Залив Клеопатры 2. картина автора
Прекрасное, солнечное утро начинается с завтрака в огромном ресторане, где несколько сот взрослых и детей разных национальностей и цвета кожи спешат насладиться турецкой утренней кухней. Так и хочется воскликнуть, вот она вожделенная мечта обывателя о земном рае: - ешь и пей все, что душе угодно в неограниченном количестве!
Наполнив желудки до меры невозможного , привычно ползем на пляж, чтобы почувствовать прелести средиземного моря . Ах море, море!!! Сколько в этом слове восторга, желаний , фантазий , ожиданий чудодейственного возврата молодости и красоты ! Женщины готовы раздеться до последней бечевки на теле , думая, что весь мир только и делает, что смотрит на ее прелести! Мужчины грозно фыркают в воде, делая порывы переплыть море или хотя бы доплыть до Кипра .
Все это в первый день . На второй день уже не обращаешь внимания на то что , у рядом лежащей дамы ничего нет на теле …хотя, что –то вроде бы есть , но уж очень еле заметно. А потому привычно тянешься за запасенной книгой прихваченной для таких случаев…
И вот я продолжаю читать дневники М. Волошина. Как парадоксально и странно устроен человек. Ну почему бы не жить смиренно и бесконфликтно в мире со всеми ? Для чего ему нужны драмы, споры, поиски истины на ровном месте, желания кого-то переубедить и объявить себя владельцем абсолютной истины? ……. Неугомонный Волошин, то посещает лекции Сорбонны, то участвует в спектаклях мистерии в Германии, то проходит пешком через горы из Франции в Испанию, то пишет сотни акварельных листов с пейзажами Коктебеля и разных горных вершин … То собирает вокруг себя в Коктебеле сотни странных и неординарных, с точки зрения обывателя, в поведении людей. Но и этого мало!
Вот еще одна из самых скандальных историй из жизни М. Волошина. Февраль 1913г. На собрании кружка «Бубновый валет» Волошин читает обвинительную речь в адрес мэтра русской реалистической живописи И. Е. Репина по поводу нападения вандала , психбольного , на картину «Иван Грозный убивает своего сына» В зале неожиданно появляется сам автор картины. Волошин учтиво, перед началом лекции, извиняется перед Репиным, что он, возможно, причинит ему несколько неприятных моментов своими резкими суждениями по поводу его картины и самим фактом случившегося.
И вот он лепит автору картины в лицо все свои нелепые (на мой взгляд и многих других) размышления по поводу темы натурализма с изображением жестоких сцен в искусстве. Путанно и туманно приводит примеры из творчества Рембрандта, Грюневальда, Достоевского, Шекспира… В итоге начинает противоречить самому себе. …
Картина выполнена выдающимся мастером со всеми атрибутами академического и сценического искусства , заявляет Волошин . Но ее нельзя показывать детям , людям с неуравнавешанной психикой , а только для отдельной публики … И.Е. Репин под бурные аплодисменты покинул зал, получив еще одну порцию восхищения к своей всемирной славе. Выпад Волошина одобрили далеко не все . Но многие узнали и о неком Волошине, который набрался смелости и замахнулся на гиганта. А почему бы и нет?
Излюбленный прием для заявки на собственное мнение об утверждении как владельце неоспоримой истины… Но тут возникают масса вопросов разного характера . А как же с правом художника на отражение действительности через призму своей фантазии и заостренной гиперболы сюжетной линии ради наивысшего эффекта эмоционального воздействия на зрителя? Репин как раз подошел не как натуралист –художник ( в реальности даже этой сцены не было , и крови не было, и сын то умер совсем от других причин , как показывают некоторые источники из истории) .
Вымысел ради основной идеи , ради сильнейшего потрясения, которое может вызвать только энергия заложенная в саму драматургию картины. Художник (настоящий) пишет не иллюстрацию к тому или иному событию, а собственное суждение и выводы на событие , которое максимально соответствует общественному мнению на случившееся событие, т.е. на мнение, которое укоренилось в обществе . Если следовать логике Волошина , то и «Моцарт и Сальери» произведение А.С. Пушкина , и множество картин, особенно серию «Капричос» Ф. Гойи, и произведения Босха, Брейгеля, страшный суд Микеланджело с фигурами с содранной кожей и тысячи других признанных шедевров оградить от массы зрителей только потому , что в одно из столетий вдруг найдется маньяк который набросится на картину с ножом или с банкой кислоты, как было в случае с Данаей Рембрандта . Тут -то наоборот, земная красота женского тела !
