Полевые аэродромы ВВС Красной Армии на Беловодщине
Итак, в конце сентября 1941 г. в двух километрах на юго-запад от Ёвсуга возле «Орлова» леса и в 300 метрах от дороги Ёвсуг – Шпотино был обустроен военный аэродром - расчищена грунтовая посадочная полоса, оборудованы места для зенитных крупнокалиберных пулемётов, выкопаны капониры для самолётов и землянки для лётного состава и охраны. В начале октября на этот аэродром, который получил название «Ёвсугский» и относился к 35-ому району авиационного базирования (35-й РАБ) Юго-Западного Фронта, прибыли эскадрильи 149-го истребительного авиационного полка и 43-го ближнего бомбардировочного авиационного полка 64-й истребительной авиационной дивизии (комдив – подполковник Чук Иван Григорьевич). Эскадрильи располагали необходимым количеством истребителей МиГ-3 и ЛаГГ-3 и бомбардировщиков Пе-2 и Су-2. Технический уход самолётов и охрану аэродрома осуществляли бойцы 449-го батальона аэродромного обслуживания. В октябре 1941 г. немецкое наступление было остановлено на Северском Донце. И в этот успех Красной Армии свой вклад внесли лётчики вышеназванных эскадрилий. Вот несколько фактов. Пилоты 149-го истребительного полка ежедневно на истребителях МиГ-3 и ЛаГГ-3 вели воздушные бои с немецкими ассами «люфтваффе». За героизм и мужество во время осенних сражений 1941 г. в воздухе под Харьковом, Лозовой, Краматорском и Славянском высокой правительственной наградой - орденом Красного Знамени, были награждены командиры эскадрилий - капитаны Касьянов Сергей, Мамаев Николай и Матыцин Иван , командиры звеньев - ст. лейтенант Запрягаев Иван и лейтенант Павлов Василий, пилоты - ст. лейтенант Федосеев Владимир (не вернулся с боевого задания в декабре 1941 г.), сержанты Кривцов Сергей и Негин Николай, мл. лейтенанты Трипузов Иван и Махалов Михаил (погиб в сентябре 1942 г.). В этих боях проявил свой талант лётчика-асса пилот 43 ббап, сержант Сулёв Виктор. 8 октября 1941 г. он в одиночку на самолёте Су-2 за три захода, несмотря на плотный огонь зениток, разгромил под Красноградом немецкую колону (50 автомашин). 3 декабря 1941 г. в районе Барвенково – Лозовая с низкой высоты обстрелял колону немцев и уничтожил 8 машин с пехотой. Так героически он воевал и в последующие годы войны и в 1945 г. стал Героем Советского Союза. Особо существенный урон противнику наносили лётчики на бомбардировщиках Пе-2 («пешках») и Су-2, которые неоднократно бомбили колоны бронетехники немцев и скопление вражеских войск на ст. Лозовая, в районе Константиновки и других населённых пунктов. Для более точного поражения объектов и живой силы противника советским самолётам приходилось производить бомбометание на малых высотах и они попадали под плотный огонь немецких зениток. Кого-то сбивали : так в конце октября 1941 г. в районе Барвенково погиб экипаж Су-2 лейтенанта Георгия Грудева. Кому-то посчастливилось возвратиться на аэродром в самолётах изрешечённых осколками снарядов и пулями крупнокалиберных немецких пулемётов. Приземление «израненной» машины не всегда было удачным. 28 октября 1941 г. на аэродроме разбился экипаж Су-2. Погибли пилот, лейтенант Голованёв Пётр и штурман, ст. лейтенант Паскевич Иосиф. Во время налета в ноябре 1941 г. немецкой авиации на аэродром погибли мл. лейтенанты - Барановский Николай и Банников Николай. При налёте немецкой авиации на аэродром в апреле 1942 г. погиб капитан Мамаев Николай Осипович. Все вышеназванные лётчики полка были награждены в декабре 1941 года орденами Красного Знамени, в т.ч. и погибшие (посмертно). Апрельский 1942 г. налёт немецких самолётов практически вывел «Ёвсугский» аэродром из строя. Командование ВВС Ю-З Ф вынуждено было перебазировать находящиеся на нём самолёты на аэродромы 6-й А Южного Фронта. В мае 1942 г. аэродром под Ёвсугом силами молодёжи был восстановлен и использовался советскими истребителями до июля 1942 г.
