Волга в огне
Согласно приказу наркома ВМФ от 27 октября 1941 года на базе учебного отряда кораблей на Волге была образована Волжская военная флотилия. 24 июля 1942 года была передана в оперативное подчинение командующему Сталинградским фронтом, а к 23 августа флотилия завершила оперативное развертывание. Ее оперативная зона протянулась на 1164 километра. Командовал флотилией контр-адмирал Дмитрий Дмитриевич Рогачёв.
В это время в ее состав входили 7 канонерских лодок, 14 бронекатеров, 33 катерных тральщика, две плавучие зенитные батареи, железнодорожная батарея и два батальона (32-й и 33-й) морской пехоты. Первоначально флотилия базировалась в Сталинграде, но в марте 1942 года была переведена в Ульяновск. С мая 1943 года в оперативное подчинение флотилии перешли и волжские гражданские пароходства.
О решающей роли флотилии в Сталинградской битве, длившейся с 24 июля 1942 до конца января 1943 года, написано достаточно много, поэтому ограничюсь словами командующего 62-й армией В.И. Чуйкова: «О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи».
Я же остановлюсь на борьбе флотилии с немецкими неконтактными донными минами, которые сбрасывали в реку самолеты Люфтваффе.
Хотя немцы применяли магнитные мины с 1939, а акустические с 1940 года, советские моряки к борьбе с ними оказались совершенно неготовыми. Размагничивающими устройствами были оснащены единичные корабли, электромагнитные тралы существовали только в опытных экземплярах, минёры флотов подготовки к обезвреживанию таких мин не получили.
Только с 22 июля по 1 ноября 1942 года от подрыва на минах и ударов немецкой авиации на Волге погибли 126 судов с различными грузами, в первую очередь с нефтью и нефтепродуктами. Тысячи тонн нефти с потопленных судов пылали на волжской поверхности на протяжении многих десятков километров. На путь из Астрахани до Саратова затрачивали до 22 дней вместо 9 дней в мирное время.
Если за весь 1942 год была зафиксирована постановка 50 мин, то только за май 1943 года уже 364 магнитных и магнитно-акустических мин. Обнаружение и траление этих мин затруднялось наличием у них прибора кратности, то-есть, в зависимости от его настройки, грузовое судно или тральщик должны были пройти над миной от двух до шестнадцати раз, чтобы заставить ее взорваться и прибора срочности, для перевода мины в боевое положение в заданное время.
На Волге пришлось срочно создавать огромную инфраструктуру противоминной обороны - станции безобмоточного размагничивания судов, организовывать партии траления и проводки судов, посты наблюдения для засечки и оповещения о сбросе мин. В этот период флотилией командовал контр-адмирал Ю.А. Пантелеев.
Из-за отсутствия электромагнитных тралов использовались трал-баржи - обычные речные баржи, в основном деревянные, груженные предварительно намагниченными железнодорожными рельсами. Таскали эти баржи бывшие гражданские буксирчики с мобилизованными экипажами из местных речников. Часто это были «газоходы», двигатели которых работали на газе, получаемом в газогенераторах из дров, что позволяло экономить немалое количество жидкого топлива.
Прославился газоход «Г-12», ставший тральщиком «Т-611», единственный с чисто женским экипажем из семи человек под командованием старшины 2-й статьи Антонины Куприяновой. Весь экипаж впоследствие был удостоен правительственных наград.
Если в августе 1942 года в составе флотилии было всего лишь 33 тральщика, то к осени 1943 года их число достигло 213. Ключевую роль в борьбе с минной опасностью сыграли посты наблюдения, развернутые на берегах Волги, их число превысило 700. Каждый пост состоял из трех человек, в основном девушек-краснофлотцев, которые вели постоянное наблюдение за рекой и фиксировали место сброса мин, что позволяло своевременно их уничтожить или проводить суда безопасным фарватером.
Неоценимую помощь в наблюдении оказывало и местное население, за что командование Волжской флотилии нередко награждало их денежной премией. За обнаружение и уничтожение мин морякам флотилии и местному населению было выплачено денежное вознаграждение в сумме 530 тыс. рублей.
В результате принятых мер в навигации 1942-1943 годов из выставленных противником 751 мины было уничтожено 444. В 1943 году в результате усиления ПВО немецкие летчики вынуждены были сбрасывать мины с большой высоты. Из 409 мин, ставившихся самолетами противника в апреле - июне, 84 не попали в Волгу, а взорвались при ударе о землю. Последние минные постановки немецкая авиация выполнила 25 и 26 июня 1943 года.
Потери судов резко снизились. Всего за навигацию 1943 года в бассейне Нижней Волги прошло 10 959 судов, из них подорвалось на минах всего лишь 13, а со второй половины мая до конца навигации не было ни одного случая подрыва нефтеналивных судов. Объем перевозок по Волге составил 5 млн тонн, что внесло неоценимый вклад в Победу. А более 1000 моряков Волжской военной флотилии были награждены орденами и медалями.
В конце кампании 1943 года началось возвращение ряда кораблей флотилии гражданским ведомствам. На 18 октября в составе Волжской флотилии оставалось 6 канонерских лодок, 80 тральщиков, 13 сторожевых катеров, 5 минометных катеров, 35 полуглиссеров, 2 плавучие батареи, 5 штабных кораблей, 30 буксировщиков трал-барж. В 1943 году часть кораблей флотилии послужила для создания Днепровской военной флотилии. 30 июня 1944 года Волжская военная флотилия была расформирована.
Свидетельство о публикации №222081300684