Роберто Беллармин. Ценность души
Роберто Беллармин (1600)
"Итак ищите прежде Царства Божия и справедливости Его, и все это приложится вам"
Мтф.6. 33.
Поэтому ищите, прежде всего, вечного спасения своей бессмертной души, и милосердный Бог обеспечит все остальное, необходимое для временной поддержки вашего бренного тела. В этих словах, братья мои, содержится краткое изложение всего урока Евангелия сегодняшнего дня. В ней нам сначала молчаливо напоминают, что каждый человек, рожденный в этот мир состоит из двух элементов - тела и души - тела, которое приходит к нам с земли через наших родителей, и души, которая приходит не с земли, а непосредственно из руки Бога - тела, которое однажды уйдет снова в прах, из которого оно возникло, и о душе, которая однажды вернется в лоно своего Создателя. У каждого из этих элементов есть свои собственные желания и потребности, которые, в соответствии с первым законом природы о самосохранении, составной человек обязан уважать и обеспечивать. Тело требует своей телесной пищи, питья и одежды, а душа требует духовной пищи из плоти Христа, духовного питья из крови Христа и духовной одежды из благодати Божьей. Но в зависимости от того, насколько люди более мирские или более духовные, настолько ли они более заботливы в удовлетворении потребностей тела или души, чтобы человечество, и всегда были и всегда будут разделены на два больших класса - мирских и святых, приверженцев тела и души, рабов мамоны и слуг Божьих. Теперь, поскольку, согласно св.Павлу, закон плоти прямо противоположен закону духа; поскольку "всякий, кто не со Христом, тот против Него", поэтому я говорю, что мирской не может быть святым, а святой не может быть мирским, ибо ни один человек не может служить двум господам; никто не может одновременно служить Богу и Маммоне. Но, увы, какой выбор делает человек, если он предпочитает служить телу, которое он видит, а не душе, которую он не видит! Он забывает, что его тело - это тленная вещь, подобная полевой траве или птицам небесным, полностью подвластная, подобно им, благодетельному Божьему промыслу. Он не понимает, что служение его душе по важности настолько же выше служения телу, насколько дух выше материи, насколько небо выше земли. Поэтому Христос в сегодняшнем Евангелии взывает к человечеству: "Две вещи, и только две, имеют в этом мире бесценную ценность - Бог и твоя собственная душа. Поэтому ищите прежде Царства Божьего и Его правды, и все остальное приложится вам ".
Братья, позвольте мне сегодня утром продолжить этот возвышенный ход мыслей, предложенный моим Божественным Учителем. Позвольте мне поговорить с вами о ценности человеческой души. Я хочу, чтобы каждый из вас задал себе три вопроса: во-первых, есть ли у меня душа? Во-вторых, какова ценность моей души? В-третьих, следует ли из той жизни, которую я веду, что я полностью осознаю ценность своей души?
Есть ли у меня душа? Каждое утро Пепельной среды священник посыпает мою голову пеплом и говорит мне: "Помни, человек, что ты прах и в прах ты вернешься". "Я услышал голос, - говорит Пророк Исаия, - я услышал голос, говорящий мне: "плачь"; и я сказал: Господи, о чем мне плакать? и он ответил: всякая плоть подобна траве и полевым цветам, которые сегодня есть, а завтра нет." " Человек, рожденный женщиной сегодня, - говорит св. Иов, - живет короткое время, а затем ускользает, как тень, как птица, летящая по воздуху, или корабль, плывущий по воде, он проходит и не оставляет след позади."