Художник Н. Фешин и его окружение. Мазин и Ижицкий

Читателям, интересующимся окружением художника Фешина и жизнью его семьи, рекомендую книгу «Фешины: Александра, Николай, Ия».  В книге содержатся более 280 иллюстраций, каждую главу завершают репродукции картин художника, ранее не публикуемых или публикуемых чрезвычайно редко, что безусловно, представляет большой интерес.

В рамках акции книгу с доставкой можно приобрести в издательстве Невский ракурс: https://nevskyrakurs.com/portfolio/izdatelstvo/akczii


Николай Фешин не оставил нам портрета своего друга, с которым он учился в Казанской художественной школе, в Академии Художеств Практически во всех публикациях о Фешине, присутствует упоминание о его поездке в Сибирь. В своих автобиографических заметках, Фешин так описал это путешествие: «В 1904 г., находясь в Петербурге, я подружился с Н. Ижицким (инженером-геологом), который, занимаясь геолого-разведочными работами, провёл несколько лет в Сибири и, очарованный её красотой, уговорил меня и одного моего товарища, художника Мазина, поехать с ним в Сибирь (по Енисею)».

Почему-то никто из исследователей жизни и творчества Фешина не озадачился тем, чтобы выяснить кем был этот человек. В связи с чем, пришлось выяснить кем был и чем занимался инженер и друг Фешина.

Николай Леонович Ижицкий родился 1 мая 1863 г. в семье потомственного дворянина, отставного поручика Люблинского пехотного полка Леона Иосифовича Ижицкого.

Он был младшим в семье, брат Лев был старше его на 4 года.  В 1879 г. Николай закончил Кишиневскую прогимназию, а в 1884 г. получил аттестат зрелости. [1]

Брат, поступивший в Киевский университет Святого Владимира, после окончания первого курса в 1881 г. перевелся в Императорский Санкт-Петербургский Университет на физико-математический факультет. [2]

Николай 17 июля 1884 г. подает прошение в Петербургский Университет о зачислении его на тот же факультет, где учится брат. Однако, как оказалось, это был лишь запасной вариант на случай, если его не примут в Санкт-Петербургский Горный институт, в котором в этот же день он просит допустить его к проверочным экзаменам и который оканчивает в 1889 г. получив звание горного инженера.

После учебы его командируют в распоряжение директора горного Комитета для занятий геологическими исследованиями вначале в средне-Сибирской области, затем в Енисейском золотоносном районе.

С 1896 по 1900 г. Ижицкий проживал по адресу Петербургская сторона, Большой проспект, дом 82, квартира 4.  Затем, до 1908 г. снимал жилье в доходном доме на улице Церковная, 25 (ныне ул. Блохина, 25), согласно данным адресно-справочной книге «Весь Петербург».

 Дом был построен в 1898 - 1899 гг. (арх. С. А. Баранкеев). В доме, кроме Ижицкого проживали – Бок Э. К. - капитан Главного Штаба, Чичерина А. Н. - вдова генерал-майора, сестры Бутаковы, дочери генерал-майора, Конаржевский К. Г. - научный сотрудник, семья статского советника Бардовского – инспектора классов патриотических институтов, семья полковника Бушена Д. Д. и т. д. Как видим, жильцы престижного дома были достаточно состоятельные.

Сам Николай Леонович по данным «Очерков по истории геологических знаний» с 1904 г. числится помощником начальника Минусинской геологической партии с окладом в 3 000 руб. в месяц.

Геолог Ижицкий слыл достаточно известной фигурой в кругах золотодобытчиков, свидетельством чему является упоминание о нем в мемуарах книгоиздателя М. В. Сабашникова. 

Будучи в 1902 г. в командировке в Сибири, где по притокам Амура располагались принадлежавшие Сабашниковым золотодобывающие компании, он записал: «Четвертым в купе был долговязый господин, по виду и, особенно, по манерам и по говору очень напоминавший мне Ижицкого, но в неприятную сторону». [3]

Насколько описание Ижицкого соответствовало действительности, можно сопоставить по студенческой фотографии из личного дела – заметно, что Ижицкий был высок и худощав. Кроме того, все отмечали его характерное южнорусское произношение.
С Ижицким тесно общался Мазин Константин Иванович, друг Фешина по Казанской Художественной школе (КХШ) и Академии художеств (АХ), который и познакомил их.