О «Деркульском» полевом аэродроме 1942 года известно мало. По воспоминаниям жителя с. Третьяковки Власа Филипповича Евтушенко этот аэродром появился в марте 1942г. возле Деркульского конезавода («в картах», т.е. на полях защищённых лесопосадками). Так как старшеклассников местной школы привлекали к работам по обустройству аэродрома, Влас Евтушенко видел и размещённую на нём авиацию. По его воспоминаниям на аэродроме базировалась разнообразная авиационная техника - один 4-х моторный самолёт (возможно дальний бомбардировщик ДБ-7), один 2-х моторный транспортный самолёт (видимо Ли-2), несколько «кукурузников» ( бипланы У-2) и одного истребителя (МиГ-3 или ЛАГГ-3). Удалось установить, что «Деркульский» полевой аэродром с марта 1942г. принадлежал «35-ому району авиационного базирования» ВВС Южного фронта (с мая 1942г. – 4-й ВА, командующий генерал-лейтенант авиации Константин Вершинин). На аэродроме размещались самолёты 9-го (с 1944г. 69-го) отдельного авиационного полка Гражданского воздушного флота (ГВФ), который осуществлял связь между войсками и доставку военных грузов, эвакуацию раненых и командного состава, вёл воздушную разведку. Именно в этот полк были зачислены комсомольцы - добровольцы из Новодеркула - Виктор Божко и Василий Мерцалов, которые улетели вместе с лётными экипажами ранним утром 8 июля 1942 г., за несколько часов до массированного налёта немецкой авиации на «Деркульский» аэродром. В рядах батальона аэродромного обслуживания 69-го авиационного полка ГВФ Виктор Иванович Божко и Василий Григорьевич Мерцалов воевали до дня капитуляции Германии. С июля 1942 до января 1943 года территории Беловодского и Ёвсугского районов были под оккупацией немецко-фашистских захватчиков. В январе 1943 года наши земли были освобождены от оккупантов. В феврале 1943г. начал обустраиваться возрождённый «Деркульский» полевой аэродром. Здесь разместились эскадрилья фронтовых пикирующих бомбардировщиков Пе-2 («пешек») 39-го отдельного разведывательно -бомбардировочного авиаполка (командир – подполковник Алексей Фёдоров) и 339-й отдельный батальон аэродромного обслуживания, в котором кроме механиков, водителей и зенитчиков служили и девушки- телефонистки. Эти авиачасти относились к 202-й бомбардировочной авиадивизии 17-й ВА. С полевого «Деркульского» аэродрома двухмоторные, оснащённые пятью пулемётами и с бомбовой нагрузкой до 1 тонны «пешки» полка ежедневно бомбили узловые железнодорожные станции Дебальцево, Ясиноватая, Лозовая и др. военные объекты фашистов, нанося серьёзный урон технике и живой силе противника в Донбассе и под Харьковом. Возвращались советские бомбардировщики с задания изрешечённые пулями и осколками немецких зениток и после ремонта на месте вновь летели бомбить вражеские позиции. В начале мая полк получил оборудованные двумя дополнительными топливными баками и двумя фотокамерами несколько самолётов Пе – 3Р и стали осуществлять разведку немецкого тыла. «Деркульский» полевой аэродром создавал для немцев много неприятностей. Чтобы прикрыть аэродром под Новодеркулом от атак немецких «юнкерсов» и «хейнкелей», 5-го мая 1943 г. здесь разместились зенитные батареи 1084-го зенитно-артиллерийского полка 3-й зенитно-артиллерийской дивизии, оснащённые 37 мм автоматическими зенитными орудиями. Первая неделя пребывания зенитчиков на аэродроме была спокойной , немецкие самолёты не появлялись. Но не обошлось без потерь личного состава - 12-го мая во время чистки оружия боец 3-й батареи Хрулёв ранил командира орудия сержанта Бориса Гинсбурга, который по дороге в госпиталь скончался и был похоронен в братской могиле Новодеркула. Вскоре стали фиксироваться ночные полёты немецких самолётов, ведущих воздушную разведку. 17-го мая зенитчики провели учение по отражению налёта немецкой авиации на аэродром. Последующую неделю немцы не появлялись в районе аэродрома. 28-го мая по приказу командования зенитные батареи полка были переброшены в Половинкино под Старобельск. К утру 29 мая 1943 г. на «Деркульском» аэродроме осталось только 2 зенитных орудия. А на следующий день «ассы Люфтваффе» нанесли неожиданный удар. «На аэродроме в Ново-Деркуле полк впервые был подвергнут страшной бомбёжке, вспоминал бывший начальник связи авиаполка, капитан Евгений Поляков. 18 самолётов противника в считанные минуты превратили аэродром в ад. Как оказалось впоследствии, эта операция была хорошо спланирована , были блокированы истребители на соседних аэродромах и немцам разбомбить аэродром в Ново - Деркуле никто не мешал. Тем не менее, один немецкий самолёт был сбит. Солдат 339-го батальона аэродромного обслуживания Самуил Лидерман соорудил в деревьях вышку и разместил на ней крупнокалиберный пулемёт ДШК. Когда немецкие «мессеры» поливали аэродром свинцовым дождём, уничтожая наши самолёты, Самуил вёл настоящую дуэль с ними и сбил вражеский самолёт. За этот смелый боевой поступок он был награждён орденом Красной Звезды. В тот день полк потерял все свои самолёты, но вскоре поступило новое пополнение техникой и личным составом. Не все лётные экипажи возвращались с боевых вылетов в Новодеркул. Полк нёс серьёзные потери. 9 мая 1943 г. из - под Харькова не вернулся с боевого задания экипаж сержанта Николая Громова. В небе Старобельщины 13 мая погибли лётчики Александр Бойков и Валентин Новиков, 14 мая - Пётр Морозов и Сергей Якубов, 15 июня - Игорь Баранов и Владимир Сычёв. В тот же день севернее Старобельска был подбит самолёт капитана Петра Быкова. Из экипажа спастись удалось только Петру. Но через месяц погиб и он. Оставшиеся живыми после тяжёлых воздушных боёв летом 1943 г. пилоты 39-го орабап продолжали воевать под Полтавой и Днепропетровском и освобождать Украину .
