Мой мир

Недавно прочитал я замечательную книгу "Мой мир" учёного-энтомолога Виктора Степановича Гребенникова ...Город Симферополь, красота крымской природы, сотворили предпосылки у мальчика  к изучению мира насекомых. Под впечатлением прочитанного
припомнилось мне  моё славное детство и увлечение естествознанием.

Моё безмятежное детство прошло в городе Борисове, за забором родительской усадьбы.
Едва только научившись ходить я начал изучать окружающий меня мир. Большой огород
засевался картофелем и полчища колорадских жуков налетали на молодые побеги.
Впервые в своей жизни я познакомился с этим прожорливым вредителем и понял
какой вред сельскому хозяйству приносят некоторые насекомые.
Родители мне объяснили, что этих прожорливых жучков к нам в Советский Союз подбросила плохая Америка, чтобы уничтожить наш картофель и я ,взяв в руки баночку с керосином топил, в нём вредителя, проклиная нехороших американцев.
  Картофеля нужно было нам очень много ,из ближайшей деревни на телеге с лошадью
привозили железный плуг, запрягали лошадку и весь огород засевался.
  Главные потребили этой овощной культуры были две молодые свинки - обитатели
придворного хозяйства. Каждую весну мои родители покупали двух поросят и в мои обязанности, трехлетнего мальчика, входило следить за скотинкой, срывать сочную
траву и бросать в загон. Одну неприятность приносили эти животные тем, что
часто страдали аскаридозом и ветеринар лечил их пиперазином.
   Приходилось иногда и мне страдать этим гельминтозом. Лечили меня теми же таблетками пиперазина,в тяжёлых случаях детям давали столовую ложку скипидара.
   Между свиным сарайчиком и домом раскинулся молодой сад и стаи жужжащих ос
стали частыми обитателями нашего двора. Однажды эта полосатая тварь ужалила меня,
причинив адскую боль.
    После первого опыта общения с миром насекомых я стал предельно осторожен
и условно подразделял этих тварей на плохих и хороших. С плохими человеческое общество боролось всеми способами. Местная аптека принимала майских жуков за денежное вознаграждение, существовал такой способ борьбы в те времена.
 Смутно это напоминает уничтожение индейцев в Северной Америке бледнолицым
 населением.
    Под окнами центрального фасада нашего дома раскинулась огромная клумба
с цветами. Бабочки и стрекозы были постоянными спутниками благоухающего запахами
цветника. Красота летающая над красотой - летающие живые цветочки. Захотелось
мне собрать коллекцию бабочек и чтобы приманить мотыльков на участок как можно
больше решил применить пиво.
    Я уже пошёл в четвёртый класс и вычитал в специальной литературе, что бабочек
 привлекает брага или прокисшее пиво. В те советские времена пиво не могло
 храниться больше недели и прокисало, не было в нём консервантов. Полил я обильно
этим субстратом заборный столб и начал наблюдать. Через несколько минут прилетела
стая зелёных мух и облепила заборный столб, потом и бабочки, которых так и называют -Бражники. После пиршества "пьяных" мотыльков можно было голыми руками брать. Пьяное существо. как всегда
беспомощно и не только человек.
     Очень редко на наш участок прилетала бабочка Махаон,-предельно красивое создание с резными крылышками. Появилась навязчивая мечта поймать эту редкую
 особь. Сидел в засаде с сачком, на брагу не прилетал желанный мотылёк.
 Обратился тогда я к специальной литературе и высмотрел в иллюстрации как выглядит гусеница махаона. Однажды гуляя по участку я нашёл её; она была великолепна: крупная, жёлто-зелёная ,вдоль тела поперечные красные полоски
и если взять её за брюшко у неё на головке появляются красные рожки "v"-образные.
 Посадил я её в банку, положил листья укропа и через несколько дней она окуклилась. Весною в марте из куколки появился на свет долгожданный Махаон.
     Мотылька нужно было заморить парами эфира или хлороформа. Достать эти препараты было проблема. Виктору Степановичу Гребенникову, автору книги Мой мир,
под расписку разрешила аптека продать синильную кислоту. Попадая в облако этого яда насекомое мгновенно погибало. Мне же мамка выпросила немного эфира в здравпункте своей фабрики. Это было для меня счастье.
   Коллекция моя постоянно пополнялась новыми экземплярами и каждый вид насекомого подписывался по латыни.
   Теперь мне много лет. В этом рассказе определён маленький экскурс в моё детство, увлечение зоологией. В те года я ещё малый наблюдал как разделывается
туша домашней свиньи, как выглядит сердце, лёгкие ,печень и т. д. Ловил диких птиц и наблюдал за ними в неволе. Пытался гипнотизировать домашнюю собаку.
Тот же хлороформ я потом сам синтезировал, когда стал старше. В результате  окончив  школу при поступлении в БГУ, провалил экзамен на факультет биохимии, но после службы в армии был зачислен слушателем подготовительного отделения мединститута.
    Виктор Степанович Гребенников любил насекомых, он создавал заповедники для них, великолепно их рисовал, поэтому и матушка- природа открыла ему тайные знания
 покорения силы гравитации, я же ловил их, значит питал зависть к их свободе.
      Детская зависть страшней пистолета,
      Она подсознательна также при этом.
      Вырос- и понял, что  жил не достойно,
      Осознание пришло, только жалко что поздно.

  Фото Махаона , снято мной на смартфон возле Гомеля у речки Днепр. Эта бабочка занесена в красную книгу Беларуси.


   
   

   
   


Рецензии
Мы все увлекались кто чем в отрочестве: http://proza.ru/2006/04/20-143
С уважением,

Иванова Ольга Ивановна   19.04.2024 19:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.