Полевые аэродромы ВВС Красной Армии на Беловодщине

            О  том,  что    на    территории   Беловодского  и    Ёвсугского   районов  Ворошиловградской (Луганской)  области в годы  Великой  Отечественной  войны,  а  именно  в 1942 и  1943 году,   находились    полевые  аэродромы    Красной  Армии    теперь  мало  кому  известно.  Да  и  о  боевой  деятельности    авиации  и  лётчиках,  базирующихся  на  этих  аэродромах,    местные  жители   почти     ничего  не   знают.    Информация,   которую  можно  сегодня  найти  на  сайтах  «Память  народа»  и  «Подвиг  народа»,  позволила   узнать   и  об  этих  полевых  аэродромах, и  о  базирующихся  на  них  авиационных  полках      и   о  конкретных   героях-лётчиках.
   Итак,  в  конце  сентября  1941 г.    в  двух  километрах  на  юго-запад  от   Ёвсуга   возле    «Орлова»  леса    и  в  300  метрах  от   дороги  Ёвсуг – Шпотино   был  обустроен  военный  аэродром  -   расчищена  грунтовая  посадочная  полоса,   оборудованы  места  для  зенитных  крупнокалиберных  пулемётов,  выкопаны  капониры  для  самолётов  и  землянки  для  лётного  состава  и  охраны.  В  начале  октября  на  этот  аэродром,  который  получил  название  «Ёвсугский»  и  относился  к  35-ому  району  авиационного  базирования (35-й РАБ) Юго-Западного  Фронта,  прибыли   эскадрильи    149-го  истребительного  авиационного  полка  и   43-го  ближнего  бомбардировочного   авиационного  полка  64-й  истребительной  авиационной  дивизии (комдив  –  подполковник   Чук  Иван  Григорьевич).  Эскадрильи   располагали  необходимым  количеством   истребителей  МиГ-3  и  ЛаГГ-3  и  бомбардировщиков  Пе-2  и  Су-2.  Технический  уход   самолётов  и  охрану  аэродрома  осуществляли  бойцы   449-го  батальона  аэродромного  обслуживания. В  октябре   1941 г.  немецкое  наступление    было  остановлено   на  Северском   Донце.   И  в  этот  успех  Красной  Армии  свой  вклад    внесли  лётчики   вышеназванных  эскадрилий.    Вот  несколько  фактов.  Пилоты  149-го  истребительного  полка    ежедневно  на  истребителях  МиГ-3  и  ЛаГГ-3  вели  воздушные  бои  с   немецкими   ассами   «люфтваффе».    За  героизм  и  мужество   во  время    осенних  сражений    1941 г.  в  воздухе  под  Харьковом,  Лозовой,  Краматорском  и  Славянском  высокой  правительственной  наградой  -  орденом  Красного   Знамени,  были  награждены  командиры  эскадрилий  -   капитаны    Касьянов  Сергей,  Мамаев  Николай  и  Матыцин  Иван ,  командиры  звеньев  -    ст. лейтенант  Запрягаев  Иван  и  лейтенант  Павлов Василий,  пилоты  -    ст. лейтенант  Федосеев  Владимир (не  вернулся  с  боевого  задания  в  декабре  1941 г.),   сержанты  Кривцов  Сергей  и  Негин  Николай,  мл. лейтенанты  Трипузов  Иван  и   Махалов  Михаил (погиб  в  сентябре  1942 г.).    В   этих  боях    проявил    свой   талант      лётчика-асса   пилот  43 ббап,  сержант  Сулёв  Виктор.  8  октября  1941 г.  он  в  одиночку  на  самолёте     Су-2     за  три  захода,  несмотря  на  плотный   огонь   зениток,  разгромил  под  Красноградом   немецкую   колону  (50  автомашин).    3  декабря  1941 г.  в  районе    Барвенково – Лозовая  с  низкой  высоты  обстрелял  колону  немцев  и  уничтожил  8  машин  с  пехотой.   Так  героически  он  воевал  и  в  последующие годы  войны   и  в  1945 г.  стал  Героем  Советского  Союза.  Особо  существенный  урон  противнику  наносили   лётчики     на   бомбардировщиках  Пе-2 («пешках»)  и  Су-2,  которые  неоднократно  бомбили  колоны  бронетехники  немцев  и  скопление  вражеских  войск  на  ст. Лозовая,  в  районе   Константиновки  и  других  населённых  пунктов.    Для   более  точного  поражения  объектов  и  живой  силы  противника    советским  самолётам   приходилось      производить  бомбометание   на   малых  высотах  и  они  попадали  под  плотный  огонь  немецких   зениток.  Кого-то  сбивали  :  так  в конце  октября  1941 г.   