Царский подарок Эстонии от России

  Последние несколько месяцев, это слово - Эстония, на слуху рядом с Украиной. Странно. Вся страна с населением чуть больше Челябинска, а запах и за пределы Европы достал. Впрочем я о другом...
    Если посмотреть, как я ее знаю,  на эту  заносчиво - гордую страну, то им бы, вполне, хватило одного пассажирского морского вокзала, пардон причала,  без грузовых районов.  Ну, там сходить  в Хельсинки, Стокгольм, редко Ригу.  (Правда, в  Ригу не очень охотно, там по Даугаве, лайнеру  далеко заползать, в центр города сложно,  опять же проблемы разворота). Дальше заплывать по Балтике, мокро, туманно  и,  вообще - боязно.    Далее Польши - Эстония,  никому  не интересна. Вот    салаку ловить – другое дело,  тут они - мастера. Особенно  около острова  Хийума. Был там рыболовецкий колхоз «Хийя Калур», -  «Красное Знамя», явная конъектура  (Что такое «Красное знамя», мыслю, там даже и не представляли),  просто запомнились  эти рыбаки, мне первой командировкой. Сами колхозники и жители на острове, очень приветливые люди, но по-русски, ни бум - бум,  а зачем?  Встретили и проводили, простенько, но по-европейски. Был это 1978 год.  Мне все в новинку. Было очень интересно, этакая познавательная  оплачиваемая экскурсия.  На эти острова,  из Таллина    летали самолеты – ЯК-40.  Ныне и на паромчике доберетесь из Хаапсулу до Кярдлы.
     Впрочем, я хотел  о  другом рассказать. В конце семидесятых годов прошлого столетия, воспалился  социальный недуг  в Советском Союзе , который диагностировался, как - продовольственная проблема.  Приняли "Продовольственную программу". А, как ее выполнять? «Целину»  мы уже проходили, «Нечерноземье» не справлялось, а что, если еду из-за рубежа возить. Как? Дешевле всего морем, а куда?
     Было рассмотрено - три варианта: Усть-Луга под Ленинградом,  Вентспилс – самый запад Латвийской ССР и  порт Мууга, около десяти километров на восток от Таллина. Прорабатывали эту информацию, спорили,  прогнозировали -  масса специалистов  различных профессий.  Изучали, анализировали не один день, а  много, много  месяцев - политику,  национальную политику, экономику, демографию, логистику, перспективы развития (около носа), ну   все, кроме перспектив политики (чуть дальше собственного носа),  все обсудили.
      Вызвали  на коллегию в Москву.   
      - Докладывайте:
      Вентспилс – перегружен, нефтью, минеральными удобрениями, да и вывоз продуктов через всю республику в Россию - не пойдет.  Латыши облегченно вздохнули. Они очень не хотели, им вполне хватало и того, что называлось Рижский морской торговый порт, практически в центре Риги, три небольших района.
      Усть-Луга – ни одного  плюса, одни минусы:  недостаточно защищенный, от северных ветров залив, только  тупиковая, одноколейная железнодорожная ветка. И еще, масса  других проблем. Кому строить, чем и как намывать территорию, залив мелководен,  десятки километров нового подъездного пути, река Луга несет много ила, и потому неблагоприятная гидрологическая обстановка.  Да и  это не первая попытка, освоения этих земель. Перед войной начали строить военно-морскую базу, что бы увести флот из Кронштадта, но подвернулись прибалтийские,  более удобные  морские базы,   и передумали.  Залив  долго скован льдом, дорогая проводка судов. Не катит, как не крути. «Где деньги Зин?»   Не смотря на это, наши специалисты, с пеной у рта, настаивали на Усть-Лужском  варианте, назрела необходимость   разгрузки  Ленинградского морского порта. Но и этот вариант не прошел. Он был по всем параметра ближе нам, и как показало время всей России.
        Порт Мууга, не смотря, на упорное сопротивление эстонских товарищей, оказался в приоритете. Хотя до этих событий зерно и шло в Таллинский морской торговый порт, но технологии  были несопоставимо устаревшими.  На рейде постоянно толпились караваны судов под разгрузку. Уплывали деньги.  Вот и был утвержден этот проект.  Плюсы конечно, были -  близко подходили большие глубины, ледовая обстановка менее сурова.   И это не смотря, на то, что на строительство нового порта, страна решается раз в сто лет.
         Для скорейшего   ввода в строй  этого громадного объекта,  он  был объявлен  Всесоюзной  ударной Комсомольской стройкой, молодежь ехала и летела со всей страны(Об этом нигде не говорится).  Начали в 1980 году, и весьма необычно, сначала построили, рядом с будущим портом, современный  жилой район-городок Маарду. Одновременно финны под ключ ввели, ультрасовременный  элеватор, немцы – для мясопродуктов  и фруктов – холодильник. Латыши  построили склады генеральных грузов,  причалы, железные  и автодороги. Торжественно ввели в эксплуатацию в конце 1986 года. Через пару лет порт вышел  на проектные мощности, обкатался. И вот новенький, с  современной автоматизированной и компьютеризированной уникальной технологией  объект перешел в пользование неблагодарным  государством ,выбравшим западную интеграцию.    Для того чтобы порт приносил доход,  он должен работать, в него нужно вкладывать достижения, инвестиции, без дела, в простое это хуже, чем чемодан без ручки. А тех объемов переработки, что было, в Новоталлинском порту  еще не давно, больше не будет долго, или вообще.
      Скоро мы заменим потерю, и мягко говоря  - пусть подавятся. С 1992 года Россия активно занимаемся Усть – Лугой, почти тридцать лет. Все это время кормили Эстонию, пользуясь причалами своего в прошлом порта.  Сейчас, Слава богу, зерно не покупаем, а продаем,  минеральные удобрения так же пошли из наших портов,   продажу нефтепродуктов через нефтебазу ограничили, Приморск перехватил.  Контейнеры, также  разбросали  по терминалам  Усть - Луги, Кронштадта, Ломоносова и Питера.  Много продавали автомашин, через Муугу, и это решено.
     Короче  Усть-Луга, крупнейший инвестиционный проект, который превращается в могильщика прибалтийского транзита, забирая все больше грузопотока для своих терминалов.
     Советский Союз построил порт Мууга за пять лет.  Вот уж, действительно не делай добрых дел,  да не обделан будешь.


Рецензии
Да уж, любопытный рассказ, Сергей! Действительно царский подарок Эстонии от России. Спасибо! Жму в ответ также на ЗЕЛЕНУЮ КНОПКУ. Вы правы: не делай добрых дел (нынешним странам НАТО), да не обделан будешь! С уважением и теплом,

Николай Кирюшов   15.05.2023 19:16     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.