Катарсис пути познания

Моноспектакль Николая Яковлева «Государь». Сказочная поэма.
Автор и исполнитель Николай Яковлев.
Премьера 05.2022 на сцене Театра Драмы и Комедии Art – Deluxе, Санкт-Петербург, п. Кудрово.
В спектакле «Государь» Николай Яковлев обращается к теме пути человеческого познания, маршрут и финал которого индивидуален у каждого из нас, это сложное многомерное философское понятие в каждом из нас взаимосвязано с индивидуальной концепцией жизни, её парадигмой и другими столпам человеческого существования. Всё это и мириады других факторов составляют компоненты создают индивидуальную проекцию человеческой в которой путь познания является одним из главных элементов, в спектакле его изучение является главным объектом. В этом опыте сценического воплощения одного из главных вопросов философии его исследование осуществляется в истории одной человеческой жизни, история которой здесь воплощена в форме сказочной поэмы, которая по своему характеру и форме изложения может определена жанром Fhnфилософской притчи.  В ней для реализации задачи исследования многовекового объекта познания мыслителей выполнен процесс абсолютизации истории одной жизни путём сюжетного абстрагирования. В рамках этого приёма история человеческой жизни высвобождается из прокрустова ложа времени и пространства. Это форма экстракции помогает зрителю нашего времени абстрагироваться от реалий двадцать первого века и сфокусировать своё внимание на плоскости познания, которая не ограничена рамками времени и в пространстве и находится вне конкретных географических границ. В этой сюжетно-ограниченной плоскости познание начинается в нашем детальном изучении образа главного героя философской притчи, чей образ здесь воплощён в неком полумифическом правителе некого государства.
В спектакле история его жизни - это особо-выделенной плоскостью, в ней линия событий формирует индивидуальную проекцию пути человеческого познания, проникновение в которое осуществляется путём через его монологическое повествование. Этот сюжетный наратив произносится персонажем в особый момент его жизни, на некой черте его жизни, когда он увенчанный сединами мудрости может отвлечься от реалий окружающего мира и осмыслено говорить о пережитом и увиденным им. В этот момент его жизни он находится в эмоционально сбалансированном состоянии, в котором эмоции и чувства от пережитого более не подпитывают пламя эмоций, пространстве его мысли все они сложились в философскую притчу.
Персонаж спектакля «Государь» - это личность, которая живет в глубинах времени и это определяет его появление в сценическом пространстве, в которой пелена времени раскрывается на мгновение, и его силуэтный образ возникает из глубины мрака сцены. На сценическом полотне спектакля его силуэтные черты статичны и аскетичны, они подчёркивают особую диспозицию в пространстве, в нём он личность, познавшая глубины человеческого существования. Его существование на этот момент осуществляется на отрезке безвременья, между прожитым им прошлым и неведомым ему будущем. В этой собой точке во времени и пространстве он обращается к незримому собеседнику с рассказом – притчей, в которой он повествует о пути своего познания и событиях, изменившем его жизнь и мировоззренческую концепцию. Его повествования - это особый наратив, звучание которого подчёркивает временную диспозицию персонажа, в этой истории он человек в точке абстрагированного размышления, в которой он раскрывает некому невидимому собеседнику глубины познанного и пережитого им.
Уместно заметить одну интересную особенностью этого повествование, которая заключается в том, что в нём идёт речь о событиях его собственной жизни, но его наратив не носит исповедальный или назидательной характер. Его притча, богатая различными яркими эмоциональными событиями и явлениями не расставляет акценты и концептуальные точки, направляющие слушателя к определённому восприятию событий его пути познания. В своём повествовании рассказчик нейтрален и оставляет слушателю составить собственное видение и отношения к событиям и всей истории в целом. Другой примечательной особенностью линии повествования в том, что в её начальной точке она имеет нелинейный характер, при котором сюжетное пространство притчи обретает многомерность и рельефность благодаря различным отступлениям и флшбяках. В них персонаж обращается к своему прошлому, его молодым годам, различным событиям, оказавшим влияния на всю его жизнь и изменившим её течение. Эти яркие этюдные зарисовки его прошлой жизни позволяют зрителю выполнить тонкую прорисовку его образа, в котором обрывочные фрагменты прошлого постепенно заполняют пространство его образа, а сюжетные пробелы прорисовываются зрителям с помощью палитры собственного жизненного опыта.
В истории его жизни картины прошлого периодически возникают совмещаются на короткий миг с его настоящим и исчезает за границами сюжетного пространства истории. Этот приём в заполнении пространства образа героя позволяют придать ему особую рельефность и многомерность. Этот подход также позволяет нам увидеть события его настоящего через призму его прошлого опыта и таким образом попробовать проникнуть в пространство его мысли, установить причинно-следственные связи его поступков.
В сценическом воплощении этой философской сказки Яковлев сосредотачивает наше внимание персонаже, чей образ идеалистичен по своим качествам он харизматичная личность, правитель государства, умудрённый сединами философ, выходец из народной глубинки. Образ подобного персонажа воплощается в спектакле с помощью сложной, много-компонентной конструкции, соединяющей воедино идеалистическо-мифологические, метафизические и реальные компоненты. В образе героя этой истории мифологическая компонента построена на концепции безвременности пространства его существования, в этой сфере его жизнь обозначена контурно и фрагментарно. В ней он пребывает над временем и пространством, в котором временные рамки и географические границы пространства его жизни размыты или не обозначены в его повествовании.
