Перепёлки

Папа решил поделиться со мной одним секретом - как ловить перепёлок. Мы в выходной день к вечеру, направились погулять по округе. Сказали бабушке - Марии Андреевне, - папиной маме, что пойдём пройдёмся в сторону Кущеватого леса.
 Папа взял какую то сумку и мы направились к концу нашей улицы, затем, - в конце улицы,  повернули чуть вправо и забравшись на пригорок, пошли к выступу Вязового  леса, где нива с рожью клином подходит к территории, ограниченной лесом  и склоном, в сторону Стенки.
  Остановились. Присели на травку сладко пахнущую медоносными травами. Посидели около часа.
 Папа распрашивал меня как прошла работа на Райисполкомовском лугу. Я рассказал. Он был очень доволен. Оказывается, папа на машине с Петром Ивановичем в этот день ездили в Рудню и там договорились с руководством сельсовета и колхоза о покупке антоновских яблок, которые уродились в большом количестве в этом году.
 Час прошёл, началось понемногу темнеть и папа вынул из сумки большую сеть с крупными ячейками. Затем ещё какой то странный предмет, похожий на свисток с длинной ручкой. Один край сетки он дал мне в руки, а другой, - взял сам и предложил медленно, не спеша, тащить сеть каждый в свою сторону, всё больше растягивая её в обе стороны. Шаг за шагом мы расходились всё шире. Наконец папа остановился и осторожно опустил свой край сетки. Тоже сделал и я. Тихонько мы вернулись на место, сели. Папа взял свисток с длинной ручкой и показал как он работает. Я узнал, что это была часть шкуры коровы или быка, выделанная на кожевенном заводе ивовыми дубителями, окрашенная в тёмно-коричневый цвет и сложенная в гармошку. Гармошка хорошо держалась, так как делали её во влажном состоянии и после высыхания, она сохраняла свою форму. С одной стороны гармошки был вставлен свисток, сделанный из бузины, а в другой она была просто закрыта сухой короткой палочкой из ивы такого же диаметра и снаружи завязана прочными нитками, которые были окрашены чёрным цветом. После войны, долгое время всё красили отваром ягод жостира.
 В свисток из бузины была вложена сухая горошина и при нажатии этой гармошки с обеих сторон издавался звук, похожий на тот, который у нас получался, когда мы сами делали из ивовых или из сирени или бузины прутьев.
  Папа почему то называл это устройство сюркалом. Папа сжал сюркало и оно издало очень интересный звук. Он сказал, что надо немножко подождать, а потом попробуем. Папа  надеялся, что всё получится. Подождали. Стемнело ещё больше. “Уже пора, начнём понемногу”, - сказал папа и нажал на сюркало несколько раз. Раздался звук, а через две секунды затрепыхалась сетка. Папа нажал ещё несколько раз и сказал, что больше не надо. Отложил в сторону сюркало,  стал на четвереньки и полез под сетку.
  Вскоре он достал из сетки серый комочек и положил его в сумку, которая висела у него на шее, потом вытащил из сетки ещё один серый комочек и ещё один серый комочек и также положил его в сумку. Стряхнул сетку, -  из неё выпало два серых комочка, - они быстро побежали по земле и как только кончилась сетка, взлетели вверх и исчезли из поля зрения в наступившей темноте.
  С тремя комочками в сумке, папа вылез из под сетки, присел на корточки и завязал ручки сумки двумя узлами. Немного посидел и сказал, что теперь надо собрать аккуратно сетку.
   Мы вдвоём начали стаскивать сетку с верха нивы и складывать её валиками во всю длинну. Потом мы сложили её несколько раз, сократив длину и положили в сумку. Во внутрь скатки, папа положил сюркало. Дальше, папа подумал и сказал, что и как мы будем нести домой.Домой мы дошли быстрей и когда вошли во двор, то папа мешок с сеткой положил в кладовую, а сумку с перепелами оставил на земле. Пошёл в сарай, взял маленький топорик и на дриветне начал отрубать головы у перепёлок, сливая кровь на землю. Потом он ощипал их и хотел уже потрошить, но вышла бабушка и поинтересовалась, что мы тут делаем. Бабушка спросила откуда мы взяли этих перепёлок. Папа ответил, что нам подарил их Николай Манжурин, он проходил мимо нашего двора и подарил нам трёх перепёлок. Бабушка забрала перепёлок и ушла в дом. Прошло чуть больше часа. Мы посидели и хорошо отдохнули. Бабушка вышла на крыльцо и пригласила нас в дом кушать жареных перепёлок. Мы успели сильно проголодаться. Вошли в дом, помыли руки и сели за стол. Бабушка подала нам жареных перепёлок. Оказалось, что от перепёлок после жарки остались лишь три маленьких кусочка мяса, вкус которых напоминал вкус жареных кур.”Спасибо Николаю, что напомнил мне вкус жареных перепёлок, которых мне довелось кушать в Лизиновке. Там дедушка ловил их десятками и жарили мы их и варили суп с лапшой, которую я сама натирала”, - сказала бабушка.
