Кто присмотрит за мамой

Драма 

Действующие лица:
ТАМАРА АЛЕКСЕЕВНА КОСТОМАРОВА, 71 год

НИКОЛАЙ Костомаров, ее сын,учитель географии
Катя Костомарова, его жена
Маша, их дочь,

СОНЯ Костомарова, дочь Тамары Алексеевны,

ОЛЬГА Лемешева, вторая дочь Тамары Алексеевны,
Дмитрий Лемешев, муж Ольги, специалист по компьютерам

ИННА Орлова, младшая дочь Тамары Алексеевны,
Степан Орлов, ее муж, спортивный тренер

Доктор





1 ДЕЙСТВИЕ
Небольшая кухня. На столе яблоки, помидоры, корица. Тамара Алексеевна, которая в дальнейшем будет называться МАТЬ, и ее дочь Соня в фартуках у стола.
Соня
-Я помою яблоки для пирога.
Мать
- Хорошо, Сонечка. Подумай, пожалуйста, всё ли у нас есть для вечера.  Придут люди, хочется, чтобы всё было на уровне.
Соня
- Я же сказала, что в основном всё имеется. Коля обещал принести вино, Оля -  свечи.
МАТЬ
- А со свечками что?  В прошлом году было семьдесят! Еле уместились на пироге, я их с трудом задула.
Соня
- Оля принесет две свечки с цифрами 7 и 1, тебя это устраивает? 
Мать
- Я чувствую, что ты раздражена.   Катя придет? Коля сказал, что она приболела.
Соня
-  Катя, Коля и Маша будут как штык, им совесть не позволит пропустить твой день рождения.
Мать
- У Маши на носу экзамены, она играет трудную программу: Шуман, Лист, воображаю, в каком она напряжении.
Соня
- Маша очень терпеливая.
МАТЬ
- Ваш отец, хоть и был математиком, прекрасно играл Листа. Маша в дедушку пошла.
Соня
- Ты сама музыкант, в музыкальной школе преподавала.
Мать
- Когда я вышла замуж, то верила, что у нас будет большая дружная семья. Но Кирилл умер, и мне пришлось одной поднимать вас.
Соня
- Мама, тебя к телефону. Звонили бы по мобильному, городской уже надоел.
Мать, прихрамывая, идет в прихожую и скоро возвращается.
Мать
- Звонил Степа и сказал, что они с Инной не придут. Меня очень беспокоит  состояние Инны.
Соня
- Значит, на четыре персоны меньше.
МАТЬ
- Степан думает, что если регулярно принимать лекарства, которые Инне прописали,  то депрессия отступит. Но таблетки – вещь коварная. Очень жалко, что Инины дети мало играют с Олиными девочками. 

Соня
-  Это для тебя Аня и Рита ангелочки, а дома они чертенята. Я как-то за ними присматривала, так они меня заездили, все время что-то придумывали, буквально лезли на голову.
Мать
- Коли уж мы заговорили на эту тему, Соня, ты не думаешь, что для тебя крайний срок подумать о себе?
Соня (вспыхивает)
- Мама, ты знаешь…
Мать
- Что твой Денис- тюфяк и никак не может сделать тебе предложение?
Соня
- Я не желаю говорить на эту тему, тем более в таком тоне.
Мать
- Степан тоже долго не делал Инне предложение. Но все же сделал. Скажу по секрету, это я поставила его перед выбором: или он женится, или пусть уходит. Получилось! И с твоим Денисом поговорю!
Соня
- Мама, не смей! Между прочим, ты как-то сказала, что у Инны неудачный муж,   неинтеллигентный,    у него никаких интересов, кроме спорта. Выходит, что это ты виновата в  проблемах Инны! Так вот,  Денис-  не мой идеал.
Мать
- Ладно, Сонечка.  Поговорим на эту тему  позже.  Дай-ка мне скалку. (раскатывает на кухонном столе тесто.) Надеюсь, что Оля с Димой не  сильно опоздают как в прошлый раз, и девчонок с собой возьмут.(стонет)  У меня нога разболелась, дай-ка я сяду. Оля сказала, что у нее есть замечательный врач-ортопед, который берется сделать мне операцию.
Соня.
- Это было бы замечательно! (смотрит на часы) Мамочка, я побежала. Посетители появятся  в библиотеке   минут через десять,   я успею. Хорошо, когда работа рядом.