Родившись в Астрахани в семье государственного крестьянина 25 февраля 1874 г., Мазин имел старшего брата Михаила - 1860 г. рождения, младшего брата Федора - 1876 г. и сестру Ольгу 1870 г. рождения.

В 1883 г. Константин поступает в приготовительный класс Астраханской гимназии. Учась ни шатко, ни валко он пробыл по два года во втором, третьем и четвертом классах.

В 1894 году, согласно прошению отца, был уволен из гимназии с «достаточными» знаниями по основным предметам, но с «посредственной» (2) оценкой по математике и латыни, решив посвятить себя искусству.
 
Еще учась в гимназии, он начал посещать занятия по живописи у Павла Власова, художника, педагога, выпускника Петербургской Академии художеств, который стремился не только дать своим питомцам основы академических знаний, но и привить любовь к работе с натуры. Вместе с ним в студии учились Б. Кустодиев, И. Горюшкин-Сорокопудов, А. Вахрамеев.
 
В 1895 г. Мазин готовится к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако в связи с открытием в Казани художественного училища определяется в него.

Проучившись 4 года, Константин Мазин по ходатайству педсовета КХШ был зачислен вольнослушателем Высшего Художественного училища Петербургской Академии художеств в сентябре 1899 г.

Фешина с ним связывала давняя дружба по Казанской Художественной школе, о которой он вспоминал в своей автобиографии: «Вначале я жил с двумя товарищами — Беньковым и Мазиным — в одной комнате старого заброшенного дома в очень неприглядном районе, где люди боязливо оглядывались, проходя через него ночью. Комната была длинной, неприветливой, с обветшалым полом. Мы жили на хлебе, воде и молоке. К счастью, мы только ночевали здесь, пропадая все время в школе». [4]

Будучи старше Фешина на 7 лет, Мазин долгое время оставался для него старшим товарищем, в котором Фешин интуитивно стремился найти более опытного и авторитетного человека, способного заменить ему отсутствие отца во время учебы в КХШ.

Мазин познакомился с Ижицким в 1902 году, возможно, в доме однокурсницы Мазина – Татьяны Карпинской, дочери директора Геологической Комитета. Тем-более они жили рядом с Академией Художеств в “Доме академиков” на Васильевском - ныне наб. Лейтенанта Шмидта №1.

Даже внешне они походили друг на друга. Одинаково одухотворенные лица, лишь строгий галстук выдает технический характер инженера-геолога Ижицкого, а бант - художественную натуру Мазина. Видимо в Мазине Ижицкий видел свое отражение, но на 10 лет моложе.

Так вот, 1 мая 1902 г. Константина Мазин подает в Совет высшего художественного училища прошение: «Ввиду представившегося случае ехать мне при экспедиции инженера-геолога Ижицкого в Сибирь вовнутрь Енисейской области.
Я как пейзажист, заинтересованный этой экскурсией, честь имею покорнейше просить Совет высшего художественного училища дать мне переэкзаменовку во время будущего года практическими чертежами или устно.

Я прошу Совет по той причине, что не могу вовремя приехать к осени так как экспедиция возвращается обратно в конце сентября месяца, а мне одному раньше невозможно возвратиться так как расстояние от города Енисейска будет равняться около пятистам верстам и без всякой дороги.» [5]

Разрешение было получено и 10 мая Мазин из Астрахани просит канцелярию Академии Художеств выслать ему отпускное свидетельство.

По всей видимости Фешин все-же принял участие в экспедиции, потому что рассказал об этом писателю Фрэнку Уотерсу: «Почти тридцать лет назад я сопровождал геолога в дальней поездке вверх по Енисею в Сибирь. Наконец мы добрались до золотого рудника, разрабатываемого ссыльными заключенными. Геолога, конечно, интересовал процесс, с помощью которого золотые залежи извлекались из неглубоких русел рек. Но Фешин был поражен великолепными дикими монгольскими лошадьми, которые были главным развлечением мужчин». [6]

Фешин подтверждает, что был с геологом, поэтому предположение об участии Фешина в этом путешествии основано на том факте, что после 1902 г. Ижицкий в экспедиции не выезжал.

Вероятнее всего, что в 1902 г. Ижицкий выехал из Питера ранее, чтобы решить организационные вопросы экспедиции - нанять сезонных работников, закупить провиант и т. д., а Мазин, добравшись из Астрахани до Казани, поездом вместе с Фешиным прибыли в Красноярск. Отсюда они все вместе отправились вниз по Енисею на лодках через Енисейск до Усть-Пита. И потом уже на лошадях к выделенным для изучения квадратам.

