Американцы о войне на Фолклендах
Дело в том, что после освобождения от испанской короны Фолкленды в течение четырех лет с 1829 года были аргентинскими. По «праву наследования» и на основании требований ООН о деколонизации от 1960 года, Аргентина вполне могла надеяться на возвращение Мальвинских островов под собственную юрисдикцию.
Была и другая причина территориальных притязаний Аргентины к Великобритании. С 1976 года в южноамериканской стране к власти пришла хунта, провозгласившая очень своеобразный экономический курс. Центральный банк намеренно завышал курс национальной валюты, надеясь на скорую технологическую модернизацию страны. Расчет был прост – иностранные инвесторы и корпорации импортируют технологии в Аргентину, пользуясь выгодным обменным курсом песо к доллару.
Однако экономические гении не учли практичную позицию граждан страны. Когда заработная плата простого инженера в Буэнос-Айресе доходила до 6 тысяч долларов, а уровень цен был рекордным для континента, население предпочитало тратить деньги за границей. Люди активно вывозили национальное достояние, обменивая его на импортный отдых и товары.
Хуже всего в этой ситуации было сельскому хозяйству, задыхающемуся от импорта и невыгодного национального курса валюты. Все это накладывалось на авторитаризм правящей военной хунты, пресекающей всякое инакомыслие в стране. В Аргентине до сих пор не могут выяснить судьбу более 30 тысяч человек, бесследно пропавших в годы военного правления.
В начале 1982 года недовольные аргентинцы вышли на улицу и потребовали отставки правительства генерала Гальтиери.
Что же поможет в данной ситуации удержаться у власти непопулярному лидеру?
В Буэнос-Айресе ничего лучшего не придумали, как провести маленькую победоносную войну против страны, являющейся одним из основателей НАТО. Да еще и с серьезным ядерным оружием.
В историю эта самоубийственная авантюра вошла под именем Фолклендской войны 1982 года.
Для «железной леди», как называли премьер-министра Великобритании Маргерет Тетчер, освобождение Фолклендских островов, как и для генерала Леопольда Гальтиери, также было отличным шансом для «маленькой победоносной войны».
А для большинства британцев война, вообще, открыла глаза на удаленные территории когда-то великой Британской империи. Оказывается, до 60% жителей Великобритании к апрелю 1982 года не знали о существовании Фолклендских островов.
В зону конфликта срочно была направлена британская военно-морская армада в составе двух авианосцев – Hermes и Invincible с самолетами вертикального взлета Harrier общей численностью около 28 тыс. человек. В Атлантике к двум авианосцам присоединились эсминцы, миноносцы, фрегаты, четыре подводные лодки, а также гордость гражданского флота – корабль Queen Elizabeth II.
Дата появления этой мощной флотилии в Южной Атлантике в зоне Фолклендов зависела лишь от ее скорости и расстояния (8 тыс. морских миль), которое предстояло преодолеть.
Пока аргентинский контингент на Фолклендах ожидал прибытия английских сил, американцы всеми силами пытались решить вопрос мирным путем. Дело в договорах, которыми был повязан Вашингтон как с Лондоном, так и Буэнос-Айресом. С англичанами американцы дружили в НАТО, а с аргентинцами – по Межамериканскому договору о взаимной помощи или Пакту Рио.
Нетрудно догадаться, кого в данной истории выбрали США. 30 апреля 1982 года эта страна официально объявила о своей поддержке Великобритании.
Когда 21 мая англичане начали военные действия на территории Фолклендов, они уже пользовались данными спутниковой разведки США, а также военно-морской базой на острове Вознесения для базирования авиации.
Аргентинский военный контингент, высадившийся на островах в начале апреля, был подготовлен на скорую руку и состоял из неопытных солдат и офицеров. Авиаудары аргентинских ВВС производились с самолетов, взлетавших с континентальных аэропортов и преодолевавших около полутысячи километров прежде, чем атаковать англичан. Половина бомб, выпущенных с аргентинских самолетов, не взорвалась.
По данным газеты «Вашингтон пост», в ходе конфликта аргентинские ВВС применяли авиабомбы, изготовленные в США «около 30 лет назад» и поставленные Аргентине за несколько лет до конфликта.
(не напоминает ли это поставки вооружений Украине американцами на первом этапе спецоперации российских ВС?)
