На Дойчланде через Атлантику

Под термином «подводная лодка» большинство из нас представляет невидимую подводную убийцу, хотя это и не совсем так. Иногда она использовалась и для вполне мирных транспортных или научных целей.
Первая, вполне мирная, субмарина для перевозки грузов появилась в Германии во время Первой мировой войны. Морская блокада Германии странами Антанты создала множество проблем для экономики, лишая ее ряда металлов, каучука, медикаментов и других товаров, игравших важную роль не только в военной промышленности, но и для существования гражданского населения империи.
Для прорыва блокады была построена подводная лодка «Дойчланд» (Deutschland), спроектированная в июне-сентябре 1915 года под руководством инженера Рудольфа Эрбаха (Rudolf Erbach) и сошедшая на воду 10 апреля следующего года со стапелей верфи Germaniawerft в Киле. Всего же строилось 8 лодок данного типа под надзором классификационного общества Германский Ллойд.
Предполагалось, что лодка будет совершать переходы в еще нейтральные тогда США и обратно в надводном положении, уходя под воду в случае опасности.
Ее надводное водоизмещение составляло 1575 тонн, на борт она могла принять до 750 тонн груза. Надводная скорость хода, которой лодка могла пройти до 12 000 миль, составляла 10 узлов, подводная - 5,2, глубина погружения - 50 м. Экипаж состоял из 29 человек и был полностью гражданским. Все это, учитывая также отсутствие вооружения, позволяло считать субмарину чисто коммерческим судном.
Британцы и французы были крайне недовольны подобной классификацией «Дойчланда», но проведенная по требованию послов этих стран 25 июля 1916 года инспекция комиссией Военно-морского министерства США признала судно коммерческим.
В отличие от боевых подводных лодок, на транспортной лодке были созданы достаточно комфортные бытовые условия - каждый офицер имел отдельную каюту, а матрос отдельную койку.
Интересные мемуары о первом переходе «Дойчланда» в США оставил ее капитан Пауль Лебрехт Кёниг (Paul Lebrecht K;nig; 1867-1933), поэтому я и буду им следовать.
45-летний капитан торгового флота, после мобилизации дослужившегося до старшего офицера броненосца «Бранденбург», в середине сентября 1915 года неожиданно получил приглашение от Германской океанской судоходной компании (Deutsche Ozean-Rhederei GmbH) принять под свое командование транспортную субмарину. Представьте себе состояние торгового моряка, никогда ранее не бывшего на борту субмарины и не имевшего ни малейшего понятия об ее устройстве и управлении!
Обучение экипажа не прошло даром и 14 июня 1916 года лодка покинула Бремен, груженная экспортными товарами для США (163 т концентрированных анилиновых красителей на сумму 60 миллионов марок и лекарства) и тремя мешками дипломатической почты. Так как пролив Ла-Манш тщательно контролировался кораблями Антанты, то курс был проложен к северу от Британских островов.
Через несколько суток перехода лодка и ее экипаж оказались в критической ситуации. С наступлением темноты Кениг решил всплыть п продолжить плавание в надводном положении, хотя на поверхности бушевал сильный шторм. Почти сразу же между гребнями волн мелькнул силуэт четырехтрубного миноносца. Последовала команда: «Срочное погружение!»
Погружение при таком волнении было весьма рискованным предприятием. Сначала лодка упорно не желала уходить по воду, но вдруг резко пошла вниз с дифферентом на нос 36;. На лодке творилось что-то невообразимое - плохо закрепленные вещи и люди разлетаются в страшном беспорядке, а субмарина втыкается носом в донный ил и начинает быстро раскачиваться, подобно маятнику. Так как согласно карте глубина моря составляла 31 метр, а длина лодки - 65, то над поверхностью торчала изрядная часть корпуса, делая его отличной целью для артиллерии миноносца.
К счастью, противник лодку не заметил и после ряда манипуляций с балластом «Дойчланд» удалось вернуть в нормальное положение.
Выйдя в Атлантику, лодка шла в основном в надводном положении, несмотря на частую штормовую погоду, избегая встречи с судами и погружаясь только в случае крайней необходимости. Качка «Дойчланда», вызванная ее конструктивными особенностями, заставляла жестоко страдать от морской болезни даже бывалых моряков. А когда лодка вошла в Гольфстрим температура в отсеках достигла 53;С.
Для маскировки решили преобразить субмарину в небольшое «грузовое» судно. Из брезента были сооружены фальшивая дымовая труба и надстройка, устанавливаемые в случае встречи с судами. Из трубы валил дым от горящей промасленной ветоши.
В 23:30 восьмого июля «Дойчланд» вошел и территориальные воды США. Встретивший немцев на входе в Чесапикский залив лоцман, был изрядно удивлен, поняв, что ему придется проводить кайзеровскую субмарину. По Чесапикскому заливу лодка следовала в сопровождении буксира, принадлежавшему Северогерманскому Ллойду.