  Мы переглянулись с папой и продолжали кушать. “Хорошо, что бабушка на сковородку положила несколько картошин, нарезанных кружочками и хлеба было много в вазе, а то так бы и остались голодными”- подумал я. Бабушкина еда мне всегда очень нравилась, особенно овощная икра, которую она готовила по большим праздникам.
  На время забылась наша охота на перепёлок и мы с удовольствием закончив кушать, решили отдохнуть. Поблагодарили бабушку за еду, встали из за стола, помыли руки и папа пошёл в спальню, лёг на кровать и быстро заснул. Завтра ему надо будет рано вставать, - понедельник - завтракать и идти на работу. Бабушка закрыла створки входной в зал двери, а мне надо было “чинить водопровод”, как  говорила  бабушка.
  Я сказал бабушке, что немножко отдохну во дворе на бревне, которое мы использовали в качестве скамейки для посетителей нашего дома, - друзей и знакомых. Бабушка согласилась. Я вышел на  улицу, подошёл к скамейке и присел отдохнуть. Посидев немного, я встал и пошёл в дом с тем, чтобы приступить к ремонту водопровода. Открыл створки под раковиной и вытащил большое ведро, наполненное до верха водой от рукомойника и потащил его за сарай. Вылил воду, сполоснул корчиком из бочки с чистой водой, которая стояла во дворе и отмокала, ведро от водопровода, зашёл в дом и поставил его на место. Закрыл створки, взял два свободных ведра и пошёл за водой к колодцу.
  В одном ведре было немного воды. Я вылил воду в умывальник, сполоснул руки водой из умывальника, вытер полотенцем,  взял оба ведра и пошёл за водой к колодцу. Набрал оба ведра воды и понёс их домой.Триста двадцать метров от колодца до калитки и я с двумя вёдрами воды, перешагнув через калитку, занёс вёдра в дом и поставил на подставку, которая была у противоположной от двери стенки. Работа по приведению в порядок водопровода и по запасу воды на целый день, была выполнена.
  Я вышел из дома и пошёл в сарай. В сарае у нас был порядок. После кур и кроликов, в сарае мы с мамой навели порядок. Я ивовыми прутьями по бантенам, выложил потолок. Получилось красиво, как мне показалось, а мама  побелила лыковой щёткой, мокая её в водный раствор крэйды, разведённой в старом ведре, стены сарая внутри и снаружи.  Слева в углу мы поставили кровать с металлической сеткой и на ней лежал матрас без простыни. Вот теперь, я лёг на эту кровать, потянулся, а потом свернулся калачиком и заснул.
  Разбудила меня мама, когда пришла с работы на пришкольном участке, - слева от школы.  Мама спросила у меня, буду ли я есть, я ответил, что бабушка нас с папой накормила и мы теперь отдыхаем. “Ладно, отдыхайте, а я проголодалась”, - сказала мама и пошла в дом. Я лёг на кровать и опять заснул.
  Сколько я спал, - не знаю, но когда открыл глаза, то было уже темно и я решил остаться в сарае на ночь и спать. Проснулся я рано утром. Лежал я под толстой холщовой простынёй. Видимо мама заходила, когда покушала и накрыла меня этой простынёй, материал для которой подарила нам бывшая соседка, - Ивановна.
  Она выращивала на своём участке коноплю, обрабатывала её и ткала холсты, шириной шестьдесят сантиметров. Бабушка разрезала эти холсты на части, - по два метра каждый и сшивала их на швейной машинке вдоль по длинной стороне. Затем она подворачивала и подшивала их по всей длине. Получалась большая простыня или накидка, мы называли кому как нравилось. Вот под такой простынёй я и спал в прошедшую ночь.Ночь была тёплая и я не замёрз. Встал, сделал ленивую зарядку, умылся прохладной водой и зашёл в дом, чтобы утереться полотенцем. Полотенце висело на месте. Я взял его и хорошо вытер лицо и руки. Завтрак, приготовленный бабушкой, уже стоял на столе. Я покушал салат из овощей с белым хлебом и выпил узвар, приготовленный бабушкой из прошлогодних сухофруктов. Сказал “спасибо” и встал из за стола. Вышел во двор и сел на лавку. Сегодня понедельник. Пройдёт ещё одна неделя и будет первое сентября. Мы пойдём в школу, продолжим нашу учёбу, подумал я. Как быстро пролетело лето и опять надо идти в школу. Сегодня надо подготовить всё  небходимое для занятий: портфель, книги, тетради, ручку, карандаши, стиральную резинку и конечно, - одежду погладить - это в первую очередь, почистить ботинки. Одежду повесить на ночь на вешалку в гардероб. Всё было сделано как надо и я лёг спать.


Рецензии