А картина Ботичелли «Весна» в чем провинилась перед очередным маньяком ? И , более чем странно из его суждений о натурализме и привлекательности таких сцен в искусстве, что же он тогда сам посетил мистерию о жизни Иисуса в Обер-Аммергау, театральное представление которое просто изобиловало натуралистичными сценами , вплоть до прибивания гвоздями героя- артиста к кресту с изобилием крови, при виде от такого зрелища зрители падали в обморок? Однако слаб человек , острые эмоциональные зрелища и события сильнее рассудочных ограждений от всего неординарного и необычного. Иначе чем объяснить посещение Волошиным корриды в Испании, а затем так подробно, со всем натурализмом убийства лошади и быка, об этом написать ?
Все таки хорошо , что еще есть книги кроме айфонов. И как хорошо , что именно Волошинские дневниковые записи попали мне в руки в эту поездку. Наполненный сведениями из его неординарной жизни, (порой парадоксальной с точки зрения логики) и его неуемной жаждой творчества в самых разных видах искусства, начинаю стыдить себя за слишком праздное времяпровождение …
И вот составляю программу действий . Изучить как можно больше территорию называемую Аланией. Написать несколько этюдов увиденных своими глазами и, с реальным морским и, горным воздухом , насколько возможно…
На третий день пребывания едем в длительную, почти на целый день , поездку по самым достопримечательным местам в Алании. Комфортабельный автобус везет любопытных туристов сначала вдоль сверкающего в бликах моря
. Восхитительное Средиземное море в ореоле голубеющих вдали горных вершин создают впечатление присутствия всех времен пролетевших над этими легендарными местами . А рассказ экскурсовода об этом удивительном крае и вовсе создает впечатление что мы легко переносимся из одного века в другой , узнаем кто такие были аланы , их связь с гуннами, потом на небосклоне истории появляются сельджуки, т.е. предки современных турков, а в 1230 году в этих краях появились татаро-монголы…. И так далее . ..
Но вот автобус буквально ползет по крутому серпантину в горный массив все выше и выше. Вы не переживайте, господа туристы , водитель в первый раз по этому маршруту, но вы, согласитесь, он очень опытный водитель и вы не бойтесь , когда видите, что мы едем почти на краю пропасти, согласитесь, что вы испытываете очень интересное ощущение! - вещает улыбчивая турчанка . Мы и не переживаем , уже поздно что-то возразить!!!.
Часто повторяемое экскурсоводом слово «согласитесь» дает понять , что надо соглашаться со всем, что тебя ожидает .
Соглашаемся и созерцаем с большой высоты морское побережье, долины и каньоны заполненные чистейшей горной водой, поднимаемся на фуникулере еще выше и попадаем на площадку с которой идем дальше осматривать величественную крепость …. Затем с замиранием сердца спускаемся в знаменитую пещеру Дамлаташ. Какая благость, первое впечатление от прохлады , которое скоро сменяется тревожным ощущением будто ты спускаешься по спиралям Дантовского ада. Невероятная влажность, сталагмиты и сталактиты самых причудливых форм создают фантастическую картину произошедших движений раскаленной лавы во время вулканических извержений в ходе которых вся эта жуткая красота и естество образовалось.
Удивленью нет предела! Но кроме удивленья, как вещает экскурсовод , пещеры способствуют выздоровлению от многих хворей и болезней в список которых входит практически все земные недуги . . Спустился стариком и старухой с клюкой, а вышел красно девицей и Иваном- добрым молодцем ! Все спешили посмотреть на себя после выхода из пещеры!
Ну и как же без легенд в этих краях , где обитали греческие и римские боги . Самая заметная и древняя историческая часть Алании это полуостров ( почти остров) напоминающий лежачего медведя , с отвесными , скалистыми берегами . На самой макушке полуострова высится крепостная башня . По дошедшим преданиям на месте этой башни когда-то была резиденция Клеопатры, которую ей, со всей прилегающей морской территорией , подарил римский военачальник Марк Антоний . Ходят легенды , якобы Клеопатра выкидывала из окна своей кельи очередного незадачливого любовника …Хотя она жила , вроде бы , в 1веке нашей эры, а крепость отстроили лишь в 13 веке .
