Балах - один из городов Лакза

К XI в. средневековое государство Лакз включало в себя большую территорию на правом берегу Самура. Определить более четко границы Лакза позволила бы идентификация топонима, зафиксированного в источниках как «Балх» или «Балах/Булах». В известном списке назначений Ануширвана упоминается о княжестве «Бахх», правитель которого был переподчинен Сасанидам в период усиления иранского присутствия на Кавказе. Так, ал-Балазури сообщает:


«И назначил [Ануширван] владетеля Бахха царем над ним».
В армянских источниках, в частности у Гевонда, местность с похожим названием «Бех» (вариант — «Бел») названа гаваром, т. е. районом Албании, расположенным по соседству с гаваром Шак'е (араб. Шакки или Шакин). После этого название «Бахх/Бех» исчезает, зато появляется «Балх». В Румянцевском списке «Дарбанд-нама» строительство Балха ошибочно приписывается Хосрову I Ануширвану, а в одном из петербургских списков говорится только о восстановлении Ануширваном города (должно быть — цитадели) по указанию его отца, Кавада.


В.Ф. Минорский отмечал, что речь у ал-Балазури однозначно идёт о Балхе, но месторасположение его пока неизвестно. М.А. Казем-бек, А.Я. Гаркави, а вслед за ними М.И. Артамонов и другие исследователи помещали Балх на территории Среднего Дагестана, на месте расположения Баланджара. Здесь на помощь приходит Мас’уд б. Намдар, хорошо знавший географию Ширвана и соседних с ним княжеств, поскольку ему неоднократно приходилось посещать их с различными поручениями ширваншаха. Говоря о забавных совпадениях, он предупреждает о том, что Хорасан не следует путать с Хирсаном, а «купол ислама» Балх («Балх куббат ал-ислам») с Балхом в неарабской стране Лакз («Балх ал-Лакз фи-л-'аджам\ городом, расположенным в чаще лесов»). Таким образом, во времена Ибн Намдара, т. е. в середине XI в., область Балха находилась под властью Лакза.


Как пишет профессор А.К. Аликберов, «поскольку лакзы никогда не контролировали Средний Дагестан, необходимо переместить географию поисков этого Балха (или похожих на него топонимов) на юг», тем более что древний, по мнению В.А. Лившица, среднеперсидский или даже бактрийский бахл с более поздней метатезой баях обозначал не что иное, как «город». Более или менее уверенная идентификация Балха, о котором говорит Мас’уд б. Намдар, возможна только с двумя населенными пунктами на территории исторического Лакза — городом Билидж (совр. п. Белиджи Дербентского района Дагестана), точнее с территорией его старой застройки в Южном Дагестане, и городом Балах/Булах (совр. Балакен; азерб. Balak;n; авар. Bilkan; лезг. Балах/Булах — город, административный центр Балакенского района современного Азербайджана) в Закавказье.


Действительно, графическая основа обоих слов совершенно идентична; различие только в диакритике: оно сводится к расположению точки под или над последней буквой. В современном Северном Азербайджане, локализуется и Хирсан, связанный с «Балхом в стране Лакз». Далее, Белиджинское городище не находится на реке, текущей в сторону Грузии. Зато на одной из рек, текущих в Грузию, расположен «Балах» или «Балаха» (перс. Балахан; совр. Балакен).

В списке Кз «Дарбанд-нама» этот топоним зафиксирован в форме «Булах», что в переводе и с тюркских языков, и с языка лакзов означает «родник». Соответственно, название «Булахан», с иранским суффиксом мн. ч. -ан, должно переводиться как «место, изобилующее родниками»; ср. с характеристикой Лирана в «Китаб ал-масалик» ал-Истахри как страны, «внутри которой имеются родники, падающие каскадами». Территориально это владение, находившееся между Ширваном и Лакзом, соответствует месторасположению совр. Балакена.


В отличие от Билиджа, Балакен до сих пор окружают леса. М. Каланкатуаци упоминает об области «Балк» в Закавказье, расположенной по соседству с Сюником, а также о «краях» Булхар, Хойта и Патгос, на которые претендовал владетель Армении, Иверии и Албании. Сопоставив эту информацию со сведениями ат-Табари о «четырех педоспанах», которым Хосров I Ануширван при вступлении на престол разослал письма, Ш.В. Смбатян в комментариях к тексту Каланкатуаци соглашается с Г. Гюбшманом и Н. Адонцем, согласно которым «слово падгоспан такого же происхождения, что и marz-pan», т. е. «хранитель» или «начальник страны, края». Неизвестно, что подразумевается под Патгосом: территория современного Дагестана или какой-либо другой области. Каланкатуаци описывает кампанию «Хазр патгоса» именно в контексте хазарских походов; правитель княжества «ал-Кирадж», расположенного в центре дагестанских владений, ещё в X в. титуловался, согласно ал-Мас’уди, марзубаном.