Соня уходит. Мать возится с пирогом.
Мать.
- С ума можно сойти с этими девчонками! У каждой свои проблемы, заморочки.




ВТОРОЕ действие

 Квартира Ольги и Димы.  Ольга собирается на работу в поликлинику, Дима сидит за компьютером.
Ольга
-Мне только что позвонила Соня и сказала, что маму ночью увезли в больницу.
 
Дима.
- Что случилось с Тамарой Алексеевной?
Ольга.
Со слов Сони. Мама ночью  упала с кровати, не смогла подняться,  бредила, Соня испугалась и вызвала Скорую. Результат известен.
Дима. И как она? я имею в виду тёщу.
Ольга
Соня говорит, жить будет.
Дима.   Вчера мы  славно посидели,   у всех было отличное настроение. Жаль, что   не было Степы и Инны.

Ольга.
- Инна сама виновата, отказывается принимать  таблетки, опасаясь зависимости. По-моему, полная чушь.
Дима
- Зря ты говоришь о сестре пренебрежительно. Я с ней общался в прошлом году на юбилее твоей мамы, Инна произвела  на меня впечатление человека с тонкой душевной организацией.  Ты как врач могла бы помочь сестре, найти для нее более эффективный курс лечения.
Ольга.
- Я могу посоветовать Инне только одно: неукоснительно следовать предписаниям лечащего врача и не заниматься самолечением. Народные средства при  депрессия  малоэффективны и даже противопоказаны. Но вернемся к моей маме. Тогда,  после перелома ноги кость неправильно срослась, в результате появилось то, что мы видим.  Доктор Лапто согласен сделать маме операцию, стоимость её смехотворная по сравнению с теми деньгами, которые дерут зарубежные светила. Дима, ты получил  письмо от Марка? Сколько мы уже ждем!
Дима
- С тех пор как шеф перебрался в Штаты, я все время в ожидании.
Ольга.
 - Твой Марк предсказуем. Дела в фирме пошли плохо, вот он и убежал от банкротства, вас бросил.
Дима
- Наша команда подтягивается в том направлении. Теперь моя  очередь. Ты своей маме говорила насчет нашего скорого отъезда за границу?
Ольга.
 - Конечно, говорила, но мне кажется, что она  не восприняла известие в полной мере.
Дима.
- Вероятно, она восприняла известие как нечто абстрактное, а когда ее поставят перед фактом, то у нее  может быть нервный срыв...
Ольга.
- Да.  Если она узнает, что мы завтра-послезавтра  уедем, ее может  хватить удар. Мне самой уезжать боязно. Как подумаю, что окажусь в чужой стране, без друзей, без знакомых. Девчонкам надо вживаться в новую среду.Ты вечно будешь в работе...


Дима. Девочкам как раз переезд пойдет на пользу. Язык выучат, мир повидают.
Ольга.- Анечка боится ехать, а Риточка наоборот, хочет перебраться в Америку. Тебе  будет хорошо, ты наш  компьютерный гений. 
Дима.Не хвали,а то перехвалишь.
- Ольга. Ну, ладно, я удаляюсь к нудным пациентам.  Компьютерный гений, купи, пожалуйста, морковь, хлеб и кефир.
Дима.
-Слушаюсь, мой капитан.  Кто же пойдет в больницу к  Тамаре Алексеевне?


3 ДЕЙСТВИЕ
Квартира Степана и Инны
Инна сидит на диване, смотрит в одну точку. Вокруг беспорядок, постель не убрана. Входит Степан.
- Инна, как ты?
Инна
- Нормально.
Степан.
- Сходи еще раз к врачу, пусть тебе выпишут более сильное лекарство.  Я говорил, что тебе давно пора уходить из парикмахерского салона. Скажи что-нибудь.
Инна молчит.
Степан
-  Инна, забыл  сказать,мне Соня звонила,  твоя мама в больнице.
Инна
- Да.
Степан
-  Ты знаешь?
Инна
- Я предчувствовала. Оля всегда маму напрягала, использовала, а теперь собирается свалить за границу.  Меня мама давно не замечает, с девочками не сидит
Степан
-Я уверен, что твоя мама тебя любит, и наших детей тоже.

