Царский подарок Эстонии от России
Если посмотреть, как я ее знаю, на эту заносчиво - гордую страну, то им бы, вполне, хватило одного пассажирского морского вокзала, пардон причала, без грузовых районов. Ну, там сходить в Хельсинки, Стокгольм, редко Ригу. (Правда, в Ригу не очень охотно, там по Даугаве, лайнеру далеко заползать, в центр города сложно, опять же проблемы разворота). Дальше заплывать по Балтике, мокро, туманно и, вообще - боязно. Далее Польши - Эстония, никому не интересна. Вот салаку ловить – другое дело, тут они - мастера. Особенно около острова Хийума. Был там рыболовецкий колхоз «Хийя Калур», - «Красное Знамя», явная конъектура (Что такое «Красное знамя», мыслю, там даже и не представляли), просто запомнились эти рыбаки, мне первой командировкой. Сами колхозники и жители на острове, очень приветливые люди, но по-русски, ни бум - бум, а зачем? Встретили и проводили, простенько, но по-европейски. Был это 1978 год. Мне все в новинку. Было очень интересно, этакая познавательная оплачиваемая экскурсия. На эти острова, из Таллина летали самолеты – ЯК-40. Ныне и на паромчике доберетесь из Хаапсулу до Кярдлы.
Впрочем, я хотел о другом рассказать. В конце семидесятых годов прошлого столетия, воспалился социальный недуг в Советском Союзе , который диагностировался, как - продовольственная проблема. Приняли "Продовольственную программу". А, как ее выполнять? «Целину» мы уже проходили, «Нечерноземье» не справлялось, а что, если еду из-за рубежа возить. Как? Дешевле всего морем, а куда?
Было рассмотрено - три варианта: Усть-Луга под Ленинградом, Вентспилс – самый запад Латвийской ССР и порт Мууга, около десяти километров на восток от Таллина. Прорабатывали эту информацию, спорили, прогнозировали - масса специалистов различных профессий. Изучали, анализировали не один день, а много, много месяцев - политику, национальную политику, экономику, демографию, логистику, перспективы развития (около носа), ну все, кроме перспектив политики (чуть дальше собственного носа), все обсудили.
Вызвали на коллегию в Москву.
- Докладывайте:
Вентспилс – перегружен, нефтью, минеральными удобрениями, да и вывоз продуктов через всю республику в Россию - не пойдет. Латыши облегченно вздохнули. Они очень не хотели, им вполне хватало и того, что называлось Рижский морской торговый порт, практически в центре Риги, три небольших района.
Усть-Луга – ни одного плюса, одни минусы: недостаточно защищенный, от северных ветров залив, только тупиковая, одноколейная железнодорожная ветка. И еще, масса других проблем. Кому строить, чем и как намывать территорию, залив мелководен, десятки километров нового подъездного пути, река Луга несет много ила, и потому неблагоприятная гидрологическая обстановка. Да и это не первая попытка, освоения этих земель. Перед войной начали строить военно-морскую базу, что бы увести флот из Кронштадта, но подвернулись прибалтийские, более удобные морские базы, и передумали. Залив долго скован льдом, дорогая проводка судов. Не катит, как не крути. «Где деньги Зин?» Не смотря на это, наши специалисты, с пеной у рта, настаивали на Усть-Лужском варианте, назрела необходимость разгрузки Ленинградского морского порта. Но и этот вариант не прошел. Он был по всем параметра ближе нам, и как показало время всей России.
Порт Мууга, не смотря, на упорное сопротивление эстонских товарищей, оказался в приоритете. Хотя до этих событий зерно и шло в Таллинский морской торговый порт, но технологии были несопоставимо устаревшими. На рейде постоянно толпились караваны судов под разгрузку. Уплывали деньги. Вот и был утвержден этот проект. Плюсы конечно, были - близко подходили большие глубины, ледовая обстановка менее сурова. И это не смотря, на то, что на строительство нового порта, страна решается раз в сто лет.
Для скорейшего ввода в строй этого громадного объекта, он был объявлен Всесоюзной ударной Комсомольской стройкой, молодежь ехала и летела со всей страны(Об этом нигде не говорится). Начали в 1980 году, и весьма необычно, сначала построили, рядом с будущим портом, современный жилой район-городок Маарду. Одновременно финны под ключ ввели, ультрасовременный элеватор, немцы – для мясопродуктов и фруктов – холодильник. Латыши построили склады генеральных грузов, причалы, железные и автодороги. Торжественно ввели в эксплуатацию в конце 1986 года. Через пару лет порт вышел на проектные мощности, обкатался. И вот новенький, с современной автоматизированной и компьютеризированной уникальной технологией объект перешел в пользование неблагодарным государством ,выбравшим западную интеграцию. Для того чтобы порт приносил доход, он должен работать, в него нужно вкладывать достижения, инвестиции, без дела, в простое это хуже, чем чемодан без ручки. А тех объемов переработки, что было, в Новоталлинском порту еще не давно, больше не будет долго, или вообще.
Скоро мы заменим потерю, и мягко говоря - пусть подавятся. С 1992 года Россия активно занимаемся Усть – Лугой, почти тридцать лет. Все это время кормили Эстонию, пользуясь причалами своего в прошлом порта. Сейчас, Слава богу, зерно не покупаем, а продаем, минеральные удобрения так же пошли из наших портов, продажу нефтепродуктов через нефтебазу ограничили, Приморск перехватил. Контейнеры, также разбросали по терминалам Усть - Луги, Кронштадта, Ломоносова и Питера. Много продавали автомашин, через Муугу, и это решено.
Короче Усть-Луга, крупнейший инвестиционный проект, который превращается в могильщика прибалтийского транзита, забирая все больше грузопотока для своих терминалов.
Советский Союз построил порт Мууга за пять лет. Вот уж, действительно не делай добрых дел, да не обделан будешь.
Свидетельство о публикации №222081301591
Николай Кирюшов 15.05.2023 19:16 Заявить о нарушении