в  районе  Барвенково   погиб  экипаж   Су-2  лейтенанта  Георгия   Грудева.  Кому-то  посчастливилось   возвратиться  на  аэродром  в  самолётах  изрешечённых  осколками  снарядов  и  пулями  крупнокалиберных  немецких  пулемётов.   Приземление  «израненной»  машины  не  всегда  было  удачным.  28 октября  1941 г.  на  аэродроме  разбился  экипаж    Су-2.  Погибли     пилот, лейтенант   Голованёв  Пётр   и  штурман,  ст. лейтенант   Паскевич  Иосиф.  Во   время   налета     в  ноябре  1941 г.   немецкой  авиации  на  аэродром   погибли   мл.  лейтенанты  -  Барановский  Николай  и  Банников  Николай.   При  налёте  немецкой  авиации   на  аэродром   в  апреле  1942 г.    погиб    капитан   Мамаев  Николай  Осипович.    Все  вышеназванные   лётчики   полка  были  награждены  в  декабре  1941  года  орденами  Красного  Знамени,  в  т.ч.  и  погибшие (посмертно).  Апрельский   1942 г. налёт  немецких  самолётов  практически  вывел    «Ёвсугский»  аэродром  из  строя.  Командование  ВВС  Ю-З Ф  вынуждено  было  перебазировать  находящиеся  на  нём  самолёты  на   аэродромы  6-й А  Южного  Фронта.  В   мае  1942 г.  аэродром  под  Ёвсугом  силами  молодёжи  был   восстановлен  и  использовался  советскими  истребителями  до  июля  1942 г. 
   О   «Деркульском»   полевом    аэродроме   1942 года    известно  мало.    По  воспоминаниям  жителя  с. Третьяковки    Власа  Филипповича  Евтушенко    этот  аэродром   появился  в  марте  1942г.  возле  Деркульского  конезавода («в картах», т.е.  на  полях  защищённых  лесопосадками).    Так  как  старшеклассников  местной  школы  привлекали  к  работам  по  обустройству   аэродрома,  Влас  Евтушенко  видел   и  размещённую  на  нём  авиацию.   По  его    воспоминаниям  на  аэродроме   базировалась  разнообразная   авиационная  техника  -   один  4-х моторный  самолёт (возможно  дальний  бомбардировщик  ДБ-7),  один  2-х моторный  транспортный  самолёт (видимо  Ли-2),  несколько  «кукурузников» ( бипланы  У-2)  и  одного  истребителя  (МиГ-3  или  ЛАГГ-3).   Удалось  установить,  что  «Деркульский»  полевой    аэродром   с  марта 1942г.  принадлежал «35-ому  району  авиационного  базирования»  ВВС  Южного  фронта (с мая 1942г. – 4-й ВА, командующий  генерал-лейтенант  авиации  Константин Вершинин).    На  аэродроме   размещались   самолёты    9-го (с 1944г. 69-го) отдельного  авиационного  полка  Гражданского  воздушного  флота (ГВФ), который осуществлял связь  между  войсками  и  доставку  военных  грузов,  эвакуацию  раненых  и  командного  состава,  вёл  воздушную разведку.  Именно  в  этот  полк  были  зачислены    комсомольцы - добровольцы    из   Новодеркула  -   Виктор  Божко  и  Василий  Мерцалов,  которые  улетели  вместе  с  лётными  экипажами  ранним  утром  8 июля  1942 г.,   за  несколько  часов  до  массированного налёта  немецкой  авиации  на  «Деркульский»  аэродром.  В  рядах   батальона     аэродромного  обслуживания      69-го  авиационного   полка  ГВФ    Виктор Иванович  Божко  и  Василий  Григорьевич  Мерцалов   воевали   до   дня  капитуляции  Германии.  С  июля  1942  до    января  1943 года  территории  Беловодского  и  Ёвсугского  районов  были  под   оккупацией  немецко-фашистских  захватчиков.   В  январе  1943 года   наши  земли  были  освобождены  от  оккупантов.                В   феврале  1943г.  начал   обустраиваться  возрождённый  «Деркульский»  полевой  аэродром.  Здесь  разместились   эскадрилья  фронтовых  пикирующих  бомбардировщиков  Пе-2 («пешек»)  39-го   отдельного  разведывательно -бомбардировочного  авиаполка (командир – подполковник Алексей Фёдоров)  и  339-й  отдельный  батальон  аэродромного  обслуживания,  в  котором  кроме  механиков,  водителей  и   зенитчиков  служили   и  девушки- телефонистки. Эти  авиачасти  относились к  202-й   бомбардировочной  авиадивизии  17-й ВА.  