ВМС Аргентины ни по своим характеристикам, ни по количеству не смогли оказать серьезного сопротивления британскому флоту и авиации.
Так, англичане безнаказанно потопили устаревший аргентинский крейсер General Belgrano с 365 военными моряками на борту вне «эсклюзивной зоны» конфликта. После трагедии Леопольд Гальтиери вывел из акватории Фолкленда все боевые корабли Аргентины.
Отвечать на удары аргентинцам было особо нечем. Среди скудного арсенала можно выделить французские противокорабельные крылатые ракеты AM39 Exocet, с помощью которых потопили британский эсминец Sheffield и контейнеровоз Atlantic Conveyor. Последний не был мирным судном и нес боевую английскую авиацию в зону конфликта.
У британцев от вражеской авиации на дно пошли два фрегата Ardent и Antelope, эсминец Coventry и два десантных корабля. Неожиданное применение аргентинские военные нашли транспортному самолету C-130. Его использовали в качестве бомбардировщика, сбрасывая бомбы из задней части грузового отсека на корабли Королевского флота.
Вообще аргентинцы с помощью французских ракет могли потопить больше английских кораблей, но вот таких ракет было мало, лишь к концу 1982 года французы должны были завершить выполнение контракта на поставку Аргентине 500 ракет.
В итоге за весь конфликт британские войска потеряли 255 убитыми и 775 ранеными, а Аргентина – 649 убитыми и 1657 ранеными.
К 14 июня 1982 года Лондон восстановил свою юрисдикцию на островах.
А на континентальной части Аргентины начались волнения, которые привели к смене власти и сильнейшей девальвации национальной валюты.
Авантюра генерала Гальтиери обернулась национальной трагедией.
А Маргарет Тэтчер смогла сплотить раздираемую противоречиями страну.
Недавно была опубликована статья в американских интернет-изданиях с мнением экспертов на результаты войны на Фолклендах, которая не совпадает с устоявшимся мнением о результатах «войны».
Как же так - ведь Британия победила? Дело в том, что британские джентльмены никак не ожидали, что победа достанется такой большой ценой. Слова в кавычках - это название статьи Стивена Яконо на сайте U.S. Naval Institute.
Впрочем, командующий силами Королевского флота в Южной Атлантике адмирал сэр Джон Форстер «Сэнди» Вудвард писал в те дни: «Наша боеспособность была на краю пропасти. Только три корабля избежали серьезных повреждений: Hermes, Yarmouth и Exeter (странно, что здесь не упоминается Invincible). Сорок пять процентов эсминцев и фрегатов имеют почти нулевую боеспособность. Если аргентинцы как следует дунут на нас, мы развалимся!»
К счастью для англичан, на тот момент аргентинцам "дунуть" уже было практически нечем.
«Погибли 250 британцев. Потоплены два эсминца (Coventry, Sheffield), два фрегата (Antelope, Ardent), контейнеровоз (Atlantic Conveyor), транспортно-десантный корабль (Sir Galahad). Потеряно двадцать четыре вертолета и десять «харриеров».
Обратимся, однако, к упомянутой статье, часть которой посвящена именно контейнеровозу Atlantic Conveyor.
Два авианосца Королевского флота вместе погрузили на борт только 20 «Харриеров». Дополнительные 14 самолетов, перевезенных на Atlantic Conveyor , увеличили их количество на 70 процентов. Это были единственные британские самолеты, доступные для авианосных операций во время войны. Можно утверждать, что транспорт являлся одним из самых важных кораблей во флоте, когда дело касалось обеспечения боеспособности; однако у него не было никаких средств самообороны.
Водоизмещение «Атлантика Конвейер» около 15 000 тонн. Контейнеровоз был быстроходным кораблем – его скорость достигала 23 узлов – около 43 км/ч. Построен в 1970 году.
В процессе подготовки была усилена верхняя палуба. Срезали все вентиляционные грибки на палубе. По бортам закрепили стандартные 40-футовые контейнеры в три ряда. В результате на палубе были сформированы две зоны: зона стоянки под защитой контейнеров и на носу взлетная площадка. На заставке фотография палубы контейнеровоза.
А так располагались вертолёты и самолёты в зоне стоянки видно на заставке.
