Спящие боги, гл. 75. Иллюзорная жизненность

ИЛЛЮЗОРНАЯ ЖИЗНЕННОСТЬ
Выбрасывая старую тумбочку, я открыл её дверцу и обнаружил умершего геккона. Его тело уже успело подсохнуть, однако когда оно выпало из тумбочки на землю, то уже безжизненное существо отбросило хвост. У геккона после отбрасывания хвоста ещё несколько раз слабо сократились пальцы на задних конечностях. Хвост же проявил необычайную живость. Он ещё в течение нескольких минут активно извивался и перемещался по земле наподобие змеи, время от времени упираясь кончиком в землю и переворачиваясь.
Уже ушедшее в прошлое существование отбрасывает хвост в виде чувства «я», наполненного иллюзорной жизненностью. Последняя имеет три основных формы – страсть к пище, любвеобильность, а также накопительство  имущества и денег. Эти три сферы иллюзорной жизненности являются бездонными пропастями. Их можно назвать столом, постелью и карманом. Эти пропасти гудят напряжением  и недовольством, как осиные гнезда. Для обманывающегося ума этот гул напоминает гул пчелиного улья, но мёда в гнёздах привязанности к вкусу пищи, совокуплению и деньгам не найти. Мёд остаётся мечтой, а реальностью становятся многочисленные болезненные укусы.
Ум привычен к тому, чтобы занимать себя мыслями о столе, постели и деньгах. Из-за этой привычки через какое-то время после обдумывания других тем ум возвращается к пропастям. Люди, привыкшие к тому, что их ум – это самое подходящее место для таких "человеческих" мыслей, взращивают в себе страдание и озлобление. Поэтому, чтобы избегать пробуждения враждебности в своих собеседниках стоит избегать в разговорах с ними тем еды, половых отношений и денег.
Иллюзорная жизненность вызывает в людях совершенно неадекватную оценку своих возможностей и сил. И часто ради поддержания этой самооценки они готовы пренебречь подлинной жизненностью, объединяющей их с окружающим миром.
Старческая страсть к вкусу пищи встречается довольно часто не только у старых людей, но и у молодых. При размышлении о расстройствах отношения к пище, которые могут выражаться как в переедании, так и в измождении тела путём экстремальных диет, важно понять, что ум молодых людей, страдающих от подобных нарушений, имеет форму беззубых стариков и старух. В этом случае исцеление должно обязательно включать в себя выстраивание в уме молодых людей правильных и умелых представлений о старости. Эти представления обязательно затрагивают жизненные цели. Ведь только нравственный рост людей может позволить им найти в старости опору и утешение.
Половая распущенность никуда не уходит в процессе обычного, животного старения. Она просто всё больше и больше принимает форму нарциссизма. Ведь уменьшение половых возможностей стариков направляет их сладострастие на собственное тело, как на порой единственного доступного любовного партнёра.
Немощный и тощий старик, страдающий болезнью собирательства, мог целую ночь совершать обход мусорников. Приходя к нему утром, я видел в его комнате гору грязных вещей, пакетов с пищевым мусором и даже такой мусор, который был уже неопознаваем. При этом старик ел очень мало, продолжая постепенно худеть. Источник его невероятной энергии был кратко и ясно описан лечащим врачом моего подопечного. Он сказал, что алкоголики часто начинают «поедать» свои мозговые и нервные ткани, превращая их в мышечную энергию. В этом состоянии они едят очень мало и сохнут изнутри.
Все виды иллюзорной жизненности являются проявлением горячих адов. Хотя сознание всех существ божественно, оно, в силу заблуждений и дурных действий, может стать снедаемым болезненным внутренним жаром. Обжорство или измождение тела голодом, половая неугомонность и любовь к звону монет – это неумелые усилия потушить адское пламя, результатом которых является только усиление пожара. 
Возвращение к настоящей жизненности подобно омовению в прохладной воде озера в жаркий день. Божество ума вспоминает состояние покоя, как больной, выздоравливающий от тяжёлого недуга. 


Рецензии