С  полевого  «Деркульского»  аэродрома   двухмоторные,  оснащённые  пятью  пулемётами  и  с  бомбовой  нагрузкой  до  1 тонны  «пешки»  полка  ежедневно  бомбили  узловые  железнодорожные  станции  Дебальцево,  Ясиноватая,  Лозовая  и  др.  военные  объекты  фашистов,  нанося  серьёзный  урон  технике  и  живой  силе  противника  в  Донбассе  и  под  Харьковом.   Возвращались   советские   бомбардировщики   с задания  изрешечённые  пулями  и  осколками  немецких  зениток  и  после  ремонта  на  месте   вновь  летели  бомбить  вражеские  позиции.   В  начале  мая  полк  получил   оборудованные  двумя  дополнительными  топливными  баками  и  двумя  фотокамерами  несколько  самолётов  Пе – 3Р  и  стали  осуществлять  разведку  немецкого  тыла.  «Деркульский»   полевой  аэродром   создавал  для  немцев  много  неприятностей.   Чтобы  прикрыть     аэродром  под    Новодеркулом   от  атак    немецких  «юнкерсов»  и  «хейнкелей»,    5-го   мая  1943 г.  здесь  разместились  зенитные  батареи   1084-го    зенитно-артиллерийского    полка    3-й  зенитно-артиллерийской  дивизии, оснащённые  37 мм  автоматическими   зенитными  орудиями.   Первая  неделя  пребывания  зенитчиков     на  аэродроме  была    спокойной ,  немецкие  самолёты  не  появлялись.  Но не  обошлось  без  потерь  личного  состава  -  12-го  мая  во  время  чистки  оружия  боец  3-й  батареи   Хрулёв   ранил  командира  орудия  сержанта  Бориса  Гинсбурга,  который  по  дороге  в  госпиталь  скончался  и    был  похоронен   в  братской  могиле  Новодеркула.    Вскоре  стали  фиксироваться  ночные  полёты  немецких  самолётов,  ведущих  воздушную  разведку.  17-го  мая  зенитчики  провели   учение   по  отражению      налёта   немецкой  авиации  на  аэродром.    Последующую   неделю  немцы  не  появлялись  в  районе   аэродрома.   28-го  мая  по  приказу  командования     зенитные  батареи   полка  были  переброшены    в  Половинкино  под  Старобельск.    К  утру  29 мая   1943 г. на  «Деркульском»  аэродроме     осталось  только  2  зенитных  орудия.   А  на  следующий  день   «ассы  Люфтваффе»  нанесли  неожиданный   удар.  «На  аэродроме  в  Ново-Деркуле  полк  впервые  был  подвергнут  страшной  бомбёжке,   вспоминал   бывший  начальник  связи  авиаполка,  капитан    Евгений Поляков.  18  самолётов  противника  в  считанные  минуты  превратили  аэродром  в  ад.  Как  оказалось  впоследствии,  эта  операция  была  хорошо  спланирована , были  блокированы  истребители  на  соседних  аэродромах  и    немцам   разбомбить   аэродром  в  Ново - Деркуле  никто  не  мешал.    Тем  не  менее,  один  немецкий  самолёт  был  сбит.  Солдат  339-го  батальона  аэродромного  обслуживания  Самуил  Лидерман  соорудил  в  деревьях  вышку  и  разместил  на  ней  крупнокалиберный   пулемёт  ДШК.  Когда  немецкие  «мессеры»  поливали  аэродром  свинцовым  дождём,  уничтожая  наши  самолёты,   Самуил  вёл  настоящую  дуэль  с  ними  и  сбил  вражеский  самолёт.  За    этот  смелый  боевой  поступок  он  был  награждён  орденом  Красной Звезды. В  тот  день  полк  потерял    все  свои  самолёты,  но  вскоре   поступило  новое пополнение  техникой  и  личным  составом.     Не  все  лётные  экипажи   возвращались  с  боевых  вылетов   в   Новодеркул.   Полк  нёс  серьёзные  потери.  9 мая  1943 г.  из - под   Харькова  не  вернулся  с  боевого  задания  экипаж  сержанта  Николая Громова.  В  небе  Старобельщины   13 мая  погибли  лётчики   Александр  Бойков  и  Валентин  Новиков,  14 мая  -  Пётр  Морозов  и  Сергей  Якубов,  15  июня   -  Игорь  Баранов  и   Владимир  Сычёв.  В  тот  же  день  севернее  Старобельска    был  подбит  самолёт   капитана   Петра  Быкова.   Из  экипажа  спастись  удалось  только   Петру.   Но  через  месяц  погиб  и  он.  Оставшиеся  живыми  после  тяжёлых    воздушных  боёв   летом  1943 г.   пилоты     39-го   орабап   продолжали  воевать  под   Полтавой  и  Днепропетровском  и  освобождать  Украину .
