Пётр I и коробейник

Однажды государь Пётр I Алексеич решил по базару прогуляться. Надел рубаху, панаму, лапти да и вышел гулять.
Идёт он по базару, торг* покупает. За пятак сушку купил, за гривенник — медовуху, хлебом закусил, да и рад остался.
Видно — коробейник идёт. Короб свой несёт да и распевает:
«А кому лапти?
Милые ваванти.
А кому сушки?
Милые ватрушки».
— Эй, старина! — обратился он к государю. — А не нужны ль тебе лапти? Лапти-то новые, ростовские да медовые!
— Да у меня и эти целы вроде! — очень умно заметил государь.
— А купи сушечки! — закричал радостно коробейник. — Сушечки вкусные, тульские! С чайком попьёшь — царя обрадуешь!
— Вчера на приёме ел! — сморщился государь. — Наелся, еле заснул! Но мой придворный купчишка Сметанкин...
— Эх, шутник! — засмеялся коробейник. — Государем себя возомнил! — захихикал он и похлопал его по щеке.
— Но-но! Без грубостей! — заметил государь.
— Че-го? — удивился коробейник. — А у нас юмор! — засмеялся он и запел:
«Вдоль по Питерской,
По Тверской-Ямской,
Едет миленький,
Да на троечке!»
— И я люблю петь! — улыбнулся государь и запел:
«Валенки, валенки
Не подшиты, стареньки!»
— Цыган! — испугался коробейник. — Да он у меня сейчас весь торг расхватит и ни копейки не даст!
— Я не цыган! Это любимая песня моего лакея Семёна!
— Эка! — опять засмеялся коробейник. — У него уже и лакеи есть!
И снова запел:
«Ох, полным-полна моя коробочка,
Есть и ситец, и парча,
Пожалей, душа-зазнобушка,
Молодецкого плеча!»
— Я у тебя, пожалуй, парчу куплю! — заметил Пётр Алексеич. — У меня не хватает!
— А давай! — согласился коробейник. — Ты, наверно, деревенский шут! Для арлякинского** костюма, кажись! — снова засмеялся он.
— Для него!
Коробейник дал ему парчи, завернув её в бумагу.
— Ну, иди, иди, — сказал он. — А то мы потешаемся, а твои друзья, небось, грустные сидят! Иди и смеши их!
Коробейник сказал это и заплакал. Ошеломлённый государь взял парчу и поскорее убрался. А на этот же день он пожаловал коробейнику меру золота для его семьи и него.
Вот такая эта история!

2017 г.

* Торг — товар.
** Арлекин — итальянский шут.


Рецензии