В конце февраля 1943 г. началось восстановление «Ёвсугского» аэродрома. Здесь планировали разместить самолёты 1-й эскадрильи 45-го бомбардировочного авиаполка 221 бад 17-й ВА Ю-З Ф. Но 7 марта при посадке на аэродроме потерпел самолёт «Бостон» Б-3 американского производства и погибли капитан Анатолий Рыбаков, старшина Пётр Давыдов, сержанты Леон Толкачёв и Михаил Горнак. Полк перебазировали в Подмосковье и переформировали в 45-й авиационный полк истребителей дальнего действия. Кроме лётчиков и техников на «Деркульском» аэродроме служили девушки-телефонистки и санитарки. Связистка, ефрейтор Лидия Козорез, награждённая медалью «За боевые заслуги», пользовалась у местной молодёжи уважением и авторитетом. Последуя ее примеру летом 1943г. в 39-й орабап добровольно поступила 16-летняя жительница Новодеркула Зина Прибыткина и прослужила телефонисткой в этой авиационной части до 1945 г. В 339-м батальоне аэродромного обслуживания служила медсестрой 17-летняя беловодчанка Владлена Ковалёва, и в это подразделение на правах «сына полка» вступил её 13-летний брат Слава Ковалёв. Они были детьми погибшего в 1941г. капитана А.Е. Ковалёва и их стремление попасть на фронт и бить ненавистного врага нашло поддержку у командования авиаполка. Слава прослужил в батальоне до дня Победы.
Штурманом в экипаже бомбардировщика - разведчика Пе-3Р этого полка служил наш земляк ст. лейтенант Константин Ботов. Весной 1943 года ст. лейтенант Константин Павлович Ботов был награждён орденом Отечественной войны II ст. В наградном листе отмечено: «Ботов в декабре 1942 – феврале 1943 г. успешно бомбил скопление живой силы и техники в районе г. Беловодска. Он показал себя смелым и находчивым стрелком и благодаря его умелому бомбометанию уничтожено 25 автомашин и более 20 повозок с боеприпасами и живой силой неприятеля, дом в военном городке Беловодска и уничтожил более 80 гитлеровцев». По всей видимости, речь идёт о дорожной комендатуре немцев, которая находилась на месте нынешнего автовокзала и была разбомблена советскими лётчиками 18 января 1943 г. Неоднократно экипаж Константина Ботова вылетал на разведку вглубь оккупированной немцами территории. За предоставление командованию важных сведений о противнике Константин Павлович был награждён орденами Отечественной войны I ст. и Красного Знамени. Погиб К. Ботов 25 мая 1944г. И ещё один наш земляк служил в 39 отдельном разведывательном авиационном полку. Техник-сержант Шуликин Семён Абрамович отвечал за состояние стрелкового вооружения самолётов и за качественное обслуживание оружия был в 1944 г. награждён медалью «За боевые заслуги». После войны С. А. Ковалёв и В. А. Ковалёва(Калиновкер) проживали в Беловодске, а З. П. Прибыткина (Глебова), В. И. Божко и С. А. Шуликин - в Новодеркуле. Полевой аэродром под Новодеркулом действовал до середины июля 1943 года. Он ещё раз повергся налёту немецкой авиации, во время которого погибла военврач 3-го ранга Кордон Надежда. Она была похоронена на кладбище села Даниловки.
Прошло 80 лет. Ныне на местности, где были в годы войны аэродромы ВВС КА, колосятся хлеба. "Но мир спасённый" должен помнить события и героев давно минувших дней!
Свидетельство о публикации №222081300549