Она была заставлена 14-ю Harrier (8 Sea Harrier флотской авиации и 6 Harrier GR.3 Royal Air Force); 5 тяжелыми вертолетами Chinook HC.1; 6 Wessex HU.5. А кроме того, судно было загружено несколькими сотнями авиационных кассетных бомб и 80 тоннами керосина. На борту также были упакованы палатки для нескольких тысяч военнослужащих вместе с соответствующими кухнями и санитарными помещениями, средства для опреснения воды, переносные топливные баки, небольшие лодки, оборудование для подъема техники, генераторы, металлические сборные покрытия для создания наземной базы «Харриеров», ракеты, боеприпасы.
25 мая 1982 года аргентинские пилоты - ведущий, капитан Роберто Курилович – позывной «Тито», и ведомый лейтенант Хулио Барраза – позывной «Лев», обнаружили цель и пустили ракеты. «Атлантик Конвейер» был обречен. Ни определить момент атаки, ни сбить ракеты он не мог.
Между обнаружением и поражением прошло примерно три минуты. Хотя транспорт оставался на плаву в течение трех дней, огонь внутри него был неконтролируемым, и детонация взрывчатых веществ под палубой в конце концов оторвала его нос.
Двенадцать жизней были потеряны, и корабль затонул с тремя вертолетами Chinook и шестью Wessex вместе с критически важными запасами на борту. К счастью, за несколько дней до этого "Харриеры" перелетели на авианосцы. Ведь контейнеровоз должен был только доставить их, как авианосец использовать его было крайне неудобно.
В течение нескольких недель после того, как « Атлантический конвейер » был потоплен, британские сухопутные войска остро почувствовали потерю корабля. Переброска войск через Восточный Фолклендский остров шириной 50 миль в столицу Порт-Стэнли должна была осуществляться с использованием транспортных вертолетов, особенно тяжелых «Чинуков». Без большинства из них десантникам и королевским морским пехотинцам пришлось провести то, что стало известно как «Великий Йомп» (сленговое слово «йомп» означает долгий марш с полной экипировкой), что, вероятно, продлило войну.
Излишне говорить, что условия были жестокими, и многие солдаты пострадали от переохлаждения, что дало последствия для их здоровья на много месяцев после войны. Было почти невозможно оставаться сухим, особенно с мокрыми ногами, что приводило к страданиям (!) во время долгого перехода через остров. Потеря палаток и сопутствующего оборудования на борту « Атлантическкого конвейера» усугубила суровые условия для британских войск, а затем и для аргентинских военнопленных. В целом потеря вертолетов на борту корабля сильно ограничила подвижность сухопутных войск. Вот тогда и было принято решение производить высадку непосредственно с десантных кораблей.
В Блафф-Коув удары аргентинской авиации по десантным кораблям при выгрузке солдат привели к гибели 51 военнослужащего, ранению нескольких десятков, потере одного судна (RFA Sir Galahad ) и повреждению других. Воздушные атаки на Блафф-Коув принесли самые большие потери британцев за всю войну.
Чем так интересна судьба контейнеровоза « Атлантический конвейер »? А дело в том, что за ходом боевых действий внимательно наблюдали и наши корабли. «Русские траулеры были частью тамошней обстановки. Мы считали советские суда разведывательными, поскольку они были напичканы аппаратурой. Их электронное оборудование перехвата было легко заметить даже нетренированному наблюдателю» - это воспоминания английских моряков. А также о случаях обнаружения в районе конфликта советских подводных лодок средствами гидролокации, классифицируя контакт путем сравнения шумов с банком данных «шумовых портретов».
И в СССР было принято решение тоже испытать возможность использования гражданских судов в качестве авианосных. Только выбрали не контейнеровозы, а ролкеры, у которых верхняя палуба свободна от всяких устройств. В 1983-85 году ролкеры «Агостиньо Нето» и «Николай Черкасов» прошли дооборудование в Севастополе - в основном палуба усиливалась листами жаропрочной стали, поскольку выхлопные газы ЯК-38 достигали температуры 1000 градусов.
Было совершено 38 испытательных полётов. Это оказалось весьма сложным процессом. Вывод был вкратце таков: летать можно, но по возможности не нужно. Так что дальнейшего развития эта идея не имела.
Свидетельство о публикации №222081400378