Немного о старом Свердловском драмтеатре
Свердловский драматический театр открыли в 1930 году на месте дореволюционного магазина мануфактуры купца Второва и соседних торговых лавок на улице Вайнера (бывшей Успенской). По проекту инженера Шеймана было построено театральное здание с простым фасадом, имеющее внутри всё необходимое: зрительный зал со сценой, просторное фойе, репетиционные, гримёрные и служебные помещения.
С довоенных лет я ходил в драмтеатр, сначала с родителями, потом самостоятельно. Был знаком с сыном заместителя директора этого театра, моим ровесником Аликом Соколовым. Несколько раз проходил с ним на репетиции. Было интересно. К сожалению, не могу вспомнить актёров, которых успел тогда увидеть, кроме вальяжного Всеволода Ордынского, работавшего в театре с открытия в 1930 году. Он запомнился в роли горьковского Егора Булычёва. Наша связь с Аликом вскоре прервалась. Через несколько лет я узнал, что он окончил режиссёрский курс ГИТИСа и с 1960 года стал режиссёром, а в 1967--81 годах Александр Львович Соколов был главным режиссёром Свердловского драмтеатра. По-видимому, успешным. Помню, что иногда драмтеатр даже называли «театром Соколова».
Нас, рядовых зрителей больше интересовали игравшие на сцене актёры. В эти годы я видел замечательных артистов разных поколений. Например, наверху фотографии, рядом с портретом Соколова фото Константина Максимова – ветерана, работавшего в театре с 1931 до 1983 года, и прелестной молодой актрисы Елены Захаровой (1953 -- 85). Выделил их из длинного списка коллег лишь потому, что лучше запомнил.
Но прославился на всю страну Свердловский драмтеатр ещё в 1944 году, когда во время гастролей в Москве показал пьесу Чехова «Дядя Ваня». Ведущие актёры Борис Ильин (Войницкий), Елизавета Аман-Дальская (Елена Андреевна), помянутый выше К. Максимов (Астров) и другие участники постановки реализовали замысел режиссёра Е. А. Брилля. Казалось бы, десятки раз игранная в лучших столичных театрах пьеса, исчерпала возможности нового сценического творчества. Но Ефим Александрович сумел освежить взгляд на чеховские «Сцены из деревенской жизни», порой замутнённый многолетней традицией.
Одновременно Брилль, провозглашавший: «Играем – всё!», заново поставил комедию «Собака на сене» Лопе де Вега, с блестящим Борисом Молчановым в роли Теодоро (на фото 4-й в нижнем ряду), потом «Сирано де Бержерак» Ростана. А в 1945 году поставил ещё и «Отелло» Верди с Арнольдом Азриканом в Свердловском оперном театре -- спектакль, получивший сталинскую премию.
Но долго хорошо не бывает. В 1946 году вышло постановление ЦК ВКП(б), признавшее неудовлетворительным репертуар драматических театров. Оказалось, что пьесы советских авторов на современные темы вытеснены из репертуара крупнейших драмтеатров страны. Подсчитали, что, например В МХТ из 20 спектаклей лишь 3 посвящены советской жизни, в Малом театре тоже из 20 -- 3, в Ленинградском театре им. Пушкина из 10 -- 2 и т. д. ... в Свердловском драматическом театре из 17 -- 5 спектаклей поставлены на советские темы (даже лучше других!) Но всё равно пришлось менять репертуар. В 1947 – 52 годах Брилль поставил спектакли: «Мужество», «Победители», «Дорога первых», «Приваловские миллионы», «Ревизор».
1946 -- 52 годы в СССР. Культурная изоляция. Поиски русских приоритетов. Борьба с «безродными космополитами». Нарастание антисемитизма. Репрессии против евреев и еврейской культуры. Теперь всё это описано и осуждено. Если вы забыли или не знали, можете прочитать подробности в интернете. Я просто хочу напомнить, что выдающийся театральный режиссёр, научивший и воспитавший многих артистов, поднявший Свердловский драмтеатр на всесоюзный уровень, член партии с 1941 года, Ефим Александрович Брилль был оклеветан и уволен из драмтеатра в 1952 году. Он покинул Свердловск, но был, конечно, востребован, успешно работал потом в театрах Уфы, Челябинска и Киева, где в 1959 году скончался в возрасте 63 лет.
В 1990 году Свердловский драмтеатр получил новое здание на Октябрьской площади, созданной на берегу городского пруда после сноса дореволюционной застройки с набережной Рабочей молодёжи и прилежащих улиц. В здание театра я не заходил. Но здесь, на набережной прежде стоял дом № 12 с мезонином и садом, где в начале 30-х годов я рос от 3 до 10 лет, и который хорошо помню. А старый драмтеатр на улице Вайнера, говорят, сгорел; и на его месте, как и до революции, открыт магазин – торговый центр «Успенский».
Свидетельство о публикации №222081300139