Что! когда я умру, я перестану существовать? Есть ли во мне что-нибудь более долговечное, чем это мое глиняное тело? Безбожная наука отвечает: "Нет, ничего нет". "Я вскрыл многих людей, - говорит ученый хирург, - но я никогда не находил души". Но религия отвечает: "Это ложь". Истинная наука кричит: "Я не умру полностью". Великая человеческая семья признает, что у меня есть душа. В книге Бытия мы читаем, что Бог сотворил человека из грязи земной, по Своему образу и подобию сотворил его. Итак, является ли тело человека образом живого Бога? Комок земли - образ чистого духа - масса костей, плоти и крови - образ ангела! Нет; если человек подобен своему Богу, то подобие должно быть в том дыхании жизни, которое, как далее говорится в Книге Бытия, Бог вдохнул в лицо новосозданного Адама. И это дыхание, чтобы быть подобным Богу, должно, подобно Ему, быть духом; и чтобы нести печать Пресвятой Троицы, оно должно обладать тремя способностями: памятью, пониманием и волей. Это именно то, что я подразумеваю под человеческой душой; чистый дух, наделенный памятью, пониманием и волей. Поэтому мое тело - прах, и в прах оно вернется, но моя душа - дух, который пришел от Бога и вернется к Богу. Мое тело было рождено смертной женщиной и, подобно ей, умрет, но моя душа была рождена от Бога, Который живет во веки веков. Моя душа - это дух и невидима, и поэтому ее нельзя увидеть глазами врача или коснуться его ножом., позвольте мне поставить рядом живого человека и труп и позвольте мне спросить того ученого врача, чем они отличаются. "Первый"он говорит: "имеет жизнь, другой мертв". Но что такое жизнь, как не действие души в теле, точно так же, как звон электрического звонка - это действие электричества в металле. Нет жизни без души. У деревьев в моем саду есть души - у моей лошади и моей собаки есть души - а у меня нет? О, я не уступаю им, у меня тоже есть душа. Да, и душа гораздо благороднее, чем у них - не просто растительная душа, как у дерева, и не просто животная душа, как у собаки, но разумная, бессмертная душа. Их души заключены в своих телах, и так крепко заперты, что, когда темница их тела падает, узник и тюрьма погибают вместе; но моя душа, хотя и заключенная в моем теле, все еще свободна, так что разрушение моего тела приносит моей душе, не смерть, но свободу. Поэтому мы слышим, как св. Павел восклицает: "О Боже, я жажду смерти, чтобы начать жить с Тобою". Смерть тела - это только начало об истинной жизни души, ибо моя душа бессмертна - она никогда не может умереть. Ибо почему я боюсь смерти? Не потому ли, что Природа вложила в меня горячее желание жить вечно? Безусловно. Теперь Природа не делает ничего напрасно. если бы не было такой вещи, как звук, она не дала бы мне ушей, чтобы слышать; если бы не было света или цвета, она не дала бы мне глаз, чтобы видеть; если бы в мире не было такой вещи, как истина, почему она должна была дать мне разум, если не чтобы познать истину; и если для моей души не было вечной жизни, почему она должна была дать моей душе естественное стремление к ней? Да; если моя душа не бессмертна, Природа - лжец. Нет, в таком случае, даже Сам Бог Природы был бы лжив, потому что Бог обещал воздать каждому человеку по его делам; вознаградить добродетельных и наказать нечестивых. Но что я вижу? Я смотрю вокруг себя и вижу мир святых и грешников - святых, живущих в бедности и нищете всю свою жизнь, грешников, богатых и счастливых. О, конечно, добродетель не всегда получает свою награду, а порок - свое наказание в этом мире; и поэтому слова Бога были бы ложью, а Его правосудие - просто насмешкой, если бы не было будущей жизни о счастье для добрых и о несчастье для злых. Если моей душе суждено умереть вместе с моим телом, религия - это обман, законы меня не связывают; я могу грабить, бесчинствовать, убивать и давать волю всем худшим наклонностям моей натуры; ибо, если нет будущей жизни, почему бы не наслаждаться этой жизнью в полной мере? Зачем бояться человека? Зачем бояться Бога? Верующие всегда придерживались учения о будущей жизни, а неверующие, отрицая это устами, исповедовали это в своей жизни и в глубине души. Даже бедный необразованный дикарь положил его умирать с молитвой на устах и твердой надеждой в сердце проснуться в счастливых охотничьих угодьях. Да, душа моя, я чувствую, что обладаю тобою, и что ты никогда не можешь умереть; что ты не создана из тленной материи, как мое тело, но являешься чистым духом; что по своей природе ты бессмертна, и что Бог никогда не уничтожит тебя; что, как Он обещал, что Он воздаст тебе в последний день по делам твоим; вознаградит тебя, если ты добра, вечным счастьем, и осудит тебя, если зла, на вечные муки ада.
