец, - прописано в Книге: “Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте”. Это ведь Господа завет! А кто нарушит его, на того возгорится гнев Божий!

 - А к моему делу это разве имеет касательство?

 - А разве нет? Ведь Батшеву ты сиротой в жены взял! Кому, как не тебе, ценить благотворительность?

 - Бедняжка Батшева милостью родичей жила, своего куска не имела и гроша благотворительного не видала!

 - Ах, Урия, оставим мелочи житейские! Беседа наша о высоком, о духовном. Раскинь умом, куда ты метишь? Задумал обобрать до нитки, по миру пустить человека огромной души, милосердного к слабому, радетеля справедливости? Кабы лучше знал ты Писание, вспомнил бы, как некто алчный и жестокосердный отнял у соседа единственную овечку. Разоряя хозяина, ты обрекаешь на голодную смерть несчастных вдов и сирот! Не боишься греха?

 - Извратил ты притчу, наизнанку вывернул! Прощай! – в гневе вскричал Урия и стремглав вышел.

“А ведь знает, плут, что в Книге написано!” – подумал мудрец, спровадив непрошеного гостя.

Повесивши голову, вернулся домой Урия. “Не отчаивайся, сердечный ты мой, - успокоила мужа Батшева, - отправляйся к Сатану, он непременно поможет. А если и нет – тоже не беда! Проживем и так. Трудиться будем, деток народим, и любовь меж нами – вот что главное!”

Пришел ободренный Урия ко мне за правдой. Выслушал я его, выразил искреннее сочувствие, но вмешиваться не стал. А зачем? Ненавязчивость – лучшее утешение. Правота его яснее ясного, а грех хозяина – вопиёт. Стало быть, нет сомнения, что, если праведную жизнь проживет Урия, то ждет его место в раю, а нанимателю пора подумать об адских муках. Я присоединился к оптимизму Батшевы и напутствовал гостя: “Трудитесь, любите, деток рожайте!”

Урия прожил жизнь праведником. Вышло же, однако, что очутился он в аду, а наниматель его – в раю! А причиной тому стала рекомендация известного уже нам мудреца, которую принял во внимание Высший суд. Вот оно, действие скверной стороны традиции! А я-то где был? Понадеялся на наше Небесное нелицеприятие. Не проверил. Горе мне!    
 
Полностью произведение опубликовано здесь:

https://s.berkovich-zametki.com/y2021/nomer4/berg/
https://s.berkovich-zametki.com/y2022/nomer1/berg/



 






    

 


Рецензии
Ну, тут Сатан опять наврал. Конечно, есть такие рвачи - наниматели, и есть продажные мудрецы, но чтобы обманщика в рай отправили, а честного работягу в ад? Сказки все это, ни за что не поверю. Вот если бы Урия обманщика зарезал и все деньги, какие полагается, силком взял, тогда в ад, хотя, по-человечески, так было правильно. А так вранье. с уважением. удачи в творчестве.

Александр Михельман   12.08.2022 19:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша.
Ну какое же это вранье? Всё - чистая правда, от "а" до "я"!

Дан Берг   12.08.2022 20:43   Заявить о нарушении