Из детской раздались крики, Степан поспешил туда. Вскоре вернулся.
Степан
- Дети поцапались из-за мультика, Настя хочет про Русалочку, а Миша про Шрека. Ладно, если они тебя раздражают, сегодня же отвезу их к тёте Саше.
Инна
-  У меня болит голова.
Слышен телефонный звонок, Степан  разговаривает,потом говорит  жене:

- Инночка, Соня  спрашивает,не  могла бы ты прийти в больницу  к маме. Ее оставили  на обследование до следующего понедельника.
Инна. Я не знаю... У меня нет сил
Степан
- Не хватало нам еще за Тамарой Алексеевной присматривать! Между прочим, если что-то случится с твоей мамой, ты могла бы претендовать на ее комнату.
Инна
- Степа, что ты несешь.
Степан
- Ладно, молчу. Мне пора, ребята ждут, у них серьезный настрой, ребята  хотят получить  призовые места. Я уверен, что ты справишься с хандрой, станешь такой же, как прежде.

Степан выводит детей из детской, надеясь, что мама обратит на них внимание.  Настя и Миша подходят  к Инне, вопросительно смотрят на нее, но не видят интереса к ним  в  глазах мамы и хмуро идут  к выходу.

Инна (одна)
-Если бы кто-нибудь знал, как мне плохо! Степа думает, что я  симулирую, а я бы рада что-то сделать, но у меня руки не поднимаются, ужасная слабость...   (Придвигает флакон  с лекарством, долго смотрит на него) - Бесполезно,таблетки не помогают...
 


4 ДЕЙСТВИЕ
Больница
Мать лежит на  кровати. Входит Соня, она уходила на несколько часов в библиотеку и вернулась с пакетами.
Соня
 - Мама! Как ты в отдельной палате? 
Мать
  (отмахивается)- И не говори. Ты всем позвонила? Оле,  Коле, Инне, наконец? Неужели никто, кроме тебя, не смог придти в больницу?  Мне с ногой хуже стало, раньше она не болела.
Соня.
- Мамочка, благодаря Оле тебя перевели в отдельную палату. У нее в этой больнице оказался знакомый доктор. 

Входит доктор
Доктор
- Здравствуйте, Тамара Алексеевна,  Как вы себя чувствуете?
Мать
-Неважно. Нога болит.
Доктор
 -  Ольга Кирилловна уведомила меня о вашей предполагаемой операции. Сделаем рентген,  кардиограмму, возьмем у вас анализы.  Это займет несколько дней.
Соня.
Хорошо, доктор.
Доктор
- Я просмотрел график утреннего обхода. У вас повышенное давление и субфибрильная температура. Возможно, это последствия перенесенного стресса. Будем наблюдать. До свидания.
 
Доктор уходит.
Мать
- Сонечка, открой окно, здесь нечем дышать.

  В этот момент у Сони звонит мобильник.
Соня
-  Денис, это ты? привет,  я сейчас в больнице( подходит к окну, открывает его) Ты спрашиваешь, как дела? Мама в больнице на обследовании. Нет, что ты, я очень хочу тебя видеть, давай завтра сходим куда-нибудь, я буду ждать твоего звонка.
(подходит к матери,) Ну, мама, я пока пойду, я всех обзвонила, кто-нибудь обязательно придет.
МАТЬ
- Спасибо, Сонечка, я сейчас посплю, я очень устала. Ты с Олей поговори, расскажи, что доктор сказал насчет операции.


5 ДЕЙСТВИЕ
Катя и Маша в своей квартире.
Катя.
-Маша, посмотри, какую блузку я тебе купила. Примерь.
Маша
- Действительно, красивая блузка и размер ты угадала. Спасибо.
Катя.
- Как прошел урок музыки, что сказала Анна Григорьевна?
Маша
-Она сказала, что я хорошо играю технически, но надо отточить исполнение.Вот я и стараюсь.
Катя.
-  Папа скоро придет?
Маша
-  У него шестой урок, в восьмом классе.  Значит папа появится минут через сорок.   Пойду поиграю немного( уходит)

