Я сделал

Из школьных лет наиболее тепло я вспоминаю уроки труда. Потому что главное там не столько взаимодействие с одноклассниками, сколько установление контакта с самим собой: что получается, что не получается, что нравится делать или не очень нравится. Первые уроки в столярной мастерской начались в 4 классе. Учитель был строгий, и постоянно следил, как мы держим в своих руках инструмент, и поправлял. Сначала это был просто рашпиль и молоток, затем задачи усложнялись и появились рубанок, стамеска, долото. Несмотря на возможные мелкие ссадины и царапины, обработанное дерево награждало приятным смолистым запахом. Особенно, если что-то еще и получалось. Потом появилась мечта идиота – маленький токарный станок по дереву. На нем можно было много разных деталей вытачивать. Грубые, неотесанные деревянные заготовки превращались в изящные дверные ручки, ручки для напильников и много разных изделий – все зависело только от фантазии мастера. После перехода в 6 класс начались уроки в слесарной мастерской. Мы учились работать с железом и сталью. Как выяснилось, изготовить квадратный во всех измерениях кубик при помощи одного только напильника и тисков – довольно сложная задача. Мы не понимали, зачем это. А это нужно было для выработки точности движений и ощущения материала. Когда своими руками обтачиваешь кусок стали, откладываются чувства, какой этот металл плотности, какой он твердости. Чуть позже нам разрешили обрабатывать детали на станках. Сначала сверлильный, потом токарный. Токарный станок по металлу – это особое ощущение. Это мощь, которая покоряет сталь и другие металлы. Когда видишь, как необработанный черный кусок стального прутка под резцом становится серебристо-белым, когда из этого самого прутка получается заготовка для болта, на который потом нарезается резьба – это все очень воодушевляет. Последние этапы – это нарезание резьбы, чистовая обработка поверхностей, снятия фасок и накатка специальной насечки, чтобы этот самый болт можно было вкручивать руками. И вот, после отрезания от заготовки, в руках еще теплый, но законченный болт – часть сложного изделия. Изделие было выпускной работой в 11 классе – рубанок. Все детали были сделаны, обработаны и теперь собраны воедино. Гудят усталые руки, но переполняет гордость за самого себя – я это сделал! И я получил знания, которые мне в дальнейшем пригодились в жизни.
Спустя много лет это ощущение повторяется, но уже в других областях. Я сделал – и это вкусный борщ или просто ужин. Я сделал – и это программа для коллег. Я сделал – и это установленный своими руками водонагреватель. И это может быть все что угодно, но я это своими руками – сделал. Конечно, есть то, что я никогда не сделаю своими руками хорошо. Но для этого есть и другие умельцы, которым достаточно заплатить определенную сумму денег. И это не отменяет заработанных моим трудом моих умений.


Рецензии