Следовательно, если у меня есть душа, и эта душа бессмертна, то, спрашиваю я себя, какова ценность этой моей души? В качестве ответа позвольте мне в духе возвыситься над моим земным окружением; позвольте мне, так сказать, подняться в духе на полпути к небесам, и там встретиться с моим Богом, и там сказать Ему: "Господи, научи меня ценить мою собственную душу! "Что Он отвечает? "Не собирай себе тленных сокровищ на земле, но собирай себе вечные сокровища на небесах. Ибо какая тебе польза, если ты приобретешь весь мир, а свою душу потеряешь, или что ты отдашь за свою душу? " Истинно, Господи, мир не принес бы мне никакой пользы без моей души. Это был бы нечестный обмен. Моя душа жаждет Бога и не успокоится ни на чем, кроме Самого Бога. Итак, здесь, стоя перед Всевышним, я признаю, что во всем мире вещей есть только две, и только две вещи, имеющие для меня первостепенное значение, а именно., Бог и моя собственная душа. Все остальное, помимо этих двух, - сущие пустяки. Помните тот отрывок из Евангелия, где нам сказано, что дьявол искушал Нашего Господа; где он вознес Нашего Господа на высоту. и показал Ему все богатства, удовольствия и почести мира, и сказал Ему: "Все это Я дам Тебе, если Ты падешь будешь поклоняться мне". Но наш Господь ответил ему: "Уйди, сатана." Я тоже, если бы дьявол пришел ко мне в этот момент и предложил мне весь мир в обмен на мою душу, я бы подражал моему Господу и ответил: "Уйди, сатана, ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир и понесет потерю своей собственной души? "Ибо что такое материальные и временные блага по сравнению с духовными и вечными? "Я видел все, что есть под солнцем, - говорит Мудрец, - но суета сует, все суета и томление духа". Поэтому он сразу же добавляет: "Поэтому я просил у Господа одного, и только одного, чтобы я [т. е. его душа] могла обитать в доме Господнем [на, небесах] все дни моей жизни". Какую же великую работу я должен совершить здесь, на земле? Принести Бога в мою душу, освятив ее, и привести мою душу к Богу, спасая ее. Если я рожден в этом мире, буду жить и умру, но не спасу свою душу, все пропало. Неважно, был ли я величайшим человеком, который когда-либо жил; если мирская слава золотыми буквами начертала успех на моем надгробии; о, это не поможет ничему, если я не спас свою душу, ибо ангел сотрет мое имя из Книги Жизни своими слезами и напишет вместо него "неудача". Но, с другой стороны, если я спасу свою душу, все будет приобретено. Какое это имеет значение, если я беден и несчастен здесь, если я хочу быть счастливым навсегда в будущем? Время - всего лишь мгновение по сравнению с вечностью. И, о, помните и помните, и снова я говорю, помните, что у меня есть только одна душа, которую можно потерять только один раз, но, однажды потерянная, она потеряна навсегда. Поэтому я сначала буду искать Царства Божьего и Его справедливости, а все остальное я буду брать по мере их поступления, говоря с равнодушием св. Иова: "Господь дал, и Господь отнял.Да будет благословенно имя Господне."Богатство - будь у меня все богатства мира, я все равно стремился бы к чему-то большему. Ржавчина, моль и грабитель вызывали у меня беспокойство, а переменчивая фортуна держала меня в постоянном страхе перед нищетой. Нет, я буду искать небесные сокровища, где ржавчина и моль не пожирают, и вор не проникает и не крадет. Я не буду подражать Марфе, которая заботилась о своих домашних делах, когда Наш Господь посетил ее, но последую за ее сестрой Марией и сяду у ног моего Господа и услышу из Его уст эти утешительные слова: "Дитя, ты выбрала лучшую часть". Богатства, которые я "должен был бы оставить позади, и как они могли бы помочь моей душе в следующем мире, когда они даже не могут уберечь мое тело от разложения в этом мире? Увы! мне мало пользы иметь много богатства, накопленного на многие годы, ибо как только я начну есть, пить и веселиться, мой Господь скажет мне: "Глупец, сегодня же ночью я потребую у тебя твою душу". Нет, богатства, которые не используются для этой самой важной вещи - спасения моей души, - хуже, чем бесполезны.