Входит Николай

- А вот и я. Недавно звонила Соня. Мама попала в больницу, но с ней ничего страшного.
Катя
- Как же так? Еще вчера мама закатила прием, улыбалась.
Николай
- Переутомилась, наверное. Я пойду ее навестить. 
Катя
 - Коля, пообедай, я тебе борщ сварила, котлеты есть твои любимые, садись за стол.
Николай
-  Давай быстренько
Катя накрывает на стол, Николай торопливо ест)
Катя
- Ты совсем не думаешь о себе. Тебе нужен отдых. Ты осунулся в последнее время от  нервотрепки,твои верзилы тебя заездили.  Хоть бы платили нормально, еле сводим концы с концами. А тут еще твоя мама. Ей Богу, в старости пойду в дом престарелых, чтобы не быть никому обузой.
Николай
- Это ты сейчас  так говоришь, посмотрим, что ты запоешь лет через 20.
Катя
-  Я  люблю твою маму, но она властная,  хочет всех контролировать.
Николай.
- Мама всегда нас вкусно кормила.
Катя
- У нее отлично  получается только капустный пирог. 
Николай (встает изо стола.)
-   Спасибо, Катя. Побегу.
Катя
- Пускай Оля присматривает за мамой.Оля - ее любимая дочка, ты сам говорил. Вот пусть и отдает дочерний долг.  А на деле только Соня с мамой. Жалко Соню, никакой личной жизни.
Николай
 - Оля и Дима  скоро уедут за границу. Придется нам заменить их.
Катя
-  Не переборщи. Оля и ее муженек не очень-то заботились о маме.
 Когда твоя мама прошлый раз была в больнице, ты к ней бегал каждый день. Ты даже Новый год встретил в больнице.
Николай.
- Вы там тоже  были!
Катя.
- Ну да, пришлось приехать, чтобы встретить Новый год  вместе. Никогда этого не забуду.

Маша (входит в комнату)
- Привет, папа! Не спорьте, родители. Я пойду навестить бабушку.
Катя
- Но тебе  надо заниматься! У тебя скоро экзамен!
Маша
- Я все успею, вот увидите.
Николай.
- В другой раз пойдешь, дочка. Катя, положи яблоки в мешочек. Я пошел. 



Шестое действие.
Больничная палата.Вечер. Мать лежит и читает. Входит Ольга
Ольга
-Здравствуй, мама, извини за поздний визит. Как ты?
Мать
- Мне уже лучше.

Ольга
- К тебе кто-нибудь приходил?
Мать.
-Да. Коля недавно ушел. А как твой Дима?
Ольга.

- Мама,я хотела тебе сказать. Помнишь, я тебе говорила, что мы подали заявку на  визу в Америку. Так вот, Диме позвонили, что в конце недели мы получаем Грин карту.
Мать
- Ты мне что-то говорила в этом духе, но я не очень поняла. Когда вы уезжаете?
Ольга
- Через семь дней.
Мать. Так скоро? Значит, об операции не может быть и речи.  Я еду домой, чтобы побыть с вами последние дни.
Ольга
- Мама, не делай резких движений, не паникуй. Вот тебе смартфон. (Ольга протягивает матери аппарат).Он подключен к интернету, я тебя научу им пользоваться. Ты сможешь легко с нами связываться.
Мать
- Зря ты так, Оленька, телефон мне не заменит вас.

 (На следующий день мать выписали из больницы. Соня  везет мать домой  в коляске, которую им предоставила больница )
МАТЬ (сидя в коляске)
-  Наверное, это  ужасно – быть инвалидом.
Соня
-  Ты не инвалид.  Мы едем домой, как ты хотела. Потом ты сможешь продолжить лечение.
Мать
- Где мы сейчас? Я  ничего вокруг не узнаю.
Соня.
- Мы возле Троицкого собора, близко от дома. Смотри, Степа!
 
(По улице очень быстро идет Степан. Увидел Соню и Тамару Алексеевну,  машет им рукой, приближается)
Степан
- Беда! Инна наглоталась таблеток, ее увезли в больницу!
Соня.
- Какой ужас, что с ней?!
Степан
- Ничего не знаю!  (ловит  такси, уезжает)

Мать
- Что с Инной ?
Соня (вытирая слезы)
- Не знаю.
Мать
- Вечно от меня что-то скрывают, утаивают, словно я рассыплюсь… а я еще ничего!


Рецензии
С пожилыми мамами всегда нелегко. Спасибо за отзыв!

Ирина Качалова   12.05.2023 06:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.