Ну и что тут такого, любим мы легенды, если их и не было , то они все равно появятся. Верит же народ в Татарстане , что царица Сюимбике выбросилась с кремлевской башни, которую построили через 200 лет после ее благополучной кончины в Касимове. Пляж, который примыкает длинной, узкой косой к полуострову, засыпан сверкающей белизной песком . Легенда по этому поводу гласит, что этот песок доставлялся из Египта, родины Клеопатры. А использовали ее для того, чтобы при перевозке на кораблях во время качки и шторма винные , глиняные огромные кувшины не стукались друг о друга и для этого их закапывали в трюмах в песок. После благополучного прибытия египетский песок выгружался прямо на берег и со временем тысячи прибывших кораблей навезли вот такое количество очень лечебного песка. Песок лечит от всех мужского и женского бесплодия , от ревматизма, падагры , психических расстройств и чревоугодия, человек, хоть раз полежавший на этом чудодейственном пляже приобретает вторую молодость и все органы у него начинают функционировать как у 18 летнего , продолжает вещает наш любезный гид.
На четвертый день пребывания в вечно солнечной Анталии захотелось побывать в более экстремальной поездке по горным серпантинам на скоростных джипах. Я думаю, что господин Волошин непременно воспользовался бы таким видом транспорта для пополнения острых ощущений, которые он так любил сто лет назад. То что я испытал в этой сумасшедшей поездке трудно описать в двух –трех предложениях ! Да, экстрим, но это что –то похожее на рулетку, игра с этим самым «авось» . Авось техника не подведет, а водитель справится с ревущим мустангом и вовремя впишется в поворот на краю обрыва или не столкнется в лоб со встречкой на узкой полоске дороги на крутом подъеме или спуске. Ветер в ушах, грохочущая , на самых последних дэцибэллах музыка, отчаянные попытки водителей обогнать впереди идущую машину за которой столб пыли и песка, рискуя улететь с обрыва в пропасть и визжащие, ревущие от адреналина пассажиры , обливающие соседнюю авто из бутылок водой - все это создает ощущение временного оглупления и потери всякого страха или даже предположения , что все это в одно мгновение может закончиться жуткой катастрофой.
Но все, слава Богу, заканчивается благополучно на одной из площадок у горной речки и все дружно сбрасывают накопившийся стресс в холодной горной речке. Англичане - направо, немцы и французы- по середине, все русскоязычные – налево , кричит заводила всей кавалькады из 8 машин. А нам, полякам, можно с русскими ! – тянет руки и кричит женщина. С русскими всем можно, восклицает с улыбкой командор!
Разгоряченная молодежь с визгом и шумом бросаются с трамплина в запруду из холодной горной речки .
На следующей площадке отдыха рядом с кафе мальчишки обнаружили большой пролом в заборе за которой скрывался большой апельсиновый сад . Мгновенно проскочив в обнаруженный проем они через 5 минут принесли полную кепку сочных апельсинов. И вот уже вижу , как девушка в коротеньких шортах полезла через забор , а за ней (о матка боска!) задрав выше колен черное платье, в хиджабе, турчанка ловко юркнула в эту дыру и через 5-6минут принесла полный подол жарких и сочных апельсинов своему мужчине ! Вот она, живая Клеопатра, почему то пронеслось в голове. Ради любви куда угодно! Тут уж мальчишка, лет 13-14 сидевший напротив меня , удивленно и обиженно произнес – а что мы, не русские что ли? …и через секунду исчез за забором, а через пару минут он уже раздавал нагретые палящим солнцем самые сладкие в мире апельсины всем пассажирам нашего джипа .
Наш джип помчался дальше по горным серпантинам. Мальчишка гордо восседал рядом с водителем и кормил его дольками медовых апельсин . Турок не знал ни слово по русски, а у мальчишки родители говорили на каком-то прибалтийском языке. Полный винегрет…
После ужина на территории отеля до глубокой ночи грохочет музыка и песни на языках разных народов. Но турки любят свою культуру и это заметно по частоте исполнения своих песен и танцев.
А я снова углубляюсь и дочитываю автобиографическую кницу воспоминаний М. Волошина. Как много вопросов без ответов, и как сложны пути человечьи особенно во времена потрясений, революций и войн. Можем ли мы, через 100 лет судить о том жутком времени, применительно к нашему, сегодняшнему времени не менее драматичному и не препдсказжуемому….
