psiho-273. Пушкин. По усам текло
Это формула древнерусьского пира
О нем любили толковать в сказах и былинах, которые перебрались в народные сказки и поговорки, Поэтому в конце сказки можно встретить фразу выражение «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Многие писатели использовали формулу пития для завершения своих произведений: Н. Островский или в В. Даль (Казак Луганский "Хлебные дельцы. Картины русского быта"), А.С. Пушкин в поэме РиЛ или в "Сказке о Кузьме Остолопе" - "Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил", П.П. Ершов в сказке «Конек-горбунок" использует подобную фразу. Эта фраза как-то перекликается с греческим выражением которое означает "Губы обмачивает, но не небо".
Руслан и Людмила
(пролог)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет:
Там русский дух... там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
Классический миф:
По усам текло, а в рот не попало =
Ироническое замечание по поводу несбывшейся мечты.
А на самом деле версия м.б. иная:
пить то пили и даже очень любили в корчме или при всяком домашнем застолье пить хмельные напитки. Но питухов не было, НЕ "ПИЛИ" = не пьянствовали. В рот как-будто и не попадало = и не пьянели и не буянили да не дебоширили. Пьянства на Руси не было, а если и было, то не до социальной повальной болезни народа
Прыжов И.Г. в книге "ИСТОРИЯ КАБАКОВ В РОССИИ - 2017 (1868, Казань 1908)" горевал:
"
Но вот прошли времена и ... с заменой корчмы на царские кабаки, а русских хмельных напитков (браги, меда, пива и кваса) на водку в великороссийских губерниях, где до сих пор еще по старине пробавлялись пивом и брагой, а теперь была одна водка, вдруг появилось страшное пьянство, и в мире народных поверий возник и сложился образ Ярилы, бога водки, великороссийского Бахуса.
У великорусского народа мало-помалу сложилось новое правило жизни, что не пить -- так и на сеете не жить. Но, испивая да испивая, не могли не заметить, что подчас и водка не помогает, и, ухмыляясь на свою судьбу, прибавляли: "Пьем как люди, а за что Бог не милует -- не знаем". Иные шли еще дальше и сознавались открыто: "Пьем -- людей бьем, чем не живем!" И как все они ни бились, а в конце концов убеждались, что все спасение в аптеке, где излечиваются все болезни, и шли туда гурьбами хлебнуть сиротской слезы, завить горе ремешком. Испивая да запивая, человек начинал пить горькую, непробудную чашу, запивал на век, до самой могилы, проносился по селу отчаянный вой жены: "Чоловик пье!", и вставал на ноги страшный, чудовищный, нигде в Божьем мире неслыханный запой, и шел он по всей русской земле, поднимая всеобщее пьянство, то тихое, разбитое и понурое, то лихое и дикое! Кабаки вызывали пьянство, пьянство вызывало запой, а от запоя лечили.
Водкой.
"
Там же о видах водочного зелья:
"
Еще в начале 19 века всякий мало-мальски зажиточный человек и представить не мог себе, что такое очищенная, и находил возможность покупать хороший пенник; но теперь водку сменила мутная жижа, получившая название
по цвету своему сивухи, сиволдая, а по своему характеру:
сильвупле;
французская четырнадцатого класса;
царская мадера;
чем тебя я огорчила;
пожиже воды;
пользительная дурь;
дешевая;
продажный разум;
сиротские слезы;
подвздошная;
крякун;
горемычная;
прильпе язык;
чистоты не спрашивай, а был бы пьян;
водка - вину тетка: рот дерет, а хмель не берет
и так далее.
"
Свидетельство о публикации №222081400742