Жизнь как кино

Сидел на своей любимой площади перед метро и пил кофе. Это место мне нравится тем, что оно представляет собой большое открытое пространство. Видно небо, дома, и люди постоянно проходят мимо, причём сразу во многих направлениях. Интересно наблюдать из неподвижности за этим движением. Так как я большой поклонник кино и, как мне кажется, профессионально занимаюсь его исследованием, то часто смотрю на мир как на кино. И ведь правда: есть много общего в том, как видят мои глаза и как видит снимающая камера оператора.

Часто, когда фильм смотрел уже не один раз, или он не очень интересен, переключаешься на наблюдение за тем, как фильм снимался. Мы воспринимаем кино как непрерывное действие в развитии сюжета. Но на самом деле, кино снимается кусочками, а потом монтируется. Соседние кадры фильма могут сниматься совершенно отдельно друг от друга, даже в разные дни. Например, финал фильма могут снять в самом начале. И я стараюсь увидеть эти кадры порознь, как бы глазами режиссёра или оператора. Один кадр длится до момента выключения камеры (от момента, когда говорят "мотор!", до момента команды "стоп!"). Как только в фильме камера переключается, это уже другой кадр. Это заметить несложно. Например, в начале кадра герой выходит из дверей здания, останавливается, озирается вокруг, а потом идёт через площадь. Камера поворачивается и герой удаляется от камеры. А затем камера уже снимает с другой точки, с противоположной стороны площади, герой приближается и подходит к киоску купить газету. Вот уже два кадра. И в каждой актёр должен стартовать с определённого места. А мы воспринимаем это, как непрерывное движение от здания к киоску. Каждый раз при съёмках каждого кадра (если набраться терпения, можно подсчитать, сколько всего кадров в фильме) режиссёр объясняет, что актёр должен делать.

Ещё интереснее, когда двигается массовка. Здесь может участвовать большое количество людей, и каждый должен знать, куда он двигается и что при этом делает. Движение также начинается по команде. Всё должно быть синхронизировано.

Так вот, сижу я на лавочке и вдруг воспринимаю всё как кино. Как будто где-то есть невидимый режиссёр, который управляет всеми движениями. А мои глаза — это камера оператора. "Вы двое пошли в этом направлении, а теперь ты на самокате проезжаешь туда...рабочие в спецовках, ваш выход, идёте сюда и размахиваете руками, споря и ругаясь..." И так далее. Так интересно стало сразу наблюдать за людьми. Всё воспринимается уже не как отдельные не связанные друг с другом события, а как фильм, где все движения людей взаимосвязаны, подчинены некоему замыслу.

Когда я ещё немного глубже ухожу в наблюдение (съёмку), то из наблюдателя превращаюсь в такого же участника фильма. По замыслу режиссёра я сижу на лавочке, пью кофе, а кто-то ещё наблюдает (снимает) за всем этим чудесным действием, разворачивающимся на площади. Этот наблюдатель — это моё истинное Я. Я — не та личность, которая пьёт кофе, а какая-то другая сущность, которая воспринимает всю картинку в целом в движении, но наблюдает за ней из неподвижности.


Рецензии