А почести? Должен ли я продать свою душу за них? Почести! Какой вклад они вносят в формирование моей вечной судьбы? Каждое новое название - это цепь, привязывающая меня ближе к земле, расширяющая пропасть между мной и моим Богом. Какая мне польза вставать и получать улыбки и аплодисменты восхищенного мира, если я враг Бога? если ангелы плачут о моих грехах? Если дьявол с дьявольским ликованием готовит место в аду для моей бессмертной души? Св.Франциск, когда мальчик учился в школе, был полон стремления к мирским почестям. Однажды он встретил святого Филиппа Нери, и почтенный старец спросил его: "Франциск, кем ты намерен стать? " Я буду гением школы и получу все почести". "А потом?" "Я буду священником". "А потом?" "Я буду епископом". "И тогда?" "Я стану кардиналом". "А потом? "Папа". " А потом? "Я умру, я полагаю". "А потом?" Ах, что же тогда, что же тогда? Тогда от ответа на этот последний вопрос зависит вечность счастья или вечность страданий. Но мирские удовольствия - мог ли я обменять свою душу на жизнь, полную удовольствий? О, нет, ибо высшее плотское наслаждение подобно боли по сравнению с небесными радостями. Бог говорит мне, что "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку представить, какие радости Он приготовил для тех, кто любит Его". И должен ли я лишиться всего этого ради низменного, чувственного удовлетворения, которому я предаюсь в один момент только для того, чтобы раскаяться в этом в следующий? Время - это всего лишь мгновение по сравнению с вечностью, и поэтому я самый глупый из глупцов, если ради сиюминутного удовлетворения я жертвую вечностью радости и навлекаю на себя вечность страданий. Подумайте о Лазаре и богаче. Был богатый человек, который каждый день роскошно пировал и не думал ни о Боге, ни о ценности собственной души, а Лазарь был нищим, умирающим от голода на пороге дома богача, у которого не было друга во всем мире, кроме старого пса, который лизал его язвы. Они оба умерли - Лазарь на пороге и богач за своим столом. Какова была судьба каждого из них? Лазарь, как сообщает нам Евангелие, был взят в лоно Авраама, а богач был погребен в аду. Тогда душа богача возопила из ада: "Отец Авраам, пошли Лазаря, чтобы он дал мне одну каплю воды, чтобы утолить мою жгучую жажду". Но Бог ответил ему: "Нет, ибо между тобой и им лежит бесконечная пропасть, разделяющая вас навсегда". О богач, потерянная душа, ты, который пользовался всеми милостями, которые мог дать мир, неужели они теперь ничего не приносят тебе? Ничего. Все твои богатства, почести и удовольствия, неужели они теперь не приносят тебе никакой пользы? Никакой. О Лазарь, благословенная душа, откуда приходит твое нынешнее счастье? Потому что ты ценил мир по его истинной ценности - потому что ты знал, что единственное, что ты должен был обрести на небесах, - это твой Бог, а самое ценное, что у тебя было на земле, - это твоя собственная душа.
Но позвольте мне обратить свой взор от земных вещей к моей душе и спросить, какова ее ценность? Если бы мой отец был великим человеком в глазах мира, я бы разделил его величие, потому что он дал мне бытие, и я ношу его подобие. Итак, Бог - Существо бесконечного величия, а ты, душа моя, Его сын, созданный по Его образу и подобию. Поэтому вы, в некотором смысле, бесконечно ценны. Каждая Личность Троицы соперничала с другой в осыпании моей души Своими отборными дарами. Отец дал ей независимое существование; Сын - интеллект, позволяющий познать высшую истину; а Святой Дух - волю любить и желать бесконечного добра. Давид, говоря о сотворении души, восклицает: "Немного меньше, Господи, немного меньше, чем ангелы, Ты сотворил ее". Душа, как и ангелы, является чистым духом, и одна частица духовной субстанции более драгоценна в глазах Бога, чем вся материальная вселенная. Она действительно так прекрасна, что Бог сказал, что Он любит приходить и обитать в душах людей. И моя душа чувствует достоинство ее натуры. Она отвергает этот мир и его почести как недостойные ее, и обращается к Богу как к единственному Существу, достойному ее любви. Она знает свое высокое предназначение; что она была создана для того, чтобы вечно познавать Бога и наслаждаться Им. Поэтому, хочет она того или нет, она вынуждена восклицать вместе с псалмопевцем: "Как голодный и загнанный олень жаждет источников воды, так и я жажду