Вот описание проделанного маршрута самим Ижицким в отчете об экспедиции: «Продолжая геологическую съемку в 1902 году в Северно-Енисейском горном округе, я исследовал р. Тис, от ее вершины до устья р. Енисей, от с. Назимово до дер. Колмогоры (ныне Колмогорово), р. Вятка от устья до вершины, и Ново-Нифантьевскую дорогу от зимовья Нижние Лендахи до южного окончания». [7]

Какие эскизы привезли Мазин с Фешиным из этой поездки мы не знаем, но экспедиция впечатлила их несомненно: «Эти дни, проведенные среди первозданной красоты Сибири, остались одними из наиболее запоминающихся и счастливейших в моей жизни». [8]
Благодаря щепетильности Мазина в вопросах, связанных с обучением в АХ, в его личном деле сохранилось подтверждение, о его вторичном выезде на длительное время во время каникул: «Честь имею покорнейше просить Совет Профессоров разрешить мне отпуск до ноября месяца сего года, для собирания этюдов», написал он 19 сентября 1904 г. в своем прошении.[5]

По словам В. Боброва, летом 1904 г. Фешин, со своим «ближайшим другом» К. И. Мазиным, приезжали в с. Мстера, Владимирской губернии на этюды.
Вот как вспоминал Ф. А.  Модоров то время: «Будучи мальчиками, учениками иконописной школы, нам было тогда по 13–14 лет, мы увидели двух студентов Академии художеств, приехавших в Мстеру Владимирской губернии.
Один был среднего роста, блондин, худой, в черной рубашке-косоворотке, русских сапогах в заправку, на голове форменная фуражка, а через плечо на ремешке висел кожаный портсигар. Это и был ученик Репина – Николай Фешин. Другой, высокого роста, очень тонкий, в очках и более разговорчивый –пейзажист, ученик А. А. Киселева – Константин Мазин». [9]

В это время Мазин готовился к своей дипломной работе «Начало весны» и писал этюды. Его неудовлетворенность выполненными работами могла стать причиной вторичной поездки в сибирские дали, которые впечатлили его в 1902 г.
Вероятно, и этот раз он ездил с Фешиным. В подтверждение этой гипотезы свидетельствует факт, что начиная с конца октября 1904 г. по декабрь 1905 г. журнал «Шут» печатает большую серию рисунков Фешина, имеющих одинаковую манеру исполнения и концептуально выдержанных в едином ключе, на которых представлены сибирские жанровые сценки.

Еще одним косвенным доказательством состоявшейся поездки является то, что Фешин в январе 1904 г. получил за эскиз первую премию от Академии Художеств в размере 100 руб., а уже в ноябре того же года ему выдано, по его прошению 15 руб. – поиздержался…
Эта поездка состоялась, уже без участия Ижицкого, во-первых из-за войны с Японией отсутствовало финансирование экспедиционной деятельности, а во-вторых из-за болезни, Ижицкий не мог физически выехать  в 1904 г. с ними, о чем имеется свидетельство из Мойнакского Грязелечебного и лиманного заведения в г. Евпатория: «… он пользуется у нас от одержимой им болезни острого воспаления легких и плевры, осложненного сильной интеркостальной невралгией, и что его болезнь требует продолжительного лечения …вплоть до ноября месяца сего года.» [1]

Поездка 1902 г. с Фешиным и Мазиным была последней экспедицией Ижицкого.
Однако по 1906 г. включительно, приказом по Горному ведомству его включают в состав геологических партий, но из-за отсутствия финансирования экспедиционной деятельности, он, как и другие геологи, занимается обработкой ранее собранных материалов.

С января 1907 года Ижицкий вынужден отказаться и от этой деятельности из-за ухудшившегося состояния здоровья. Закончить обработку собранных им геологических данных доверили его последователю - Стальнову. В конце концов, с 1 января 1908 г. его увольняют по 182 статье, согласно которой, «инженеры, не исполняющие технические обязанности в течение года, подлежат увольнению от службы».

В этом же году он уезжает в родовое имение – хутор Ижицкий, Симферопольского уезда, женится на девице Агрипине Сафроновне на 21 год моложе его и в течение 12 лет занимается хозяйством, некоторое время исполняя обязанности директора Карасубазарского Общества Взаимного кредита (ныне г. Белогорск).

