Нюансы истории

Глядя, какой на меня произведёт эффект эта весть, Лёнька, склонный к сенсациям, самодовольно изрёк:
—Вот здесь и кокнули Николашку.
Папа у него был близок к секретарю обкома и много чего знал, о чём большинство даже не догадывалось.
1980-й. Свердловск. Мы в увольнении. Прогуливаемся по центру города и болтаем о разном. Лёнька, местный товарищ, поэтому выступает в роли гида.

В новую тему я вник не сразу:
—Какого Николашку?
—Царя. Второго Николашку, — пояснил Лёнька. — И семейку его здесь всю грохнули. Бах-бах — и нет Романовых!
Приятель даже продемонстрировал жестом, имитирующим стрельбу из пистолета, как это, по его мнению, случилось.
Со стороны это смотрелось диковато. Речь шла всё-таки о людях.
Оправдывало Лёньку лишь одно — возраст. Я всё-таки был чуть постарше и осмотрительней в поступках.

Тогда я не знал, что произошло с императором после Революции. В истории СССР, которую изучал в школе и в институте, об этом — ни слова. Был царь в России, отрёкся в марте 17-го. А куда делся потом? Да, честно, и не задумывался я об этом. Мои сверстники в большинстве своём — тоже. По молодости, история часто кажется скучной сказкой, не нужной никому совершенно. Со временем доходит, что история и собственный опыт это одно и то же средство от глупости. Без него ты обречён всю жизнь изобретать велосипеды и спотыкаться о старые грабли.

Итак, трагедия разыгралась здесь. Вот прямо передо мной. Потом, спустя годы и годы, на этом месте установят великолепный Храм-на-крови, освящающий память о погибшем царском семействе. До 1974 года здесь был дом Ипатьева. В правление Ельцина строение снесли по приказу из Москвы. А пока перед глазами — пустырь. Бурьян в лес ростом. Ничего больше. Вдали — кинотеатр «Космос», речка Исеть. За спиной — Дворец пионеров (сейчас — Дворец творчества детей и молодёжи).

Давно это было, но случай, долгое время скрываемый русской историей, оставил след в памяти. Позднее оброс подробностями. Большинство из них ужасающи. Выводы, правда, я сделал не только из него. Утаивание фактов — вообще опасная штука. Чревата сюрпризами. Многие неприятности можно предотвратить, не ослепляя себя намеренной ложью.

Не хочется говорить про Украину, обрыдла она уже. Но пример показателен. Если бы мы не лепили из неё верного друга, отбрасывая всё, что этому противоречит, не было бы никакой Беловежской пущи, майдана и СВО. Мы бы просто раздали всем сёстрам по серьгам. Не дарили бы Крым, другие веси и города российские, а вручили лишь то, чего заслуживали эти хлопцы после предательства Мазепы.

Каждый уверен, что именно ему дано ухватить нить Ариадны, и она обязательно выведет из полосы неудач в светлое будущее. Надежда. Иллюзия из иллюзий. Глупейшее из возможных заблуждений. Но без неё никуда.
К чему это я? А просто о жизни. Той, которая постоянно мозолит нам глаза и той, о которой мы ничего не знаем. На горе себе или радость.


Рецензии
Здравствуйте, Яков. В молодости я тоже не задумывался, но откуда-то знал. Сейчас не помню, при изучении истории в школе или институте, но этого не скрывали, убеждали, что была историческая необходимость. Вот открыл энциклопедический словарь 1954-го года издания: "Николай II Александрович... Расстрелян 17 июля 1918 в Екатеринбурге (ныне Свердловск) по постановлению Уральского областного совета".
В своей повести "Переселенцы" я описал реальный исторический эпизод произошедший в пригородном селе в 1922-м году. На площади перед церковью, без суда, по решению местных активистов, в присутствии всех жителей - женщин и детей, провели казнь многодетной семьи. От села до города 16-18 км, в городе есть власть, следственные органы, тюрьма, гражданская война кончилась. Никакой ответственности за содеянное никто не понёс. Когда я задавал вопрос отцу, деду, тётке - свидетелям этого события: "Как это могло быть?", то получал один и тот же ответ: "Время было такое".
К чему это я? А просто о жизни.

Алексей Борзенко   17.08.2022 07:22     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей! Человек Вы вдумчивый, интересный. В пору своей армейской молодости я был, похоже, легкомысленней, поэтому не знал многих очевидных вещей. И хотя историю в институте я сдал на "отл", про судьбу царской семьи действительно ничего не знал. Или она просто не зацепилась в памяти. В Свердловске я стоял к ней лицом к лицу. Когда не было ещё ни одной видимой приметы давней трагедии. Только бурьян. Но я верил Леньке. Его отец был одним из замов Ельцина, тогдашнего первого секретаря Свердловского обкома. Уже после армии, в 91-м, я побывал в городе снова. На месте дома Ипатьева уже стоял памятный камень. Среди того же бурьяна. Ну, а потом появился Храм, и ничего таинственного в этой истории уже не стало.
Словом, рассказ мой вовсе не о том, кто чего знал, а кто нет. А просто о первых впечатлениях о событиях, которые нам представляются таинственными.

С уважением!

Яков Богорад   17.08.2022 09:16   Заявить о нарушении