Приход «Дойчланда» в США стал настоящим триумфом. Встречные американские и нейтральные суда приветствовали ее продолжительными звуками тифонов и свистков, еще за несколько часов до захода в порт Балтимор за лодкой начали следовать пароходы с журналистами и кинорепортерами.
10 июля субмарина пришвартовалась к причалу порта, пройдя от острова Гельголанд за 16 суток 3880 морских миль. Для предупреждения возможных диверсий американские власти предприняли беспрециндентные меры безопасности: со стороны суши причал был огражден рвом и колючей проволокой, со стороны залива - сетями, доходившими до дна. Место стоянки лодки круглосуточно охранялось кораблями Береговой охраны.
Местные жители встретили экипаж «Дойчланда» с большой дружелюбностью. П. Кениг вспоминал: «Однажды в одном музыкальном зале, заметив двух моих штурманов, музыка немедленно умолкла, прожектор был направлен на них, и при общем ликовании оркестр исполнил германский и американский национальные гимны.»
Американские журналисты имели возможность ознакомиться с устройством «Дойчланда» и на основании полученных ими от немцев сведений, в журнале «Scientific American» были помещены чертежи ее «внутреннего строения».
15 августа немецкая субмарина покинула Балтимор и направилась в обратный рейс, имея на борту 350 т каучука, 343 т никеля, 83 т олова и полтонны джута общей стоимостью 17,5 млн марок (стоимость постройки лодки составляла 4 млн марок). По другим сведениям, 17,5 млн стоил только каучук.
На границе американских территориальных вод 8 британских кораблей ожидали появления «немки», но ей удалось благополучно преодолеть блокаду.
28 августа «Дойчланд» прибыл в Бремерхафен, протяженность кругового рейса составила 8450 миль, из них 190 лодка прошла в подводном положении. На родине экипаж субмарины встретили как народных героев: сотни тысяч людей приветствовали его с берегов реки Везер, разносился звон церковных колоколов, звуки судовых и фабричных гудков, национального гимна и орудийного салюта. Поступили поздравительные телеграммы от кайзера Вильгельма II, имперского канцлера, президента рейхстага и других высокопоставленных лиц. В продаже появились почтовые открытки с изображениями капитана Кёнига, подводной лодки «Дойчланд» и ее экипажа.
26 августа 1916 года в США отправилась другая транспортная подлодка «Бремен» под командованием Карла Шварцкопфа (Karl Schwartzkopf). До порта назначения она не дошла, пропав без вести на просторах Атлантики. Причины ее гибели установить так и не удалось.
14 октября 1916 года «Дойчланд» с грузом драгоценных камней, ценных бумаг и лекарственных средств стоимостью 140 000 долларов, а также дипломатической почтой и тысячью фотооткрыток, изготовленных в пользу Немецкого Красного Креста, вышла во второй рейс в США и 31 октября прибыла в порт Нью-Лондон.
Приняв на борт груз, включая 6,5 тонн серебра в слитках, 17 ноября лодка отправилась в обратный рейс. При выходе из порта «Дойчланд» столкнулась с американским буксиром, который затонул, погибло 5 членой его экипажа.
Лодке из-за полученных повреждений пришлось вернуться в Нью-Лондон на ремонт. 21 ноября она снова вышла в море и 10 октября благополучно вернулась на родину.
Планировавшийся на январь-февраль 1917 года третий рейс не состоялся из-за ухудшения отношений с Соединенными Штатами, которые 19 апреля объявили войну Германии.
«Дойчланд» 17 февраля была передана ВМФ и переоборудована в боевую подводную лодку U-155, получив на вооружение два 150-мм орудия, снятых с устаревшего броненосца, и шесть торпедных аппаратов с запасом 18 торпед. Экипаж увеличился до 56 человек.
В своей новой роли U-155 совершила несколько походов в Атлантику, потопив 42 судна общим тоннажем 121 328 брт. Из своего последнего похода лодка вернулась в Германию 12 ноября 1918 года и 24 ноября была передана Великобритании по условиям перемирия. Лодку в Англии за определенную плату выставили на всеобщее обозрение в Лондоне и других городах. В 1921 году корабль был продан на металлолом.
Кроме «Дойчланда» и «Бремена» строились еще 6 транспортных подводных лодок, которые после вступления в войну США достраивались уже как большие крейсерские лодки (тип U-151 «Ольденбург»). Это были U-151, U-152, U-153, U-154, U-156, U-157. Подводные крейсеры были вооружены двумя торпедными аппаратами с запасом 18 торпед, двумя 150-мм и двумя 88-мм орудиями.
Эти лодки успешно действовали в Атлантике, в том числе у побережья США. Так, 2 июня 1918 года U-151 в течение нескольких часов потопила у берегов Нью-Джерси шесть американских судов и повредила одно. U -157 поставила рекорд того времени по длительности автономного плавания, пробыв в боевом походе 139 дней.
За время войны погибли две лодки этого типа - U-154 была потоплена британской подводной лодкой, а U-156 подорвалась на мине. Остальные были затоплены по условиям Версальского договора.


Рецензии