Притча о событиях, изменивших его жизнь позволяет нам разглядеть в нём мировоззренческую систему причудливо соединившую в себе постулаты философии власти, метафизика познания и житейскую философию народной глубинки. Его манера изложения проецирует нам дуальность его натуры, которая хранит память о его прошлой жизни, в период жизни предшествующий его восхождению на высоты власти. В начале его повествования притча рассказывает нам о раннем периоде его жизни, о лихих годах молодости. Этот яркий фрагмент интересен своей языковой палитрой, резкими угловатыми выражениями, эмоциональными оттенками речи, в них мы слышим звучание улиц и подворотен, которые были средой его обитания в эти годы. Они создают контрастный перепад звучания в общем наративе притчи, в котором главные события эмоционально не имею яркого выделения в повествовании, так как это история познания с философским контекстом по этой причине в его рассказе нет ярко-выраженных тональных перепадов и эмоциональных всплесков.
Речевые проекций его рассказа представляют нам плоскости познания, совмещение которых в пространстве одной истории предоставляет нам уникальную возможность изучения в контрастных стыках их и в точках перехода от одной системы взглядов к другой метаморфозы и реальные проекции той или иной философской системы. Сопоставительный анализ их позволяет нам сфокусировать наше изучение не только на речевой палитре различных периодов его жизни, но и на его системе взглядов до и после восхождения к высотам власти, процессе его путешествия познания. В одной из них (начальной) мы открываем прагматику человека улицы, для которого круг его друзей и урбанистическое пространство является особым миром его жизни, главным пространством социализации. Другие две философские концепции, определяющие парадигму существования персонажа, представляет из себя последовательное соединением философии власти и метафизики познания мира. Особенностью этого соединения заключается в его линейности, при котором одна концепция переходит в другую и в этом процессе мы наблюдаем трансформацию сознания и взглядов, которое осуществляется по линейной траектории его жизненного пути.
 В начальной точке истории герой познаёт мрачную, непарадную сторону человеческой жизни, в ней он погружается в глубины трагедии человеческого существования, переживает суровые реалии жизни в заточении, утрату близких etc, В его повествовании эти тернистые тропы человеческой жизни в финале выводят его на вершину власти и с этой точке происходит изменение его мировоззренческой системы и характера его жизненного пространства. В этом новом пространстве он более уже не человек улицы, его образ возносится над людьми и там, на заоблачных высотах он видит мир людей их через призму философии власти, системы определяющей его существование там. Этот отрезок жизненного пути воплощённом на сценическом полотне в идеалистических тонах и это особая форма идеализма в которой ярко-выражен максимализм недостижим в реальной жизни. Главный объект внимания на этом сценическом полотне – это практически идеал правителя, который одновременно харизматичный лидер, мудрый правитель, бескопромисный борец за справедливость, великий полководец в одном лице. В его истории победы, одержанные им в маленьких победоносных войнах объект народного ликования и обожания, в котором ему прощают людские потери и разрушения, причинённые этими войнами.
Эту несколько идеализированную проекцию образа человека вершины власти Яковлев совмещает с реалистичной, в ней его герой подобен правителям нашего времени. На своих высотах вседозволенности он не до конца свободен в поступках и действиях, так как под пристальным влиянием и надзором неких могущественных сил, которые возвели его на трон и позволили ему править. В этой истории этот аспект жизни героя представлен в его взаимоотношениях с неким персонажем по имени Белиал, он метафора сил, определяющих кто и как будет править на троне. В истории персонажа он теневая личность, серый кардинал, обладающий могуществом и властью над всеми. Наше изучение характера влияния его на героя открывается в особой сюжетной точке, в ней он кидает челенж добыть своему ставленнику, добыть ему объекты, которыми он желает обладать.
Интересной особенностью этой сюжетообразующей ситуации заключается в переменном характере последующего за ним действия, при этом само действие по своей форме остаётся неизменным, но меняется во времени по содержанию. В нём выполнения требования Белиала побуждает персонажа к действию для выполнения данного им обещания, но в процессе выполнения его происходит постепенное изменение сознания персонажа, в котором утилитарное исполнение обещание становится окном познания окружающего мира и себя. В начальной (стартовой) точке похода персонаж Яковлева воспринимает его не более чем обязанность выполнить данное им в прошлом обещание, которое позволит ему благополучно вернётся к привычному образу жизни. Переменный характер этого действия раскрывается нам через расширение сюжетного пространства, которое происходит в моменты, когда персонаж, устремлённый к желаемому объекту встречает на своём пути различных персонажей. Эти встречи создают символический точки метафизического познания, в них происходят открытия, изменяющие представления персонажа об окружающем его мире, возникают моменты открытия иной, ранее неведомой для него реальности, познание другой отличной от его собственной концепции мироздания. В эти моменты он совершает открытия, которые занимают его мысли и становятся главными объектами его осмысления, при котором его поход за тридевять морей постепенно превращается в путешествие познания себя и мира. В своём познании окружающего его мира, в попытках осмысления увиденного и познанного герой этой истории осознаёт, что его собственное представление мироздания несовершенно и ограничено установленными им границами. Эти выводы побуждают его подвергнуть критическому анализу собственную систему взглядов, в результате которого происходит катарсис определяющий финал пути его познания и странствий.
В моноспектакле «Государь» Николай Яковлев представляет нам уникальную возможность взглянуть через призму этой истории на собственную систему взглядов и жизненное пространство, в котором наш взор зашорен и ограничен. В нём мы все в один день должны вырваться из оков реальности и совершит свой собственный путь познания мира и таким образом достигнуть катарсиса, без которого мы не сможем считать разумным человеком во всех смыслах этого слова.   
Видео фрагмент и краткий его анализ моноспектакля Николая Яковлева «Государь» вы можете увидеть на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд»:https://youtu.be/rSAV8NNvzM8


Рецензии