Ну какое море без пиратов и без легенд о таких героях всех времен и морей! Как можно побыть в Турции и не проплавать на пиратском судне, которое так рекламируют все туроператоры . Огромное пиратское судно провез счастливых пассажиров сначала в открытое море , потом приблизилось к полуострову со знаменитой башней и резиденцией Клеопатры, потом один из смельчаков с корабля бросился в море, доплыл до берега, взобрался на высокую скалу и исчез в пещере.. Ну а дальше все по плану заготовленного шоу для туристов – простачков вроде нас. Но скалы и море все реальные , внушительный обрыв огромной высоты и легенды о несчастных узниках , которые прыгали с вершины скалы, думая, что точно по траектории попадут в воды спасительного моря. Но тщетно, это была иллюзия и несчастные все разбивались о сакалы.. И вновь легендарный залив Клеопатры встречает подуставших туристов на сверкающем белизной эпляже .
Клеопатра. Как много в этом имени тайн и надежд на яркую, незабываемую любовь и молодость. Бренд, ставший магией для туристов и странным символом гордой и самодостаточной женщины .
И вот все это как будто было как во сне и не со мной. Несколько дней уже нахожусь в российской глубинке, в селе, где гулкая тишина, огромные пространства полей прямо за околицей, часовенка над родником в ближайшем овраге к которому нет -нет да подъезжают на авто, молча покрестятся , наберут воды, робко поинтересуются, откуда такой неожиданный гость с этюдником, разговорятся , расскажут о себе, о своем родном крае ..
И вот уже забыты все турецкие забавы, село Девлезеркино в Самарской губернии напрочь выбила из головы все мифы и легенды средиземноморья свой голой и открытой правдой жизни. Брожу по улицам, желая найти какой ни будь приятый для глаза и души сюжет . И вот она, до боли знакомая картина! Улица, с убегающей вдаль искривленной змейкой-дорогой , не постриженными кустарниками , с покосившимися плетнями и изгородями , с огромной высоты плакучей березой и как монумент во всей красе - колодец с бадьей! Какое все родное и живое… Быстро расставил этюдник и начинаю писать, с некоторой опаской , лишь бы прохожие не стали мешать работе .
Пишу небо, огромное, бескрайнее, дома, улицу..Стоп! Изгиб сверкающей белизной улицы напоминает мне, почему-то, ожерелье пляжа Клеопатры. Такие же цвета и така же безмятежность... Но проходит час, другой….Тишина. Лишь пропылил джип за стеклом которой было видное пухлое и равнодушное лицо. Только тогда я заметил, что улица пустая, не жилая. Нет ни собак, ни кошек ни животных.. Хотя дома, вроде бы все исправные и добротные . Только сейчас заметил дом с разбитыми стеклами и покосившимися ставнями..
Этюд почти заканчивал и вдруг подъезжает старенькое «жигули», останавливается и выходят из машины…. Антоний и Клеопатра!
Почему –то полетела такая вот аналогия. Они старенькие , но еще крепенькие с виду, хотя морщинистые лица и искривленные постоянным трудом руки говорят об их преклонном возрасте. А зачем вы это рисуете , разве это кому –то понравится?. На этой улице никто уже не живет, кроме нас, говорит «Антоний» . Вот два месяца назад Авдотья померла, вон в том дому жила - добавляет «Клеопатра» . Мы тут с рожденья живем, такая была шумная улица, столько было народу! Но вот как распался колхоз молодежь уехала в города, а старики потихоньку вымирают. Нам уж некуда переезжать, мы тут родились, жили тут и помрем- буднично улыбаясь ртом с тремя верхними и одним нижним зубами говорит «Антоний» . А колодец еще живой , там очень чистая и холодная водица, вы попробуйте , очень чистая водица, и колодец остался такой единственный в селе - добавляет «Клеопатра». А на картине наша улица как живая , добавляет со вздохом «Клепатра» .
Как закончите заходите к нам на чай , мы вон в том дому с красной крышей живем , мы вам всю историю села расскажем , может для истории и сгодится , как дополнение к вашей картине - приглашает с улыбкой мой новы знакомый « Антоний»….
Послесловие. Москва. 21 июля. INTERFAX.RU - Двое российских туристов пострадали в ДТП на горной дороге в турецкой провинции Аланья, путешественники госпитализированы, еще один иностранный турист погиб, сообщили в среду порталу "Интерфакс-Туризм" в Генконсульстве России в Анталье.
Инцидент с участием джипа, который вез на экскурсию группу местных и иностранных туристов, произошел около 14:00 по московскому времени на горной дороге в местечке Акчаты (уезд Аланья), рассказали в диппредставительстве.
Совершенно логичная ситуация, подумалось мне, вспоминая эту сумасшедшую гонку без всяких мер безопасности в надежде только на мастерство водителя . Но увы, даже супер ассы однажды ошибаются.
Свидетельство о публикации №222081300003