и жажду Тебя, Боже мой". Еще раз, позвольте мне спуститься в ад и спросить сатану, какова ценность моей души. "Ценность!" - восклицает он. "Я бы отдал десять тысяч миров за одну человеческую душу. День и ночь, день и ночь я скитаюсь по миру в поисках душ. Все схемы и уловки, которые злоба падшего ангельского разума может изобрести, которое я использую, чтобы заманить в ловушку эти драгоценные души. Цените! Да ведь твоя душа настолько драгоценна, что в надежде обрести ее я бы бросил вызов и сражаюсь с силой Самого всемогущего Бога ". Наконец, позвольте мне обратиться к Богу и спросить, какова ценность моей души? Ах! если бы Бог создавал только одну человеческую душу, например, мою собственную, Он все равно сделал бы столько же, чтобы приобрести ее для Себя, сколько Он сделал, чтобы приобрести все человечество. Он сотворил бы землю и небеса; солнце, луну и звезды и всю их славу для моего личного использования. Он оказал бы мне все те милости и благодеяния, которые Он сейчас изливает на всех. Он бы сошел с небес, стал человеком и возвысил человеческую душу до такого единения с Богом, которого не может достичь ни один ангел. Он бы пострадал и пролил последнюю каплю Своей драгоценной крови только за мою душу. Он простил бы мне грехи, за меньшие, чем те, за которые Он проклял целые легионы ангелов, и Он установил бы только ради меня тот пир, на который не допускаются даже ангелы, - Благословенную Евхаристию. Вот, о, душа моя, цена, которую Бог заплатил за тебя! Какова в Его глазах твоя ценность! Намного выше всего земного в силу вашей природы; бесконечно драгоценный выкуп, заплаченный за вас; выше, чем самый высокий ангел в вашей славной судьбе.
Братья, в этом ценность вашей и моей души. Видно ли из той жизни, которую я веду, что я ценю ее ценность? Увы и ах! Я боюсь, что подавляющему большинству из нас придется ответить "Нет". Когда мы смотрим на святых Божьих, которым удалось полностью осознать ту великую истину, что для каждого из нас единственными двумя вещами, достойными внимания, являются Бог и его собственная душа, - когда мы рассматриваем жизни, которые они прожили, чтобы привести свои души к Богу, чувствуем ли мы, что следуем их примеру? Что будет со мной, грешником, если даже святые трепещут за свою судьбу? Недостаточно всю жизнь служить своему телу, а в последние мгновения своего существования обращать свои мысли к Богу и собственной душе. Нет, я должен начать сейчас. Сегодня я должен начать с этого. Если я молодой одинокий мужчина или женщина, я должен помнить, что все удовольствия мира не принесут мне никакой пользы, если я потеряю свою душу. Молодая супружеская пара должна помнить, что она почитает, и что поэтому социальные различия ничего не стоят, если они теряют свои души. Старики должны напоминать себе, что все их богатства покинут их после смерти и не помогут им, если, пробудившись в вечности, они обнаружат, что потеряли свои души. Что я должен сказать о человеке, который настолько поглощен мирскими делами, что у него нет времени на духовные вопросы, который никогда не произносит молитву, не ходит на мессу и не примиряется с Богом в таинствах исповеди и причастия? Увы, он забыл ценность своей души - да, он вообще забыл, что у него есть душа. Что мне сказать о пьянице? Он помнит, что у него есть душа, и он знает ее ценность, но он убирает ее с дороги - он отравляет ее алкоголем, топит в кубке вина и хоронит в мерзкой могиле своего собственного грязного тела. Что я должен сказать о нечистом? Ах! он хуже всех, потому что он забыл не только о том, что у него есть бессмертная душа, но даже о том, что у него есть человеческая тело — он стал грубым зверем. Его душа, этот небесный дух внутри него, падает в обморок от мерзости, которую она видит - ангел, заключенный в загон для свиней - ангел и дьявол, идущие по жизни, связанные ноздря в ноздрю. О, братья, не покидайте сегодня эту церковь, пока не обдумаете хорошенько эти два слова - Бог и моя собственная душа. Храните их в своих умах и сердцах - всегда держите их перед глазами, и пусть они будут лозунгами вашей жизни: Бог и моя душа Бог и моя собственная душа! Ибо какая мне польза, если я приобрету весь мир и буду страдать от потери моего Бога и моей души? Бог и моя душа! Бог и моя душа!
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №222081301656