«Край Булхар», в свою очередь, вызывает в памяти прямую ассоциацию с «княжеством Бахх» в тексте ал-Балазури, гаваром «Бех» или «Бел», который армянский историк Гевонд размещал по соседству с Шак’е (Шакки), а также населенным пунктом «Булах» из «Дарбанд-нама». Местные топонимы часто используются и в форме множественного числа (ср.: Билидж — Билиджар, Крка — Кркар и др.), так что в указанном смысле названия «Булах» и «Булахар» совершенно идентичны. Речь идёт об одной и той же территории, которая ранее входила в состав Кавказской Албании, а затем стала частью Лакза, пока и он не распался на более мелкие владения: в XIII в. Йакут ал-Хамави пишет уже о нескольких владетелях Лакза, продолжая называть их маликами. Таким образом, теперь понятно, на что именно обращал внимание Мас’уд б. Намдар: на схожесть топонимов «Хорасан — Хирсан» и «Балх — Балах/Булах», которые в арабской графике пишутся почти одинаково, но произносятся по-разному и обозначают далеко не одно и то же. В Балхе, «куполе ислама», жили хорасанцы, а в «лакзанском» Балахе/Булахе — хирсанцы.


На совершенно определенную связь между Балахом и Лакзом указывает, по мнению профессора А.К. Аликберова, также и Абу Бакр ад-Дарбанди в «Райхан ал-хака’ик». Так, средневековые учёные — выходцы из Балаха, имели две нисбы: «ал-Балахи» и «ал-Лакзи». Абу-л-Валид ал-Балахи ад-Дарбанди (ум. в 456/1064 г.), был в свое время широко известен всему мусульманскому миру, а сын его — Маммус ал-Лакзи, друг и наставник Абу Бакра ад-Дарбанди, — создал популярную хронику «Та’рих ал-Баб».


Ал-Хасан б. Мухаммад б. 'Али б. Мухаммад ад-Дарбанди ал-Балахи ас-Суфи — один из самых известных в Халифате историков и знатоков хадисов из числа выходцев из Лакза и всей «пограничной области». Биография Абу-л-Валида приводится многими средневековыми мусульманскими авторами. Родился шайх в городе Балах (совр. г. Балакен), переехал в ал-Баб (совр. г. Дербент). Жил во многих городах, в том числе в Дамаске, Багдаде, Балхе и Нишапуре. Йакут ал-Хамави отмечал, что в поисках хадисов Абу-л-Валид объехал многие страны, от городов Мавараннахра и Хорасана до Александрии в Египте. Среди его наставников упоминается Абу 'Абд Аллах Мухаммад ал-Бухари ал-Гунджар (ум. в 412/1021 г.).


Биографические сведения о шайхе Абу-л-Валиде, приведённые у аз-Захаби, восходят к историкам: к автору «Та’рих Найсабур» 'Абд ал-Гаффару б. Исма'илу (ум. в 528/1134 г.) и автору «Та’рих Бухара» Ибн Наджару (ум. в 643/1245 г.). По свидетельству Йакута, у Абу-л-Валида в свое время слушал хадисы крупнейший багдадский историк ал-Хатиб ал-Багдади. Конец жизни Абу-л-Валид провел в Мавараннахре. Скончался он в г. Самарканд в месяце рамадан 456/18 сентября — 16 ноября 1064 г., где и был похоронен.


Ибн ал-'Имад, описывая происхождение Абу-л-Валида ад-Дарбанди, объясняет, что «нисба его — от Дарбанда, а это — Баб ал-абваб». Другая нисба известного хадисоведа — «ал-Балахи» — совершенно определенно указывает нам на населённый пункт, откуда он происходил, — город Балах (совр. Балакен, город, административный центр Балакенского района современного Азербайджана) на территории Лакза.


Автор: ‘Али Албанви

На фото (фрагмент карты): Город Балакен (г. Белоканы) // Кондратенко Е.И. Этнографическая карта Тифлисской губернии, 1886 г.

Литература / источники

1. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (ХI–ХII вв.) / А.К. Аликберов. — М.: Вост. лит., 2003. — 847 с.: ил., карты. — (Культура народов Востока: Материалы и исслед.: Осн. в 1969 г. / Редкол.: Ю.А. Петросян (пред.) и др.). С. 100–101; 107–109; 265–266.

2. Карта Закавказской СФСР 1932 года [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/dnfBv, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 14.03.2022). — Яз. рус.

3. Кондратенко Е.И. Этнографическая карта Тифлисской губернии, 1886 г. // Сборникь Статистическихь св;д;ній по Закавказскому краю. Составлень, по постановленію Закавказскаго Статистическаго Комитета, состоящимь при немь Отделомь, подь редакціей старшаго редактора отдела Е. Кондратенко. Часть 1. (с картами Елисаветопольский уезд, 20 верст в дюйме, этнографические: Бакинская губерния, Дагестанская область, Карсская область, Тифлисская губерния, Черноморская губерния, Эриванская губерния) Тифлись, 1902 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/gvWos, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.05.2022). — Яз. рус.

4. Шихсаидов А.Р., Закарияев З.Ш., Наврузов А.Р. Та'рих Мискинджа. Дагестанское историческое сочинение (перевод с арабского языка, комментарии). Издательство: «Садра». Серия: Исламский и доисламский мир. История и политика. С. 37.

5. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. С. 207–210. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/h3bDR, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.05.2022). — Яз. рус.


Рецензии
Век живи-век учись. Даже не знала о таком городе. Глубина веков завораживает. Спасибо за такие сведения.

Валентина Забайкальская   14.08.2022 11:11     Заявить о нарушении
Благодарю!

Али Албанви   21.10.2022 22:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.