Его брат - статский советник Лев Леонович Ижицкий, окончив Императорский Петроградский Университет в 1887 г., работал преподавателем алгебры реального училища г. Ромны, Полтавской губернии, а с 1890 г. подрабатывая еще и в женской гимназии ни много ни мало -14 лет.

Дослужившись в 1909 г. до исполняющего обязанности инспектора, он через два года также уезжает в «родовое имение» и занимается хозяйством, о чем свидетельствует выданная ему в 1917 г. ссуда Бессорабско-Таврического земельного Банка.
О нем сохранились воспоминания Тимошенко Степан Прокофьевича: “В старших классах главными предметами были алгебра, геометрия, а потом тригонометрия. Этот предмет преподавал нам Лев Леонович Ижицкий, человек нервный, но преподаватель прекрасный. Мне казалось, что он ко мне придирается, что он старается показать, что я в математике не так уж хорош. Я должен быть благодарен Ижицкому, что, повысив требования ко мне, он в конце концов пробудил во мне интерес к математике.” [10]

По Николаю Ижицкому удалось выяснить, что в ноябре 1920 г.  он с женой эвакуируются с отступающими войсками барона Врангеля из г. Керчи и, в середине декабря прибывают в Королевство сербов, хорватов и словенцев («Королевство Югославия»). [11]

На этом повествование об инженере-геологе Николае Ижицком заканчивается. Больше данных о нем пока найти не удалось.

Читателям, интересующимся жизнью семьи Фешиных и его окружением, рекомендую ознакомится с книгой «Фешины: Александра, Николай, Ия», написанной мною в соавторстве с племянницей жены художника – Корнеевой Верой Михайловной. 

Большая часть излагаемого в книге материала неизвестна почитателям таланта Николая Ивановича Фешина. В книге содержатся более 280 иллюстраций, каждую главу завершают репродукции картин художника, ранее не публикуемых или публикуемых чрезвычайно редко, что безусловно, представляет большой интерес.


Отзыв Директора Эрмитажа г-на Пиотровского М.Б. на книгу «Фешины: Александра, Николай, Ия»:

Глубокоуважаемые авторы,
Сердечно благодарю Вас за Вашу книгу «Фешины: Александра, Николай, Ия». Я с большим удовольствием и пользой прочел ее, собранные материалы весьма значимы, работа, проделанная Вами, огромна. Еще раз спасибо.

Искренне Ваш,
М.Б. Пиотровский

КНИГУ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ НА OZON ИЛИ У АВТОРА С АВТОГРАФОМ:

libex.ru/detail/book1142144.html


Используемые источники

1. Личное дело Н. Л. Ижицкого. Архив РГИА СПб. Ф. 37. Оп. 48. Д. 1315.
2. Личное дело Л. Л. Ижицкого. ЦГИА СПб. Ф. 14.  Оп. 3.  Д. 23948
3. М. В. Сабашников. Письма. Дневники. Архив. Стр. 19. Издательство им. Сабашниковых. Москва. 2011 г.
4. Fechin N. Biographical Notes. Special Collections. CSWR. University of New Mexico Libraries. 1939. B. 15. F. 11. Part. 1. P. 12.
5. Личное дело К. И. Мазина. РГИА СПб. Ф. 789 Оп. 12. 1899 г. Лит. "И". Д. 37.
6. Frank Waters. Portrait Artist of the Southwest. TU2009.39.4942.1-12. P. 9-10. Charles M. Russell Research Collection (Britzman). Tulsa: The Thomas Gilcrease Institute of American History and Art.
7. Геологические исследования в золотоносных областях Сибири. Енисейский золотоносный район. Вып. 5. Стр. 13. Издательство: Тип. М. М. Стасюлевича, СПб. 1904.
8. Fechin N. Biographical Notes. Special Collections. CSWR. University of New Mexico Libraries. 1939. B. 15. F. 11. Part. 2. P. 2.
9. Николай Иванович Фешин. [1881–1955]. Документы, письма, воспоминания о художнике / Сост. и авт. коммент. Г. А. Могильникова; авт. вступ. ст. С. Г. Капланова. Л.: Художник РСФСР, 1975. С. 66.
10. Биография С. П. Тимошенко. https://biography.wikireading.ru/292394
11. Листы учета Ижицкого Н. Л. ГАРФ Москва. Ф. Р6792. Оп.2 Д. 1082-1084


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.