   В  конце  февраля   1943 г.  началось  восстановление  «Ёвсугского»  аэродрома.  Здесь   планировали  разместить  самолёты   1-й  эскадрильи   45-го  бомбардировочного  авиаполка  221 бад  17-й ВА Ю-З Ф.  Но  7 марта    при  посадке   на  аэродроме  потерпел  самолёт  «Бостон» Б-3  американского  производства   и  погибли  капитан    Анатолий  Рыбаков,  старшина  Пётр  Давыдов,  сержанты   Леон  Толкачёв  и  Михаил  Горнак.   Полк  перебазировали   в  Подмосковье  и  переформировали  в  45-й  авиационный  полк  истребителей  дальнего  действия.                Кроме  лётчиков  и  техников  на  «Деркульском»  аэродроме  служили  девушки-телефонистки  и  санитарки.  Связистка,  ефрейтор    Лидия  Козорез,  награждённая  медалью  «За  боевые  заслуги»,  пользовалась  у   местной  молодёжи   уважением   и  авторитетом.  Последуя ее примеру   летом  1943г.   в   39-й  орабап   добровольно  поступила  16-летняя  жительница  Новодеркула  Зина Прибыткина  и прослужила  телефонисткой в  этой  авиационной  части  до  1945 г.   В  339-м  батальоне  аэродромного  обслуживания   служила   медсестрой  17-летняя  беловодчанка  Владлена   Ковалёва,   и   в  это  подразделение  на  правах  «сына  полка»  вступил  её   13-летний   брат   Слава  Ковалёв.  Они  были  детьми  погибшего  в  1941г. капитана  А.Е. Ковалёва  и  их  стремление  попасть  на  фронт  и  бить  ненавистного  врага  нашло  поддержку  у  командования  авиаполка.  Слава   прослужил   в  батальоне   до  дня  Победы. 
    Штурманом  в  экипаже   бомбардировщика - разведчика  Пе-3Р  этого  полка   служил  наш  земляк   ст. лейтенант  Константин  Ботов.   Весной  1943  года  ст. лейтенант  Константин  Павлович  Ботов  был  награждён  орденом  Отечественной  войны  II ст.  В  наградном  листе  отмечено:  «Ботов  в  декабре 1942 – феврале 1943 г.  успешно  бомбил  скопление  живой  силы  и  техники  в  районе  г. Беловодска.   Он  показал  себя  смелым  и  находчивым    стрелком  и   благодаря  его  умелому  бомбометанию  уничтожено  25  автомашин   и  более  20  повозок  с  боеприпасами  и  живой  силой  неприятеля,  дом  в  военном  городке   Беловодска  и  уничтожил   более  80  гитлеровцев».   По  всей  видимости,  речь  идёт  о  дорожной  комендатуре  немцев,  которая  находилась  на  месте   нынешнего  автовокзала  и  была  разбомблена советскими  лётчиками   18  января  1943 г.  Неоднократно   экипаж    Константина  Ботова  вылетал  на  разведку  вглубь  оккупированной  немцами  территории.  За    предоставление  командованию  важных  сведений  о  противнике  Константин  Павлович  был  награждён  орденами   Отечественной  войны I ст.    и  Красного  Знамени.  Погиб   К. Ботов   25  мая  1944г.     И  ещё  один  наш  земляк  служил  в  39 отдельном  разведывательном  авиационном  полку.   Техник-сержант  Шуликин  Семён  Абрамович   отвечал  за  состояние  стрелкового  вооружения  самолётов  и  за  качественное  обслуживание  оружия  был  в  1944 г.  награждён  медалью  «За  боевые  заслуги».                После  войны   С. А. Ковалёв  и  В. А. Ковалёва(Калиновкер)  проживали  в  Беловодске,  а   З. П. Прибыткина (Глебова),  В. И. Божко  и  С. А. Шуликин   -   в  Новодеркуле.                Полевой  аэродром  под    Новодеркулом    действовал  до  середины  июля  1943 года.  Он  ещё раз  повергся  налёту  немецкой   авиации,  во  время  которого   погибла  военврач  3-го  ранга  Кордон  Надежда.   Она  была  похоронена  на  кладбище   села  Даниловки. 
  Прошло  80 лет.  Ныне  на местности,  где  были  в  годы  войны  аэродромы  ВВС КА,  колосятся  хлеба.  "Но  мир  спасённый"  должен помнить события  и  героев  давно  минувших  дней!


Рецензии